Изложение прислушайтесь. Капканы егэ и гиа

Проверка и оценивание основных видов речевой деятельности: говорение. Новые подходы.

(Татьяна Николаевна Малышева, заместитель председателя ФПКР КИМ для проведения государственной итоговой аттестации по русскому языку ФГБНУ «ФИПИ»)

Формат экзамена

1. Беседа с учителем

2. Работа в парах

3. Компьютер

Общие подходы:

Коммуникативный подход

Неподготовленная речь

Монолог + диалог

Описание, повествование, рассуждение

Выразительное чтение вслух

Выразительное чтение вслух

Задание 1. Выразительно прочитайте текст вслух. У Вас есть 1.5 минуты на подготовку.

Отрывок из книги Ивана Сергеевича Соколова – Микито́ва «Звуки земли»

Прислушайтесь хорошенько, стоя в лесу или среди пробудившегося цветущего поля, и, если у вас сохранился чуткий слух, вы непременно услышите чудесные звуки земли, которую во все времена люди так ласково называли матерью-землёю. Звуки земли драгоценны. Перечислить их, пожалуй, невозможно. Они заменяют нам музыку.

Я с радостью вспоминаю звуки земли, некогда пленявшие меня в детстве. И не от тех ли времён осталось лучшее, что заложено в моей душе? Вспоминаю лесные таинственные звуки, дыхание пробудившейся родной земли. И теперь волнуют и радуют они меня. В ночной тишине ещё отчётливее слышу дыхание земли, шелест листка над поднявшимся из земли свежим грибом, трепетание ночных лёгких бабочек, крик петуха в ближайшей деревне.

А как хорошо, незабвенно каждое новое утро! Ещё до восхода солнца просыпаются, начинают радостно петь птицы. Полнится жизнью пробудившийся лес! В природе нет ничего музыкальнее наступающего раннего утра. Ещё серебристее звенят ручьи, душистее пахнут лесные травы, и аромат их чудесно сливается с музыкальной симфонией утра.

Критерии оценивания выразительного чтения

Выразительность речи

Правильность речи (Соответствие речи языковым нормам)

Речь правильная (соответствует языковым нормам): отсутствует искажение слов (или допущена 1 ошибка), ударение в словах поставлено верно (или допущена 1 ошибка). Интонация передаёт пунктуацию текста (или допущена 1 ошибка). Темп чтения высокий. 2

Речь правильная (соответствует языковым нормам), но присутствует искажение слов (допущены 2-3 ошибки), и/или в постановке ударения допущено 2-3 ошибки, и/или интонация в целом передаёт пунктуацию текста, но допущено 2-3 ошибки. Темп чтения высокий. 1

Речь содержит значительные ошибки (частично соответствует языковым нормам): присутствует искажение слов (более 3 ошибок), в постановке ударения допущено более 3 ошибок. Интонация неточно передаёт пунктуацию текста (допущено более 3 ошибок). Темп чтения невысокий.. Понимание речи затруднено.0

Максимальное количество баллов за всё задание – 3

Монологическое высказывание. Беседа по монологу

Задание 2. Вам даётся 1.5 минуты на подготовку. Ваше высказывание не должно занимать более 2 минут.

1. Опишите фотографию.

2. Расскажите о своём посещении музея, которое запомнилось больше всего.

Не забудьте рассказать

в каком музее Вы были;

когда и с кем;

что вы увидели;

что понравилось и запомнилось больше всего.

Вопросы для беседы (Карточка для учителя)

1. Какие музеи Вам больше нравятся: исторические, художественные, научно-технические или естественнонаучные?

2. Как Вы считаете, должны ли школьники посещать музеи? Почему?

3. Слышали ли Вы о виртуальных музеях? Какими возможностями, на Ваш взгляд, они обладают?

Критерии оценивания монологического высказывания с элементом диалога

Описание фотографии

Смысловая цельность

или /и высказывание экзаменуемого характеризуется богатством словаря и точностью словоупотребления,

но прослеживается однообразие грамматических конструкций 1

Взаимодействие с собеседником

Взаимодействие с собеседником достигнуто: экзаменуемый проявил умение участвовать в беседе: слушать и понимать вопросы собеседника, давать точные и полные ответы на вопросы, владел невербальными способами общения (мимика, жесты), был вежлив и корректен. 2

Взаимодействие с собеседником достигнуто: экзаменуемый проявил умение участвовать в беседе, но не всегда проявлял умение слушать и понимать вопросы собеседника, давал неточные или /и неполные ответы на вопросы(совершил более 2 коммуникативных ошибок), не всегда владел невербальными способами общения (мимика, жесты), был вежлив и корректен. 1

Взаимодействие с собеседником не достигнуто, экзаменуемый не проявил умения участвовать в беседе: не понимал сути вопросов, не давал ответов (совершил более 4 коммуникативных ошибок), не всегда владел невербальными способами общения (мимика, жесты), или был невежлив и некорректен. 0

Максимальное количество баллов за всё задание - 10

Диалог в парах

Задание 2. Обсудите, нужна ли в школе форма? При обсуждении дайте ответы на следующие вопросы:

Есть ли у Вас в школе форма?

