Promagik - Ассоциации и диссоциации в НЛП. Когда – где

(секреты счастья от НЛП)

В прошлом материале "Азбука НЛП: диссоциирование, ассоциирование" мы подробно разбирали пару важных для НЛП терминов - ассоциа­ция и диссоциация .

Напомню, речь идёт о том способе, которым мы просматриваем «фильмы» событий настоя­щего и прошлого.

Если мы вспоминаем картинку, в которой мы смотрим на себя со стороны, то это - диссоциированное состояние. Так мы перекрываем доступ к чувствам и переживаниям того (или же - теку­щего) момента.

Если, вспоминая или переживая что-то здесь и сейчас, мы находимся внутри картинки и не смотрим на себя со стороны, а сами там и присутствуем, ощущая «всей кожей», то это называется - ассоциированное состояние. Так мы открываем все шлюзы для пере­живания эмоций и чувств, которые дарит конкретная ситуация.

Человек, не знакомый с НЛП ни интуитивно ни по книгам, ассоциирует и диссоциирует, как бог на душу положит, поэтому часто попадает впросак.

В этой статье я хочу затронуть две важные темы.

  1. Как избежать разочарования в человеке (если вы страдаете таким эмоциональным расстройством) или в некотором отрезке своего прошлого (например в предыдущем распавшемся браке). Иными словами, как не превратить своё прошлое в ад?
  2. Как не превратить в ад своё настоящее? (Как научиться быть счастливым и доволь­ным своей жизнью?)

Приступим к первой теме: как не превратить своё прошлое в ад?

Очень часто наш друг, подруга или супруг начинают нас раздражать, и вскоре вместо друга (мужа) подруги (жены) у нас образовывается, если не враг, то во всяком случае сильно раз­дражающий нас человек.

Это похоже на проклятие античных богов и это - страшно. Всё, к чему бы мы ни прикаса­лись, со временем превращается в смердящее зловоние. Мы теряем друзей, мы с тихим ужа­сом и раздражением констатируем: «Меня окружают одни...». (Каким словом вы чаще поль­зуетесь, такое и подставьте сами.

А происходит это вот почему. В нашем сердце поселяется обида. И эта обида (без нашего разрешения) начинает копаться в наших «фильмах» о прошлом и менять там настройки.

Так, все хорошие моменты, связанные с этим человеком, наша обида делает диссоциирован­ными.

А все плохие, наоборот, ассоциированными.

Потом, потирая руки, обида уходит в свой угол и там засыпает, а мы остаёмся с «фильмами» о прошлом, которые нужно теперь перенастраивать.

А перенастраивать-то нужно вручную и самим - никому третьему эту работу не перепору­чишь.

Итак, что же делать, чтобы мир людей вокруг нас (даже бывших друзей) не превратился в «мир сволочей», которые только и делали, что унижали нас и отбирали у нас игрушки...?

Вспомните два события, одно - негативное, второе позитивное.

Прокрутите их в голове НЛП-ишным фильмом так, чтобы хороший эпизод Вы посмотрели в ассоциированном состоянии, а плохой - в диссоциированном состоянии (со стороны, в отдалении, в чёрно-белом варианте...)

А потом, когда справитесь с этим заданием, на нижете на связку воображаемых бус все са­мые хорошие эпизоды, и переживите КАЖДЫЙ из них - в ассоциированном состояние.

Напомню, ассоциированное состояние - это так, чтобы Вы находились сами внутри этого своего опыта и имели доступ ко всем переживаниям.

Если есть несколько сильных негативных воспоминаний об этом человеке, также на нижете их на отдельную низку и проживите каждый в диссоциированном состоянии.

Вторая тема: как не превратить в ад своё настоящее?

НЛП-тренеры любят рассказывать, как они «раскалывают» вечно ноющих своих клиентов, у которых мир - это юдоль скорби и в жизни нет вообще ничего хорошего.

Причём такие люди отнюдь не копируют судьбу Иова Многострадального, а даже преуспева­ют - кто в чём. В общем, милостыню им подавать не хочется...

Отчего же столько реального, не надуманного нытья?

НЛП-ИСТ - ЭТО ПСИХОТЕРАПЕВТ С ОТВЁРТКОЙ, И ОН ЗНАЕТ ВСЁ ПРО КИНОАППА­РАТ, КОТОРЫЙ НАЗЫВАЕТСЯ «ЧЕЛОВЕК».

НЛП-исты заметили, что у таких людей опять-таки (как и в прошлом случае) СБИТЫ ВСЕ НАСТРОЙКИ.

Отчего-то они (отчего, мы сейчас не будем выяснять) всегда находятся в диссоциированном состоянии, когда пережи­вают успех и удовольствие с радостью, и быстренько ассоциируются, когда переживают не­приятную историю.

Как будто бы эти люди надевают солнечные очки, заходя в квартиру и снимают их, выходя на палящий зной, а потом жалуются на то, что ничего не видят...

Или как будто бы эти люди выходят погулять на улицу только в те вечера, когда с матча идёт толпа футбольных фанатов проигравшей команды, а потом эти люди жалуются, что у них очень опасный город, где бьют лицо просто так...

Всё, что остаётся НЛП-доктору, встретившему подобного нытика, которому ничего не мило в жизни - это насильно научить пребывать человека со сбитыми настройками в ассоцииро­ванном состоянии, когда он переживает ситуацию «удовольствия» и «успеха» и также научить его переходить в диссоциированное состояние, когда ему - туго.