Чем удобна школьная форма?

Почему ученики часто не любят носить школьную форму?

Согласны ли Вы с тем, что одежда – часть делового этикета?

Опишите одежду, в которой бы вы хотели видеть учеников в своей школе.

Критерии оценивания диалога в парах

Решение коммуникативной задачи (каждое направление беседы оценивается 1 баллом)

Коммуникативная задача решена; мысли излагаются логично, последовательно, речь отличается богатством и точностью словаря, используются разнообразные синтаксические конструкции. 1*5

Коммуникативная задача не выполнена;

и /или речь отличается бедностью и неточностью словаря, используются однообразные синтаксические конструкции. 0

Взаимодействие с собеседником

Максимальное количество баллов за всё задание -7

Условный диалог. (Интервью)

Задание 2. Примите участие в интервью. Вам необходимо ответить на пять вопросов. Пожалуйста, дайте полные ответы на вопросы.

1. Есть ли у Вас в школе форма?

2. Чем удобна школьная форма?

3. Почему ученики часто не любят носить школьную форму?

4. Согласны ли Вы с тем, что одежда – часть делового этикета?

5. Опишите одежду, в которой бы Вы хотели видеть учеников в своей школе.

Критерии оценивания условного диалога

Решение коммуникативной задачи (1 баллом оценивается ответ на каждый вопрос)

Ответ на вопрос

Коммуникативная задача решена: дан полный ответ на поставленный вопрос, мысли излагаются логично, последовательно, речь отличается богатством и точностью словаря, используются разнообразные синтаксические конструкции. 1*5

Коммуникативная задача не решена: ответ на вопрос не дан или дан односложный ответ (слово, словосочетание);

или мысли излагаются нелогично, непоследовательно;

или речь отличается бедностью и неточностью словаря, используются однообразные синтаксические конструкции. 0

Максимальное количество баллов за всё задание - 5

Монологическое высказывание с элементом диалога

Задание 3. Вам даётся 1.5 минуты на подготовку. Ваше высказывание не должно занимать более 2 минут.

1. Опишите фотографию.

Не забудьте рассказать

когда проходил праздник;

чему был посвящён;

кто принимал участие;

Критерии оценивания монологического высказывания с элементом диалога

Описание фотографии

Экзаменуемый справился с коммуникативной задачей – описал фотографию. Фактические ошибки отсутствуют. 2

Экзаменуемый справился с коммуникативной задачей – описал фотографию, но тема раскрыта не в полном объёме. Фактические ошибки отсутствуют. 1

Экзаменуемый не справился с коммуникативной задачей – не сумел описать фотографию, или допустил фактические ошибки, в том числе в выборе типа речи. 0

Повествование о личном жизненном опыте

Экзаменуемый справился с коммуникативной задачей – рассказал о своём личном жизненном опыте. Фактические ошибки отсутствуют. 2

Экзаменуемый справился с коммуникативной задачей – рассказал о своём личном жизненном опыте, но тема раскрыта не в полном объёме. Фактические ошибки отсутствуют. 1

Экзаменуемый не справился с коммуникативной задачей – не сумел рассказал о своём личном жизненном опыте, или допустил фактические ошибки, в том числе в выборе типа речи. 0

Смысловая цельность

Высказывание характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения: логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена. 2

Высказывание характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения, но присутствуют логические ошибки (не более 2). 1

Высказывание нелогично, изложение непоследовательно. Присутствуют логические ошибки (более 2). Коммуникативный замысел понимается с трудом. 0

Выразительность и точность речи

Высказывание экзаменуемого характеризуется богатством словаря и точностью выражения мысли, разнообразием грамматических конструкций. 2

Высказывание экзаменуемого характеризуется богатством словаря, разнообразием грамматических конструкций,

но есть нарушения точности выражения мысли,

Высказывание экзаменуемого отличается бедностью словаря и однообразием грамматических конструкций 0

Взаимодействие с собеседником

Взаимодействие с собеседником достигнуто: экзаменуемый проявил умение задавать вопросы, слушать и понимать собеседника, вести и поддерживать беседу, владел невербальными способами общения (мимика, жесты), был вежлив и корректен. 2

Взаимодействие с собеседником достигнуто, но экзаменуемый не всегда проявлял умение задавать вопросы, слушать и понимать собеседника, вести и поддерживать беседу (совершил более 2 коммуникативных ошибок), не всегда владел невербальными способами общения (мимика, жесты), был вежлив и корректен. 1

Взаимодействие с собеседником не достигнуто, экзаменуемый не проявил умения задавать вопросы, слушать и понимать собеседника, вести и поддерживать беседу (совершил более 4 коммуникативных ошибок), не всегда владел невербальными способами общения (мимика, жесты), или был невежлив и некорректен. 0

Максимальное количество баллов за всё задание -10

*Примечание. Если экзаменуемый не справился с коммуникативной задачей, т.е. получил 0 баллов по критериям «Описание фотографии» и «Повествование о личном жизненном опыте», то такая работа не засчитывается и оценивается 0 баллов, задание считается невыполненным.

Если экзаменуемый получил 0 баллов по одному из критериев «Описание фотографии» или «Повествование о личном жизненном опыте», то по критериям «Смысловая цельность» и «Выразительность речи» максимальный балл уменьшается до 1 балла.

Монологическое высказывание

Задание 3. Вам даётся 1.5 минуты на подготовку. Ваше высказывание не должно занимать более 2 минут.

1. Опишите фотографию.

2. Расскажите о своём школьном празднике, который запомнился больше всего.

Не забудьте рассказать

когда проходил праздник;

чему был посвящён;

кто принимал участие;

что понравилось больше всего.

Критерии оценивания монологического высказывания

Описание фотографии

Экзаменуемый справился с коммуникативной задачей – описал фотографию. Фактические ошибки отсутствуют. 2

Экзаменуемый справился с коммуникативной задачей – описал фотографию, но тема раскрыта не в полном объёме. Фактические ошибки отсутствуют. 1

Экзаменуемый не справился с коммуникативной задачей – не сумел описать фотографию, или допустил фактические ошибки, в том числе в выборе типа речи. 0

Повествование о личном жизненном опыте

Экзаменуемый справился с коммуникативной задачей – рассказал о своём личном жизненном опыте. Фактические ошибки отсутствуют. 2

Экзаменуемый справился с коммуникативной задачей – рассказал о своём личном жизненном опыте, но тема раскрыта не в полном объёме. Фактические ошибки отсутствуют. 1

Экзаменуемый не справился с коммуникативной задачей – не сумел рассказал о своём личном жизненном опыте, или допустил фактические ошибки, в том числе в выборе типа речи. 0

Смысловая цельность

Высказывание характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения: логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена. 2

Высказывание характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения, но присутствуют логические ошибки (не более 2). 1

Высказывание нелогично, изложение непоследовательно. Присутствуют логические ошибки (более 2). Коммуникативный замысел понимается с трудом. 0

Выразительность и точность речи

Высказывание экзаменуемого характеризуется богатством словаря и точностью выражения мысли, разнообразием грамматических конструкций. 2

Высказывание экзаменуемого характеризуется богатством словаря, разнообразием грамматических конструкций,

но есть нарушения точности выражения мысли,

или /и высказывание экзаменуемого характеризуется богатством словаря и точностью словоупотребления, но прослеживается однообразие грамматических конструкций 1

Высказывание экзаменуемого отличается бедностью словаря и однообразием грамматических конструкций 0

Максимальное количество баллов за всё задание - 8

*Примечание. Если экзаменуемый не справился с коммуникативной задачей, т.е. получил 0 баллов по критериям «Описание фотографии» и «Повествование о личном жизненном опыте», то такая работа не засчитывается и оценивается 0 баллов, задание считается невыполненным.

Если экзаменуемый получил 0 баллов по одному из критериев «Описание фотографии» или «Повествование о личном жизненном опыте», то по остальным критериям «Смысловая цельность» и «Выразительность речи» максимальный балл уменьшается до 1 балла.

Сжатое изложение План работы с текстом: 1. Во время первого слушания текста запиши начало и концовку каждого абзаца. 2. Определи главную мысль текста 3. Определи главную мысль каждой микротемы (Помни! В тексте столько микротем, сколько в нем абзацев) 4. Убери второстепенную информацию.