А туго бывает всем. Даже самым счастливым людям.

Александр Любимов

Наша голова – это совершенно восхитительные инструмент. Если ей научиться пользоваться правильно можно делать очень интересные вещи. Подумайте на сколько это забавно – видеть себя со стороны. Мы все умеем делать это. Одни это делают чаще, другие реже. Вы можете прямо сейчас взглянуть на себя с потолка. А как вы выглядите, если смотреть с большого пальца вашей правой ноги? Темно? Ну, представьте что вы сидите на ботинке. Не правда ли забавно. А если посмотреть с расстояния метров в сто. Из-за окна. Шторы мешают – мысленно можно убрать. А стены сделать прозрачными. Вот такой маленький человечек читает малюсенькую книжицу. А если взглянуть на себя с кончика собственного носа. Такие разные бугры, здоровенные волосищи (это кто их волосками называет?).

Теперь вы можете вернуться и посмотреть на всё это собственными глазами. Что изменилось?

- Когда я летал и смотрел на себя со стороны – там чувств практически не было. Но когда я вернулся – сразу стало больше ощущений.

- Смотришь на себя и как бы отдаляешься. Вот сидит человек.

Есть несколько способов воспринимать ситуацию. Можно быть внутри и видеть всё собственными глазами(ассоциация), а можно смотреть на себя в этой ситуации со стороны (диссоциация).

Естественно, для того чтобы диссоциироваться не нужно выходить в астральное тело или ещё чего-нибудь в таком же духе. Просто мозг может сконструировать такую точку зрения: вне ситуации . Как это использовать – об этом дальше.

Когда мы ассоциированы, мы эмоционально включены в ситуацию, мы в ней. Мы переживаем, двигаемся, радуемся или огорчаемся, чувствуем боль или восторг. Когда мы диссоциированы мы наблюдаем со стороны, можем взвешенно оценить то, что происходит. При этом чувства остаются внутри ситуации. Так же когда мы диссоциированны мы можем оценить, как мы выглядим со стороны. Есть даже такой прибор, которые мы постоянно используем для этого – называется зеркало.

Можно участвовать в драке и наблюдать за ней со стороны. Пусть эта драка называется боксом. И если человек на ринге, то он чувствует азарт, переживает эмоции, двигается, испытывает боль и напряжение. Зритель же просто наблюдает за этим со стороны – оценивает красоту движений, определяет куда надо двинуться и как ударить.

Какой удар. Надо было сильнее врезать. И снизу.

Понятно, что есть некоторое различие – получить удар по голове или посмотреть на это со стороны.

- То есть в диссоциированном состоянии человек не испытывает чувств?

Почему, испытывает. Только это чувства "по поводу". Оценочные переживания: хорошо, интересно, красиво. Они обычно действительно намного слабее, чем в ассоциированном состоянии.

У меня была одна клиентка. Она вообще из диссоциации не вылезала. Она на всё смотрела "со стороны". Это вызывало у неё определённые трудности.

Например, мы с мужем занимаемся сексом, - говорила она. – Я вижу двух людей, которые занимаются любовью. А я то тут при чём?

Ассоциация и диссоциация – это два разных опыта, два разных способа воспринимать одни и те же события. Диссоциация позволяет более взвешенно и спокойно относиться к происходящему, уйти от сильных неприятных переживаний и боли. Но одновременно с этим вы можете уйти и от приятных и восхитительных чувств.

Например, любовь (как и секс) лучше все-таки переживать изнутри. А не заниматься подглядыванием. Хотя некоторые это любят. Им настолько интересно подглядывать за другими, что они не могут расстаться с этой привычкой даже по отношению к себе. Это довольно интересный подход – вместо секса посмотреть плохонький порнофильм.

Вообще, хорошо бы научиться приятные моменты переживать изнутри, а неприятные – снаружи.

Не всегда, но чаще всего.

Как смотрится со стороны.

Диссоциация позволяет посмотреть на себя со стороны. Это важный навык, потому что есть довольно много вещей, где хотелось бы знать, как это всё со стороны то смотрится.

Был один молодой человек. Он очень любил танцевать. Он любил это настолько, что даже занимался бальными танцами. Когда он танцевал, он погружался в это полностью. Он плыл в этом ощущении, он пропускал эту музыку через себя и выражал в движении. Он прекрасно чувствовал партнёршу…

Но его никогда не брали на соревнования. Этот парень был настолько внутри танца, что то, как это выглядит снаружи его не интересовало. А зря. Для зрителей важно, как это смотрится со стороны. Смотрелся со стороны он достаточно неприглядно.

Вот его и научили смотреть на то, как он танцует со стороны и делать так, чтобы ему не только было внутри хорошо, но и красиво со стороны. И его быстренько начали посылать на все эти соревнования. И он там начал даже занимать какие-то места.

Прибор для взгляда со стороны – это зеркало. Но зеркало не всегда можно использовать, да и не со всех ракурсов оно вам показывает. А голова всегда с собой. И ею можно пользоваться в любое время. Подумайте над этим.

Взвешенная оценка ситуации.

Ещё одна вещь, которую даёт диссоциация – более спокойная и взвешенная оценка ситуации. При чём как текущей, так и прошлой. Сделайте прямо сейчас следующее – вспомните ситуацию, в которой вы спорили и считали, что вы совершенно правы. Сделали?

Хорошо. А теперь выйдите из этой ситуации и посмотрите о ней кино – вот люди спорят. Один из них даже носит ваше имя… Диссоциируйтесь то есть. Что изменилось?