Приемы сжатия текста 1. Свертывание исходной информации за счет обобщения (перевода частного в общее) Текст: «Достаточно ли, например, у нас воображения? Ведь воображение, по точному замечанию одного из писателей, нужно вовсе не для того, чтобы придумать нечто несуществующее или несбыточное. Воображение нужно для того, чтобы охватить умом и сердцем все богатство жизни, ее ситуаций, ее поворотов, чтобы увидеть мысленным взором потаенные уголки человеческой души. Без воображения нет образа мира и образа человека. А без этих образов жизнь становится плоской и упрощенной, в ней нас окружают всего лишь модели и схемы, а не живые люди» Прием обобщения: «А воображение – это не только то, что связано с фантазией. Воображение помогает представить образ человека, заглянуть в его душу, в самые скрытые уголки. Без воображения нельзя создать образ мира и человека»


Языковые приемы сжатия текста: 1. Замена однородных членов обобщающим наименованием «Прислушайтесь хорошенько, стоя в лесу или среди пробудившегося цветущего поля. Если у вас сохранился острый слух, вы услышите треск кузнечиков у протоптанной тропинки, трепетание зеленой листвы, пение птиц и басовитое гудение шмелей» Прием сжатия: «Прислушайтесь хорошенько, стоя в лесу или среди пробудившегося цветущего поля. Если у вас сохранился острый слух, вы услышите звуки земли»


Языковые приемы сжатия 2. Замена фрагмента предложения синонимичным выражением «Самой большой сердечной привязанностью Ивана Сергеевича Тургенева была его родная Смоленщина, русская деревня, им посвящены самые сердечные строки его произведений. Сжатие: «Самой большой сердечной привязанностью Ивана Сергеевича Тургенева была его малая родина, ей посвящены самые сердечные строки его произведений»


Языковые приемы сжатия 3. Замена предложения или его части указательным, определительным или отрицательным местоимением с обобщающим значением. «Достаточно ли, например, у нас воображения? Ведь воображение, по точному замечанию одного из писателей, нужно вовсе не для того, чтобы придумать нечто несуществующее или несбыточное. Воображение нужно для того, чтобы охватить умом и сердцем все богатство жизни, ее ситуаций, ее поворотов, чтобы увидеть мысленным взором потаенные уголки человеческой души. Без воображения нет образа мира и образа человека. А без этих образов жизнь становится плоской и упрощенной, в ней нас окружают всего лишь модели и схемы, а не живые люди» Прием сжатия: «А воображение – это не только то, что связано с фантазией. Воображение помогает представить образ человека, заглянуть в его душу, в самые скрытые уголки. Без воображения нельзя создать образ мира и человека, всё получится похожим на схему»


Языковые приемы сжатия 4.Исключения: повторов, фрагмента предложения, одного или нескольких из синонимов. Текст: «Но чтобы понять человека, одного воображения мало, нужно еще и пристальное внимание к людям, стремление всмотреться, вслушаться с доброжелательным сочувствием, с сердечным участием. Нужно сострадание, которое побуждает нас прислушаться не только к словам, но и к интонации, вглядываться не только в явное, но и в незаметное. При таком отношении разность взглядов и чувств никогда не переходит в непонимание». Прием: «Но чтобы понять человека, одного воображения мало, нужно еще и внимательное, сердечное отношение к человеку, которое побуждает прислушаться не только к словам, но и к интонации, вглядеться в незаметное. При таком отношении разность взглядов и чувств никогда не переходит в непонимание»


Языковые приемы сжатия 5. Слияния (нескольких предложений в одно) Текст: «Задумаемся над тем, часто ли мы расстраиваемся, что не поняли кого-нибудь? А может быть, значительно чаще страдаем от того, что не понимают нас? Конечно, чаще случается второе. Когда не понимают нас, нам бывает обидно. Мы огорчаемся, что нас не понимают родители, учителя, одноклассники. Мы до слез переживаем, что нас не понимают те, кто нам нравится, кого мы уважаем. Мы уверены, что сами способны понять, да и понимаем всех их, а вот они…» Прием: «Мы редко расстраиваемся, что не поняли кого-то, зато часто переживаем, что нас не поняли. Мы всегда думаем, что умеем понимать других, а вот они нас – нет».


Текст 1.Объединение. «Мастерская Саврасова резко отличалась от других. В тех работали по необходимости и по обязанности. Иногда зевали и скучали. Здесь не думали о школьных наградах и отличиях. Здесь горячо любили искусство, работу увлекались до самозабвения». = «В мастерской Саврасова не скучали, не думали о наградах и отличиях, здесь горячо любили искусство и работу». 2.Замена. «На лугу росли неприхотливые ромашки, задумчивые одуванчики, застенчивые купавки».= «На лугу росли цветы». 3.Удаление. «Можно привести множество примеров, когда смысл оживает в строении слова: подоконник – то, что кладется под ухо; а вот слово «окно» не каждый свяжет со словом «око», а ведь это родственные слова…».= «Можно привести множество примеров, когда смысл оживает в строении слова: например, подоконник – то, находится под окном».