- Я стал относиться к той ситуации с большим юмором.

- Я сейчас посмотрел – и чего собственно спорят!

- А мне стало смешно. Это тогда казалось для меня таким важным – а сейчас смотрю – женщина раскраснелась, кричит, руками размахивает! Итальянская комедия какая-то.

Итак, для большинства произошли определённые изменения в оценке.

- А у меня ничего не изменилось. Как было, так и есть.

Опиши, как ты это воспринимал раньше.

- Ну, я вспоминаю наш этот спор – я объяснял заказчику определённые вещи. Мы…

Сделай пожалуйста следующее – попробуй войти в ситуацию, прожить её изнутри. Вернись обратно туда…

- Сейчас попробую. О-о-о, чёрт! Как он меня тогда достал!

Хорошо. А теперь взгляни на неё так, как ты мне описывал перед этим.

- А, да! Получается я её с самого начала воспринимал диссоциированно. Интересно.

- А как вы узнали, что он диссоциированно её вспоминает? Он же этого не говорил.

Но показал. Всем своим видом. Человек выглядит совершенно по-разному в ассоциированном и диссоциированном состоянии. Вот сейчас вы и потренируетесь эти различия калибровать.

Калибровка.

Объединитесь в группы по 4-5 человек. Вы все по очереди будете Рассказчиками, а остальные в это время будут Наблюдателями.

Рассказчик выбирает какую-то эмоционально включённую ситуацию и рассказывает о нём. Проживая всё заново. Потом он рассказывает об этом же событии, но уже диссоциированно.

Задача Наблюдателей калибровать сенсорно очевидные различия между этими двумя состояниями, а так же следить, чтобы Рассказчик находился в нужном состоянии. То есть, если он рассказывает ситуацию изнутри, он делает это всё-время ассоциированно. А когда рассказывает диссоциированно – то он всё время это делает диссоциированно. Напоминайте ему об этом.

Как это было?

- У нас в группе некоторые рассказчики всё время пытались из диссоциации уйти в ассоциацию.

- При диссоциированном рассказе человек выглядит более спокойным, как бы застывшим.

- Когда диссоциируешься переживания как бы отдаляются, становятся нейтральными.

Замечательно. Теперь давайте суммируем результаты ваших калибровок.

Использование.

Когда вы пользуетесь разными способами восприятия, помните о том, что нет чётких правил того, где когда что будет наиболее подходящим. На мой взгляд наиболее эффективный подход – это когда вы умеете контролировать свой способ восприятия. Захотел – вошел в ситуацию, захотел – вышел. Вопрос именно в умении, способности выбирать нужную точку зрения. Вы можете, например, прыгать туда сюда для того, чтобы иметь практически одновременно и "включённость" и "трезвый расчёт". Можете "максимально погрузиться в переживания" или полностью "выйти из ситуации". Это зависит от того что происходит и от ваших целей. Естественно, для того чтобы вы это могли нужно натренировать умение как диссоциироваться, так и ассоциироваться (у одних лучше получается первое, у других – второе). А так же удерживать нужное состояние и по мере надобности переходить из одного в другое.

Упражнения.

Тренировка диссоциации.

Посмотреть на себя:

с потолка;

с кончика ваших ботинок;

из-за окна;

из космоса;

с кончика носа;

из-за плеча.

Какие различия в восприятии?

Калибровка собственного состояния.

Как вы можете определить, в ассоциированном или диссоциированном состоянии вы находитесь? Найдите не менее трёх признаков для каждого состояния.

Например. Ассоциация: более интенсивные переживания, наклон туловища вперёд, глубокое дыхание. Диссоциация: поза прямая, поверхностное мелкое дыхание, ощущение напряжения в коже лба.

Когда – где.

Определите для себя в какие события вам предпочтительно воспринимать ассоциированно, а какие – диссоциированно.

Удержание состояния.

Возьмите отрезок времени: 5-10-20 минут. И во время всего этого периода удерживайте либо ассоциированное, либо диссоциированное состояние.

Тренировка Диссоциации.

Так же в тройках: Клиент, Оператор и Наблюдатель.

Клиент старается вытащить Оператора на эмоциональный диалог. Он может плакаться, наезжать, просить, обвинять – на его вкус. Задача Оператора во время всего разговора быть в диссоциированном состоянии. Наблюдатель следит за временем и даёт обратную связь – на сколько хорошо работал Клиент и удалось ли Оператору удержать желаемое состояние.

15 мин.

Подстройка.

В тройках: Клиент, Оператор и Режиссёр.

Клиент с Оператором беседуют на любую интересную им тему. Но при этом Клиент находится то в ассоциированном, то в диссоциированном состоянии. А когда в каком – решает Режиссёр. Он же и подаёт сигналы в какое состояние перейти. Например: рука ладонью вверх – диссоциация, ладонью вниз – ассоциация. Оператор же калибрует состояние Клиента и подстраивается – Клиент в ассоциацию и Оператор за ним, Клиент диссоциировался – и Оператор тоже.

Задача Клиента – вызывать и удерживать нужное состояние.

Задача Оператора – калибровать и подстраиваться.

Задача Режиссёра – калибровать состояние обоих, следить, чтобы Клиент удерживал нужное состояние. А после упражнения дать качественную обратную связь – как это было, насколько хорошо Оператор калибровал и удерживал состояние и т.д. Так же Режиссёр следит за временем.

20 мин.

Изменение прошлого.

Ещё один способ использования ассоциации – диссоциации, это изменение способа восприятия прошлого. Есть хороший способ испортить себе жизнь – все ситуации, связанные с неприятными переживаниями вспоминать ассоциированно, а с приятными – наоборот. Я вам даю гарантию – жизнь станет вполне несносной.

Хотя может при этом она будет и достаточно насыщенной эмоционально. С адреналинчиком, так сказать.

К стати, есть люди которые именно так и поступают. Они берут кусок прошлого, живенько диссоциируются от всех приятных переживаний, но зато в страдания погружаются с полной самоотдачей. После этого процесса любые текущие неприятности покажутся сущей ерундой – когда сзади подпирает такая куча всякой мерзости. В этом есть определённый смысл. Ну, особенно если задача максимально испортить себе жизнь и помочь в этом другим.

- А не будет ли так, что если диссоциироваться от неприятных переживаний, то опыт теряется. И человек снова и снова наступает на одни и те же грабли?

Опыт то не теряется – вот он. Наблюдай сколько хочешь. Диссоциация как раз и позволяет организовать наш опыт так, чтобы им можно было пользоваться. При взгляде со стороны мы можем более взвешенно оценить собственное и чужое поведение, сделать выводы и так далее. А неприятных переживаний обычно хватает прямо на месте – не вижу смысла влезать в них каждый раз, как нужно что-то вспомнить. Это как если бы для того, чтобы взять нужный справочник сначала нужно было бы пройтись по горящим углям. Это конечно поможет проявиться характеру и подтвердит важность информации… Если кто решится. Скорее всего просто отобьётся всякое желание вообще туда лазить.

Но мне что-то не хочется иметь дома такую библиотеку.

Вопрос в обучении. Выводы сделал, научился – работа окончена. Естественно, если человек туп настолько, что не учится, то жизнь ему будет подкидывать задачки. Пока не научится: сюда нельзя. Но из плохих переживаний, находясь внутри, научиться обычно крайне сложно. Внутри плохо, а когда вышел – думать об этом уже не хочется. Пока опять не вляпаешься в ту же мерзость. От неприятных переживаний хочется уйти. А как обдумать событие, если оно связано с дискомфортным переживанием? Каждый раз проходить через это не очень хочется. Поэтому стараются просто не думать. Но проблема при этом никуда не денется – если ничего не поменять, в такой же ситуации будет то же самое.

К одесситу подходит приезжий с чемоданом:

- Скажите, если я пойду по этой улице, там будет железнодорожный

вокзал?

- Знаете, он там будет, даже если вы туда не пойдете!

Обычно, когда говорят об опыте, то подразумевается, что на событиях человек чему-то научился. Что-то изменил в себе, в своём поведении.

Опыт – это то, что мы получаем, когда не получаем того, что хотим.

Диссоциация как раз и помогает создавать опыт , воспринимать проблемные ситуации более взвешенно и менее эмоционально.

Переоценка прошлого.

Маленькое упражнение. У кого было трудное детство? Ира.

У тебя было плохое детство, а может жизнь у тебя подпорчена в другой период?

- Это скорее подростковый возраст.

Хорошо. Сделай сейчас следующее – вернись мысленно по времени назад, когда ты ещё не была подростком.

Замечательно. Подумай, приятные ситуации ты бы поместила скорее слева или справа?

- Приятные справа.

Тогда неприятные у нас будут слева, так?

- Да, конечно.

Хорошо. Представь что все события твоей жизни лежать на линии – лини времени. На ней есть и участок с твоим подростковым возрастом. Прямо сейчас мысленно пройдись по этому участку и рассортируй ситуации – приятные направо, неприятные налево.

- Что, абсолютно все ситуации?

Ты рассортируй те, которые тебе будут попадаться. Естественно, тебе не нужно это делать абсолютно со всеми – только со значимыми. Часть ты можешь сделать сознательно, а часть может отсортироваться вполне бессознательно. Просто мысленно пройдись и разреши этому произойти.

- Да, я сделала это.

Теперь сделай следующее – мысленно сойди с линии времени вправо и пройди через все эти приятные ситуации. Это может быть достаточно быстро, просто проживи все эти приятные события, испытывая опять те же эмоции и чувства. Возьми столько времени, сколько тебе нужно.

Замечательно. А теперь ты можешь мысленно пройтись еще раз по линии времени, но ты будешь находиться на ней, а те ситуации, которые ты поместила налево будут для тебя в виде фильмов об Ире в этих ситуациях. Ты можешь приближать или удалять экраны, на которых тебе показывают это кино, но помни, что ты находишься на линии времени, а события тебе только показывают. Точно так же, можешь взять столько времени, сколько тебе для этого нужно.

Да, я и это сделала.

Теперь сделай следующее – положи приятные события обратно на линию времени, а неприятные события оставь слева. И, после того, как ты это сделаешь, ты можешь опять мысленно пройтись по линии времени, проживая приятные события и рассматривая, что делала Ира в неприятных событиях. Помни о том, что у тебя есть возможность при необходимости войти на экран и прожить ситуацию изнутри. Но пусть неприятные события хранятся у тебя в виде диссоциированных кинофильмов.

- О-о-о!

Что получилось?

- Сначала мне казалось, что у меня в этом возрасте просто не было ничего хорошего. А сейчас мне кажется, что приятных событий было даже больше. А многие ситуации, которые мне казались раньше неприятными – я на них посмотрела – они вроде даже как приятными стали. Я их направо поместила. И многое просто вспоминается. Оказывается хорошее было время.