Практическое занятие по сжатию текста. Осенью 1794 года французская армия вступила на территорию Голландии. Не располагая ответной силой, голландцы пошли на хитрость: открыв шлюзы, затопили местность. Наступление французов приостановилось. Главнокомандующий, генерал Пишегрю, собрался вообще было повернуть назад, но получил «донесение», что… домовые пауки рьяно начали плести паутину – обычно они делают это перед сухой и холодной погодой. Пишегрю, подумав, задержал свою армию. Ударили морозы, и французы, по льду перейдя Ваал, вошли в город! Этот факт мог бы показаться анекдотичным, если бы не был исторической реальностью. С самых давних времен человек подметил удивительную связь между грядущими природными явлениями и поведением живых объектов. У березы много сока? К дождливому лету. Если она начинает желтеть с верхушки – весна будет ранней, если снизу – поздней. Размер купола муравейника, число и расположение входов в нем напрямую связаны с температурой, толщиной снегового покрова и направлением господствующих ветров наступающей зимы. Скотоводы Монголии по норам пищухи узнают, какой будет зима. Жилье этого зверька имеет обычно 15 входов. Если снега будет мало, пищуха закрывает 5-10 входов каменными пробками.


Практическое занятие по сжатию текста. Спрашивается, откуда живой мир узнает о грядущих и весьма важных для него событиях? Какие «устройства» позволяют ему делать это? Совсем недавно мелькнуло вроде бы курьезное сообщение о поединке между хьюстонским бюро погоды, оснащенным метеоспутниками и компьютерами, и… коровой. Местная газета, выступившая в роли арбитра, оценивая правильный прогноз одним очком, признала фермерскую буренку победителем. Счет – 19:8! Возникает вполне серьезный вопрос: не обладают ли растения, насекомые и животные неким «механизмом» предвидения? И если да, то каково его устройство? Ответить на это строго научно сегодня трудно. Можно лишь углубляться в исследование связей между разнохарактерными и разновременными явлениями – поведением биосистем и состоянием окружающей среды.


Текст (1)Можно ли совершенно одинаково интересоваться строением вулканов и неправильными глаголами, законами взаимодействия частиц и загадкой библиотеки Ивана Грозного, устройством ЭВМ и натюрмортами?.. (2)Ну, допустим, человек разносторонне одарен от природы, все мгновенно понимает и запоминает. (3)Но ведь на то он человек, чтобы непременно спросить: «Это просто интересно или это мне для чего-нибудь нужно?» (4)А поняв, для чего это нужно, воодушевиться еще сильнее или, наоборот, охладеть. (5)Чем бы современный школьник ни занимался в будущем – медициной, экономикой, техникой, он может и должен представить себя за компьютером. (6)А вот представить себя в пустыне, животный мир которой необходимо выучить к завтрашнему уроку, не так уж легко. (7)Но прелесть жизни – в ее непредсказуемости. (8)Может быть, придется строить города в пустыне, лечить там людей – как же тогда без знаний о животном мире пустыни?! (9)К тому же то, что сегодня необходимо знать только нескольким людям, завтра может пригодиться многим. (10)И все-таки вопрос о том, зачем нужно то или иное знание, совершенно естественный и законный. (11)Не ставить его – значит проявить либо непростительный инфантилизм, либо неоправданное равнодушие к собственным занятиям. (12)И даже если увлечение предметом столь велико, что вопрос о его нужности в данный момент не возникает, он непременно должен возникнуть рано или поздно. (13)И пусть лучше это произойдет раньше, чтобы избежать горьких разочарований в напрасно затраченных усилиях или сожалений о неиспользованном времени. (По И Милославскому) (212 слов)


Создание сжатого изложения (1)Можно ли совершенно одинаково интересоваться строением вулканов и неправильными глаголами, законами взаимодействия частиц и загадкой библиотеки Ивана Грозного, устройством ЭВМ и натюрмортами?.. (Замените подчеркнутые однородные члены, которые конкретизируют мысль, обобщающим словом.) Можно ли (как?) _______________ интересоваться (в-1; разными отраслями наук; всякой всячиной; всем подряд; всевозможными знаниями). (2)Ну, допустим, человек разносторонне одарен от природы, все мгновенно понимает и запоминает. (3)Но ведь на то он человек, чтобы непременно спросить: «Это просто интересно или это мне для чего-нибудь нужно?» (4)А поняв, для чего это нужно, воодушевиться еще сильнее или, наоборот, охладеть. (Объединим эти три предложения. Даже разносторонне одаренный человек должен спросить себя: «_______________________________________________» и, поняв это,_______________________________ или __________________________. (5)Чем бы современный школьник ни занимался в будущем – медициной, экономикой, техникой, он может и должен представить себя за компьютером. (Устраним в этом предложении однородные члены). ____________ ______________ _____________ ______________ __________________ (6) А вот представить себя в пустыне, животный мир которой необходимо выучить к завтрашнему уроку, не так уж легко. (Предложение 6, учитывая его важность в развитии мысли, серьезным образом сокращать не будем.)