Ира, подумай. А не может ли вот такое новое восприятие этой части твоего прошлого как то повредить тебе?

- Я думаю нет.

И последнее. Ира, посмотри в своё будущее. Что там измениться в связи с этой работой?

- Мне кажется я буду более жизнерадостной. И более уверенной в себе.

Замечательно. Тебе понравилось то, что получилось?

- Да, спасибо!

Что мы сейчас сделали? Мы просто сменили точку зрения на опыт. Ира проассоциировалась с приятными переживаниями и диссоциировалась от неприятных. Не бывает так, чтобы было совершенно всё плохо. Или всё хорошо. Вопрос только в том, как мы это воспринимаем. Здесь мы обучили Иру воспринимать приятные события ассоциированно, а неприятные – диссоциированно. Правда только на одном кусочке её жизни. Но то же самое можно сделать и для других кусков, а можно и для всей жизни… Просто времени это займёт несколько больше.

- Может ли это как-то повредить?

В событии может быть много разных переживаний. Если человеку кажется, что неприятных больше он оценивает ситуацию как неприятную. И наоборот. А в там может содержаться и полезный опыт. Диссоциированно до него не добраться – он внутри. Если просто от всего отстраниться – этот опыт станет недоступен. Поэтому здесь важно умение человека если надо войти в ситуацию, которую он на данный момент воспринимает диссоциированно, и получить доступ к этим переживаниям. В этом случае скорее всего проблем быть не должно.

* Публикуется по изданию:
Михайлов Б. В., Сердюк А. И., Федосеев В. А. Психотерапия в общесоматической медицине: Клиническое руководство / Под общ. ред. Б. В. Михайлова. — Харьков: Прапор, 2002. — 128 с

Мать Природа наделила нас таким прекрасным инструментом, как Мозг, но то ли забыла, то ли не захотела приложить к этому изделию подробную инструкцию по пользованию. НЛП (NLP) разрабатывает инструкции по использованию возможностей человеческого мозга. Инструкции по управлению мозгом своим и чужим.Тренинги НЛП не только знакомят с инструкцией, но и помогают совершенствовать навыки пользования. И это дает возможность управлять своей жизнью так, как Вы этого захотите.

НЛП - нейро-лингвистическое программирование для тех, кто хочет сделать свою жизнь яркой, общение - приятным, работу - эффективной. Хотите быть богатым и здоровым одновременно?

Бытует мнение, что НЛП - это одно из направлений практической психологии. Однако, вернее понимать НЛП как межотраслевой способ описания успешного опыта людей, достигающих в своей деятельности выдающихся результатов. НЛП предлагает простые и доступные описания того, что и как делают эти люди, и что отличает их от других людей. НЛП помогает всем желающим научиться этим действиям и творить выдающиеся результаты. И самое главное, создавать свои собственные модели и стратегии мастерства.

Ричард Бэндлер, основатель нлп, заявил однажды, что придумал термин «нейро-лингвистическое программирование - НЛП», чтобы избежать необходимости в чем-либо специализироваться. Дж. Гриндер, соавтор нлп, говорил - «НЛП для меня - это искусство моделирования совершенства. Интересно выявлять людей, которые делают что-то очень хорошо, узнавать у них - как же они это делают, причем, зачастую используя огромное количество бессознательных знаний и, в конце концов - создать четкую репрезентацию опыта. И закодировав его и составив описание, понять, в чем же разница между возможностью делать что-то совершенно и делать то же самое обычным способом»

НЛП - это наука и искуство достижения вершин мастерства. НЛП позволяет психологии быть точной наукой, такой же как математика или физика. Где наука? Где искусство?

Наука , потому что существует методика наблюдения и выявления моделей, используемых выдающимися личностями для достижения высоких результатов в своей деятельности.

Искусство , потому что каждый вносит свою уникальную индивидуальность и стиль в то, что он делает, и это невозможно отразить в словах или технологиях.

Нейролингвистическое программирование (НЛП) — это разновидность суггестивной психотерапии, направленная на изменение поведения человека путём формирования заданных программ в «замаскированной» вербальной форме.

МЕТОДИКИ РЕАЛИЗАЦИИ НЛП

Одним из базовых положений НЛП является утверждение, что каждый человек несёт в себе скрытые, неиспользованные психические ресурсы. Отсюда основные задачи терапевта-коммуникатора — обеспечить доступ пациента к этим скрытым ресурсам, извлечь их из подсознания, довести до уровня сознания, а затем научить ими пользоваться.

Человек воспринимает и отражает окружающий мир посредством своих органов чувств. Процесс и механизм такого восприятия в НЛП носит название модальности . Говорят о зрительной (визуальной), слуховой (аудиальной) модальностях и о модальности, основанной на обонятельно-вкусовых и телесных ощущениях (кинестетической). Одна из модальностей у человека обычно доминирует, остальные являются сопутствующими.

Существует зависимость между доминирующей модальностью, в которой человек воспринимает мир, и словами, которыми он это восприятие выражает. Это предикаты речи.

Человек, у которого доминирует зрительное восприятие, будет рассказывать о себе и о волнующих его проблемах, часто используя слова «видеть», «яркий», «туманный», «отчётливо», «перспектива» и т. д. Это зрительные предикаты. Аудиальные предикаты — слова «слышать», «звучать», «скрипеть», «кричать», «оглушать» и т. п., кинестетические — «чувствовать», «прикасаться», «тёплый», «тяжёлый», «шершавый», «твёрдый» или «пахнуть», «вкусный», «несвежий», «ароматный» и т. п.

Предикаты формируются у пациента на подсознательном уровне, и терапевту, чтобы быстро сформировать раппорт, нужно пользоваться теми предикатами речи, к которым преимущественно прибегает пациент. Предикаты речи являются «ключами», дающими доступ к его внутренним психическим процессам.

Не менее важными «ключами доступа» к бессознательному являются невербальные, внешние признаки проявления мышления и эмоций. Это поза, мимические реакции, тембр голоса, ритм дыхания и т. д.

Прекрасными «ключами доступа» к бессознательному являются паттерны глаз. Это движения глазных яблок, тесно связанные с доминирующей модальностью, в которой человек воспринимает и отражает мир. Паттерны глаз — результат сложных анатомо-физиологических процессов, о которых пациент не знает. Терапевт, понимая значение этих паттернов, может иметь прямой доступ к внутренним психическим процессам, а «отзеркаливая» эти паттерны и заставляя пациента двигать глазными яблоками в нужном направлении, — направлять и регулировать эти внутренние психические процессы.

Таким образом, предикаты речи, невербальные признаки, паттерны глаз — это уже достаточный арсенал средств проникновения в бессознательное пациента.

Умение быстро распознавать «модальность», в которой пациент воспринимает мир, находить «ключи доступа», умение включаться в модальность и работать с «ключами доступа» называется в НЛП подстройкой.

Если человек воспринимает внешний мир в разных модальностях, одна из которых является доминирующей, то примерно так же он и отражает свой внутренний мир.

Прежде чем что-то сказать, ответить на вопрос, пациент должен «получить доступ» к своей собственной информации, к своим собственным неосознанным психическим процессам.

Система, отвечающая за извлечение информации, называется ведущей , система, представляющая эту информацию сознанию, —репрезентативной , а система, сверяющая полученный результат, — референтной .

Человек редко воспринимает и отражает мир в какой-то одной модальности, поэтому психические процессы (при одинаковых внешних стимулах) и поведение (как результат) у всех людей разные.

Цепь психических процессов, ведущих к той или иной форме поведения, называется в НЛП стратегией поведения .

Обычно при всём многообразии возможных форм поведения в той или иной ситуации человек выбирает какую-то одну как более для него приемлемую. Это зависит от многих причин, в том числе и от многообразия репрезентативных систем. Если у человека есть опыт реагирования в определённой ситуации, он выбирает определённый стереотип поведения исходя из имеющегося у него опыта. Это и хорошо, и плохо. Хорошо потому, что мало риска, плохо потому, что мало творчества.

Если опыта реагирования нет, то стратегия поведения чаще опирается на сознание, которое конструирует возможный вариант поведения. Здесь больше риска, но зато предоставляются широкие возможности для творчества.

Социально незрелый или больной человек для каждой ситуации обычно имеет одну стратегию поведения, социально зрелый — две-три. Чем больше стратегий, тем больше выбор и тем лучше адаптация.

Исходя из этого психотерапевт-коммуникатор должен установить, что ограничивает выбор пациента, что можно изменить в его внутренних стратегиях, чтобы выбор увеличился, а также научить пациента делать не один, а несколько выборов.

Набор лингвистических средств для получения информации, которая скрыта от самого пациента, в НЛП называется мета-моделью .

Человек воспринимает мир субъективно, поэтому каждый имеет свою модель мира. Иногда субъективная модель мира пациента не поддаётся коррекции. Например, бредовый больной имеет свою особую модель мира, которая во многом сформирована болезнью и которую нельзя изменить.

Опытный психиатр сначала примет модель мира пациента, «подстроится» к нему. Лишь распознав мета-модель пациента, терапевт может заняться коррекцией его субъективной модели мира с помощью слов (лингвистическая коррекция).

Язык отражает субъективный мир человека. С помощью языка терапевт-коммуникатор может менять субъективный мир пациента, а не окружающий его объективный мир. Поэтому основное правило НЛП заключается в следующем: признавая за человеком право на собственные правила, позволить остальному миру иметь свои.

НЛП основывается на целостном подходе к рассмотрению опыта человека, исходя из концепции единства разума, тела и духа.

НЛП делает возможным изучение наиболее успешного опыта и того, что мы зачастую называем интуицией, талантом, природной одаренностью и т.д., и развить и совершенствовать эти качества в себе.

Этот процесс называется моделированием. Обнаруженные с его помощью паттерны, умения и техники находят все более широкое применение в консультировании, терапии, образовании и бизнесе для повышения эффективности коммуникации, индивидуального развития и ускоренного обучения.

В НЛП Вы встретите следующие понятия - Калибровка, Подстройка и Моделирование

Калибровка - это очень внимательное наблюдение за проявлениями человека (микродвижения, мимика, жесты, поза, интонации голоса) и сопоставление наблюдаемой реакции с его словами или существующим контекстом. Любой человек может определить по внешнему виду - смеется человек или плачет, спит или бодрствует. Это уже калибровка. Но пока достаточно грубая. В тренинге НЛП, навык более тонкой калибровки оттачивается многократными упражнениями, хотя бы до степени понимания - врет - не врет, согласен - не согласен, нравится - не нравится. Можно и больше - научиться «читать» мысли другого. Только зачем? Насколько Вам это нужно? Уверены ли вы в своей готовности обладать подобными знаниями?