Создание сжатого изложения (7)Но прелесть жизни – в ее непредсказуемости. (8)Может быть, придется строить города в пустыне, лечить там людей – как же тогда без знаний о животном мире пустыни?! (9)К тому же то, что сегодня необходимо знать только нескольким людям, завтра может пригодиться многим. Жизнь (какая?)_______________. Может быть, (замените подчеркнутую часть предложения 8 обобщающим понятием) придется (что делать?)__________________ в пустыне, как же тогда без знаний о _______________?! (Предложение 9 мало что добавляет к мысли о том, что в нашей непредсказуемой жизни никому не известно, какие знания могут пригодиться, поэтому его можно опустить.) (10)И все-таки вопрос о том, зачем нужно то или иное знание, совершенно естественный и законный. (11)Не ставить его – значит проявить либо непростительный инфантилизм, либо неоправданное равнодушие к собственным занятиям. (Объединим предложения 10 и 11; союз, который используется как средство связи с предыдущим предложением, следует оставить.) И все-таки не задавать себе вопрос о том, зачем нужно то или иное знание, могут только инфантильные люди. (12)И даже если увлечение предметом столь велико, что вопрос о его нужности в данный момент не возникает, он непременно должен возникнуть рано или поздно. (13)И пусть лучше это произойдет раньше, чтобы избежать горьких разочарований в напрасно затраченных усилиях или сожалений о неиспользованном времени. (Предложение 12 мы целиком опустим, предложение 13 свяжем с предыдущим при помощи личного местоимения.) Чтобы не жалеть потом о _____________, лучше на него ответить как можно__________________.


Критерии оценивания сжатого изложения Экзаменуемый передал основное содержание прослушанного текста, отразив все важные для его восприятия микротемы. 2 балла Экзаменуемый передал основное содержание прослушанного текста, но упустил или добавил 1 микротему. 1 балл ИК1. Содержание изложения. Экзаменуемый передал основное содержание прослушанного текста, но упустил или добавил более 1 микротемы. 0 баллов ИК2. Качество сжатия исходного текста. Экзаменуемый правильно применил не менее 2 разных приемов сжатия текста (исключение, обощение, упрощение) и использовал их для сжатия не менее 3 микротем текста, или экзаменуемый правильно применил 1 прием сжатия, использовав его на протяжении всего текста 3 балла Экзаменуемый правильно применил не менее 2 разных приемов сжатия текста (исключение, обощение, упрощение) и использовал их для сжатия 2 микротем текста, или экзаменуемый правильно применил 1 прием сжатия и использовал его для сжатия 3 микротем текста. 2 балла Экзаменуемый правильно применил не менее 2 разных приемов сжатия текста (исключение, обобщение, упрощение) и использовал их для сжатия 1 микротемы текста, или экзаменуемый правильно применил 1 прием сжатия и использовал его для сжатия 2 микротем текста. 1 балл


Критерии оценивания сжатого изложения Экзаменуемый правильно применил 1 прием сжатия и использовал его для сжатия 1 микротемы текста, или экзаменуемый не использовал приемы сжатия текста, или экзаменуемый неправильно использовал приемы сжатия текста и исказил авторский замысел 0 баллов ИК3. Смысловая цельность, логичность и последовательность изложения. Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения; логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена; в работе нет нарушений абзацного членения текста. 2 балла Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения, но допущена 1 логическая ошибка, или в работе имеется 1 нарушение абзацного членения 1 балл В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел, но допущено более 1 логической ошибки, или имеются 2 случая нарушения абзацного членения 0 баллов Максимальное количество баллов за сжатое изложение по критериям ИК1 – ИК3 7 баллов

решите пожалуйста тест!очень срочно!и желательно правльно!111.Укажите причастие в предложении Прислушайтесь хорошенько, стоя в лесу или среди

цветущего поля, и вы непременно услышите чудесные звуки земли.