Моделирование - еще проще. Вспомните себя детьми - или понаблюдайте за маленьким ребенком. Он наблюдает за мимикой взрослых. И повторяет. Копирует. Подрастая - играет в дочки-матери - тоже моделирование будущих социальных ролей... Другими словами, моделирование - это обучение, но обучение осмысленное, с улучшением. Не следует путать моделирование с вульгарным подражанием и попугайничанием.

Основная модель изменений в НЛП очень проста. Сократ её выразил так: «Очень просто достичь желаемого. Надо просто каждый шаг делать в нужном направлении».

Решение жизненных задач (проблем) можно выразить формулой: A (то, что мы имеем сейчас) + B (то, что для этого не хватает) = C (то, что хотим получить). В НЛП эта формула пишется так: Настоящее Состояние + Ресурс = Желаемое Состояние

Настоящее Состояние - то, что имеем или ощущаем. Ресурс (навык, состояние или воспоминание). Его или извлекаем из памяти или моделируем (см. выше).Желаемое Состояние - то, что хотим получить (или чувствовать).

Что имеем? - трудности общения на работе

Что хотим? - уметь легко общаться, с любыми людьми.

В результе моделирования, нлп предоставляет широкому кругу людей бесценное богатство - знания и способы применения этих знаний, стратегии творчества и гениальности выдающихся людей.

Тренинги НЛП это активный метод обучения, направленный на развитие навыков эффективного общения и управления своими состояниями и эмоциями.

Пресуппозиции

«Напишите нам, за что вы любите Галина бланка».
(с) Из рекламы.

Для того, чтобы «спрятать» команду в речи используются разные приёмы, один из них - пресуппозиции.

В пресуппозициях о том, что хотят внушить, говорят как о само-собой разумеющемся, не подлежащем сомнению.

То есть мы создаём реальность, в которой нужное нам действие (или оценка) неизбежно происходит.

Вроде восхода солнца или нового года.

Есть довольно много речевых конструкций, при помощи которых можно это сделать, мы разберём наиболее часто употребляемые. В них используются разные механизмы, но чаще всего в них есть что-то, что отвлекает сознание, а команда «проваливается» внутрь.

Напоминаю, что

для того, чтобы пресуппозиция сработала, необходим раппорт.

А ещё лучше транс, хотя бы и неглубокий.

Пресуппозиции регулярно используют журналисты, продавцы и специалисты по рекламе. Но люди со временем обучаются игнорировать ненужные внушения, так что идёт определённая «война»: менеджеры и рекламщики придумывают новые пресуппозиции, а население тренируется их не замечать.

ТИПЫ ПРЕСУППОЗИЦИЙ

«Быть может, теперь, выступая перед народом в качестве кандидата в губернаторы, мистер Марк Твен соизволит разъяснить, при каких обстоятельствах он был уличен в нарушении присяги тридцатью четырьмя свидетелями в городе Вакаваке (Кохинхина) в 1863 году?»
Марк Твен. «Как меня выбирали в губернаторы»

Один из самых простых способов сконструировать пресуппозицию - задать вопрос об обстоятельствах действия или оценки.

При этом само действие или оценка вроде становятся само-собой разумеющимися.

- Когда ты позвонишь мне?

Здесь пресуппозируется, что человек позвонит, а фокус его сознательного внимания смещается на выяснения точного времени.

- Почему ты к нему так хорошо относишься?

Нет сомнения, что «ты к нему хорошо относишься», вопрос только «почему»?

Как вы понимаете, внушение может быть и не очень полезным. Например, фраза: «Почему ты меня ненавидишь?» - пресуппозирует наличие ненависти. И если её достаточно часто употреблять, то можно наличие этой самой ненависти внушить. Так что следите за речью.

- Где ты мне передашь документы?

Ты мне точно передашь документы, вопрос только «где»?

- За что вы любите наш ресторан?

Нет классического вопроса «любит - не любит», есть вопрос «за что»?

- Зачем вы так много времени уделяете обучению подчинённых?

- Почему вы так хорошо выглядите?

- Где вы научились так хорошо высказывать свои мысли?

И уже всем надоевшая конструкция, которую так любят продавцы на рынке: «Что вам взвесить?»

В вопросах обычно используются вопросительные слова:

  • зачем
  • почему
  • за что
  • когда

Кстати, именно «вопросы» очень любят журналисты при создании заголовков:

«Почему русские (украинцы, казахи...) не улыбаются?»

«Где предел нравственного падения Собчак (Познера, Киселёва...)?»

«За что не любят американцев (китайцев, немцев, англичан…)?»

«В чём причина активизации пирамид?»

«Желательно узнать , не соблаговолит ли новый кандидат в губернаторы разъяснить тем из своих сограждан, которые отваживаются голосовать за него, одно любопытное обстоятельство: правда ли, что у его товарищей по бараку в Монтане то и дело пропадали разные мелкие вещи, которые неизменно обнаруживались то в карманах мистера Твена, либо в его "чемодане" (старой газете, в которую он заворачивал свои пожитки). Правда ли, что товарищи были вынуждены наконец, для собственной же пользы мистера Твена, сделать ему дружеское внушение, вымазать дёгтем, вывалять в перьях, и пронести по улицам верхом на шесте, а затем посоветовать поскорей очистить занимаемое им в лагере помещение и навсегда забыть туда дорогу? Что ответит на это мистер Марк Твен?»
Марк Твен. «Как меня выбирали в губернаторы»

Мне нравится , как вы сегодня хорошо выглядите.