1. стоя 2. прислушайтесь 3. цветущего 4. чудесные

2. Выберите действительное причастие

1. кустарник вырублен

2. приколотый значок

3. убранная рожь

4. сверкавшие звезды

3. Отметьте ряд, в котором на месте пропуска во всех словах пишется буква Е

1. вычисля…мый, оберега…мая

2. уважа…мый, движ..мый

3. ободря…мый, вид…мый

4. выполня…мый, завис..мый

4. Отметьте ряд, в котором на месте пропусков пишется одна буква Н.

1. вяза…ая кофта, кипячё..ое молоко

2. раскалё…ый металл, трава скоше..а

3. решё..ая задача, сильно рассерже..а

4. огне…ые лучи, оживлё…ое движение

5. Выберите деепричастие совершенного вида

1. глядя 2.прочитав 3. крича 4.рисуя

6. Укажите, в каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых должны стоять запятые в предложении

Неожиданно зверь (1) почуявший человека (2) свернул в сторону (3) подбежал к реке (4) и бросился в воду.

1) 1,3, 4 2) 1,2,4 3) 1,2,3 4) 2,3,4

7.Определите синтаксическую функцию причастия в предложении.

В двух шагах от мальчика зашумели ветви, раздвигаемые руками.

подлежащее 2. сказуемое 3. дополнение 4. определение
8. Выберите действительное причастие.

1. приближающийся ураган 2. пришитая пуговица 3 засеянная земля 4 . сделанное дело

9. Отметьте ряд, в котором на месте пропусков во всех словах пишется одна буква Н.

1. закалё..ая сталь, ране..ый в руку офицер

2. солё…ый огурец, стены выкраше…ы

3. сея…ая мука, изреза..ое морщинами лицо

4. батальо…ый командир, гружё..ая камнем

10. Выбери деепричастие несовершенного вида.

1. подъезжая 2. получив 3. выкатившись 4 выполнив

11. Укажите, в каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых должны стоять запятые в предложении

Устраиваясь ночевать (1) на еловых ветках (2) хорошо защищающих от ветра (3) грачи по ночам поднимают громкий крик (4) и от этого крика я каждый раз просыпаюсь.

1,2, 4 2) 1,2,3 3) 1,3,4 4) 2,3,4
12. Укажите номер ответа, в котором все слова пишутся с буквой Е.

1. исправл..нная ошибка, постро…нный дом

2. постро..вший дом, встревож..нный известием

3. посе..нный овёс, рассыла…мая корреспонденция

4. ран…нный в бою, увеч…нный лаврами

13. Найдите слово, в котором ударение падает на третий слог.

1. заняли 2. заняло 3.приняли 4. заняла.

14. В каком варианте ответа указаны все цифры, на месте которых пишутся две буквы НН.

1. За освещё (1) ым рассея(2) ым лу(3) ым светом окном было видно некоше(4) ое пшеничное поле.

1) 1,2 2) 1,2,3 3) 1,2.4 4) 3,4

15. Укажите строку, в которой оба слова являются деепричастиями.

1. освещен, задумываясь

2. распушила, увидев

3. падая, оказавшийся

4.Размечтавшись, зная

16. В каком варианте ответа правильно указаны и объяснены все случаи постановки запятых в следующем предложении?

Подбоченясь (1) выезжали паны (2) окружённые несметными слугами.

1 - обособляется одиночное деепричастие
1 - обособляется одиночное деепричастие, 2 -обособляется причастный оборот
2-обособляется причастный оборот
1 - обособляется одиночное деепричастие, 2-обособляется деепричастный оборот

17. В каком варианте ответа правильно указаны цифры, на месте которых в преложении должны стоять запятые? Закинув голову (1) я видел в вышине темную деревянную церковь (2) наивно глядевшую (3) на меня с высокой кручи.

1 2) 2 3) 1,2 4) 1,2,3
18. Укажите пример, в котором слово пишется с НЕ слитно.

1) никого (не) удививший 2) (не)признан 3) (не) вымытый, а грязный 4) (не) проведенный эксперимент

Помогите пожалуеста сделать синтаксический разбор предложения: Прислушайтесь хорошенько,стоя в лесу или среди пробудившегося цветущего поля,и вы

непременно услышите чудесные звукт земли.

Нужно сократить текст с 7-х абзацев до 4-х. В Мещёрском крае нет никаких особенных красот и богатств, кроме лесов,

лугов и прозрачно-го воздуха. Но все же край этот обладает большой притягательной силой. Он очень скромен - так же, как картины Левитана. Но в нем, как и в этих картинах, заключена вся прелесть и все незаметное на первый взгляд разнообразие русской природы.

Что можно увидеть в Мещёрском крае? Цветущие или скошенные луга, сосновые боры, лесные озера, заросшие черной кугой, стога, пахнущие сухим и теплым сеном. Сено в стогах держит тепло всю зиму.

Мне приходилось ночевать в стогах в октябре, когда трава на рассвете покрывается инеем, как солью. Я вырывал в сене глубокую нору, залезал в нее и всю ночь спал в стогу, будто в запертой комнате. А над лугами шел холодный дождь и ветер налетал косыми ударами.

В Мещёрском крае можно увидеть сосновые боры, где так торжественно и тихо, что бубенчик заблудившейся коровы слышен далеко, почти за километр. Но такая тишина стоит в лесах только в безветренные дни. В ветер леса шумят великим океанским шумом и вершины сосен гнутся вслед пролетающим облакам.

В Мещёрском крае можно увидеть лесные озера с темной водой, обширные болота, покрытые ольхой и осиной, одинокие избы лесников, пески, можжевельник, вереск, косяки журавлей и знакомые нам под всеми широтами звезды.

Что можно услышать в Мещёрском крае, кроме гула сосновых лесов? Крики перепелов и ястребов, свист иволги, суетливый стук дятлов, вой волков, шорох дождей в рыжей хвое, вечерний плач гармоники в деревушке, а по ночам - разноголосое пение петухов да колотушку деревенского сторожа.

Но увидеть и услышать так мало можно только в первые дни. Потом с каждым днем этот край делается все богаче, разнообразнее, милее сердцу. И, наконец, наступает время, когда каждая ива над заглохшей рекой кажется своей, очень знакомой, когда о ней можно рассказывать удивительные истории.

НАПИШИТЕ ПОЖАЛУЙСТА СЖАТОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ!!! 70-80 слов ПОЖАЛУЙСТА и получил лучший ответ

Ответ от Валерия[эксперт]


Ещё до восхода солнца просыпаются птицы. Спят в домах люди, редкая прошумит машина, но уже полнится жизнью пробудившийся лес, полной грудью дышит земля. В природе нет ничего музыкальнее наступающего раннего утра.

Ответ от Даша Струцкая [новичек]
Прислушайтесь, стоя в лесу или в поле вы непременно услышите звуки земли. Это может быть журчание ручейка, или плеск речных волн, пение птиц или гром отдаленной грозы, шелест трав или треск мороза. Все это звуки земли, слышать которые городские люди отвыкли. Тем радостнее такому человеку, еще не совсем утратившему чувство родной природы, побывать в лесу, в поле, на реке.
Для земледельцев и охотников, звуки земли драгоценны. Перечислить их невозможно.
Я с радостью вспоминаю звуки земли. Вспоминаю лесные таинственные звуки, дыхание родной земли. И теперь волнуют и радуют они меня.


Ответ от Валерий Никитин [новичек]
Прислушайтесь хорошенько, стоя в лесу или среди пробудившегося цветущего поля, и вы непременно услышите чудесные звуки земли. Во все времена люди ласково называли её матерью-землёю.
Журчание весеннего ручейка или плеск речных волн о песчаный берег, пение птиц или гром отдалённой грозы, шелест цветущих луговых трав или треск мороза в зимнюю ночь, трепетание зелёной листвы на деревьях или треск кузнечиков у протоптанной луговой тропинки - всё это бесчисленные звуки весны. Слышать их люди городские, оглушённые шумом машин, к сожалению, отвыкли. Тем радостнее такому человеку, ещё не совсем утратившему чувство родной природы, побывать в лесу, на реке, в поле, набраться душевных сил.
А как хорошо новое утро! Ещё до восхода солнца просыпаются, начиная радостно петь, птицы. Спят в каменных домах люди, редкая прошумит машина, но уже полнится жизнью пробудившийся лес, полной грудью дышит земля. В природе нет ничего музыкальнее наступающего раннего утра.
1 Нравится Ответить
ГОЛОСОВАНИЕ ЗА ЛУЧШИЙ ОТВЕТ
Валерия 2 года назад
Профи (717)
Стоя в лесу или среди цветущего поля, вы услышите чудесные звуки земли. Во все времена люди ласково называли её матерью-землёю.
Слышать бесчисленные звуки весны люди городские отвыкли. Тем радостнее такому человеку побывать в лесу, на реке, в поле, набраться душевных сил.
Ещё до восхода солнца просыпаются птицы. Спят в домах люди, редкая прошумит машина, но уже полнится жизнью пробудившийся лес, полной грудью дышит земля. В природе нет ничего музыкальнее наступающего раннего утра.