Похоже на «вопросы», но здесь внимание слушателя смещается на оценку ситуации говорящим (пишущим), а сама ситуация становится вроде как истинной.

«Оценка» в последнее время активно используется для завлечения в сообщения в интернете: «Все поражены новой грудью Х», «вы будете восхищены ловкостью этого гимнаста», «все аплодируют этому бомжу».

В этой стратегии чаще всего используются оценочные слова:

  • важно
  • нужно
  • странно
  • замечательно
  • нравится
  • любопытно
  • раздражает
  • удивляет
  • сомневаюсь
  • уверен
  • хотел бы

Всех удивляет качество этого фотоаппарата.

Качество этого фотоаппарата - это истина. И она такая поразительная для всех.

Я уверен , что вы придёте завтра вовремя.

Придёшь вовремя, никуда не денешься.

- Хотел бы я принимать решения так же быстро, как ты.

Вы принимаете решения быстро.

- Замечательно , что вы обратили на это внимание.

- Хорошо , что ты стремишься стать лучше.

- Интересно, насколько быстро ты сделаешь уроки.

Меня бесит твоё упорство.

На такую оценку человек может бурно отреагировать. И совершенно не обратит внимание на встроенную команду.

- Я хотел бы, чтобы вы дочитали эту статью до конца.

ПРЕДИКАТЫ ОСОЗНАНИЯ

Выяснение осознания чего-либо подразумевает, что это «что-то» есть, а вот находится оно в сознании или нет?

- Осознаете ли вы, что уже лучше начали понимать, что такое пресуппозиции?

Здесь предполагается что вы уже понимаете что такое пресуппозиции, просто не осознаете. Сознание будет искать ответ на вопрос, а для бессознательного «понимание пресуппозиций» становится истиной.

Здесь используются глаголы «осознания»:

  • осознаете
  • понимаете
  • знаете
  • замечаете
  • обратили внимание
  • вспоминаете

Вы понимаете , что делаете все с каждым разом лучше и лучше?

Лично я не знаю, что конкретно вы там делаете, но вне зависимости от ответа, вы делает это лучше.

- Замечаете ли вы наступающие изменения?

Вы как-то изменились, вопрос только в том, заметили ли это вы сами.

А вы знаете , что у Васи перхоть?

Нет вопроса в том, есть ли перхоть у Васи, вопрос только в том, дошла ли эта «страшная» новость до вас.

- Осознали ли вы всю мощь этих стратегий?

ДОПУЩЕНИЯ

- Как только вы сядете на стул, вы почувствуете себя лучше.

Здесь вы предполагаете, что если произойдет одно событие (сядете на стул), то после него произойдет и другое (почувствуете лучше). Работает это так: синтетическое, целостное мышление, которое более характерно для бессознательного, последовательности воспринимает как единое целое - и если происходит первое событие, автоматически происходит второе.

- Когда дочитаешь книгу до конца, сразу всё станет понятно.

Для того, чтобы заметить последовательность нужно как раз аналитическое, последовательное мышление, которое более характерно для сознания. Оно в принципе может заметить, что из первого события второе совсем не следует. Но раппорт и транс помогут снизить критичность.

Ваша задача - связать между собой может быть и не связанные вещи: событие, которое скорее всего произойдет (или мотивацию) и то, что вы хотите получить.

- Сразу после того как вы выйдете за дверь, вы почувствуете себя намного лучше.

Для бессознательного эти две вещи становятся единым целым. И если происходит одно событий - автоматом происходит и второе.

Наиболее часто употребляемые конструкции в допущениях :

  • как только
  • после того, как
  • сразу, как
  • если, то
  • когда
  • прежде, чем
  • не смотря на то, что

- В то время, как вы будете чистить зубы, вы вспомните что-то важное.

- Прежде чем купить эту вещь, внимательно её рассмотрите.

Если человек будет рассматривать эту вещь, то просто автоматом следует, что он ее все-таки захочет купить. И звучит вежливо.

- Если пойдешь в комнату, закрой окно.

Допущения можно сделать вообще без связующих слов, только за счёт интонации: «Пойдёшь в комнату, закрой окно» или «Придёшь домой - позвони мне».

- Проснувшись утром вы вспомните, что сегодня нужно принести отчёт.

Здесь действие которое обязательно произойдет - «проснётся утром», и то, что вы хотите получить - « принести отчёт».

- После того, как прочитаете контракт, поставьте подпись в нижнем правом углу.

Вот такая совершенно процедурная команда: прочитал - подписал. О том, что поставив подпись вы соглашаетесь с договором, как бы и не вспоминается.

- Прежде чем согласиться, ещё раз подумай.

Связывается между собой «думание» в любом количестве более одного и согласие. То есть подумал второй раз и согласился.

- Когда наступит утро, ты вспомнишь обо мне…

Стихи… Так как утро наступает каждый день, то и вспоминать придётся ежедневно.

- Не смотря на то, что вы прочитали меньше половины этой статьи, вы уже многое понимаете.

НО! Можно так же связывать между собой желательное действие и мотивацию:

- Если вы хотите лучше закрепить материал, то к следующему разу принесите выполненное домашнее задание.

Здесь уже связывается мотивация «лучше закрепить материал» и то, что вы хотите получить: «принесите выполненное домашнее задание».Учтите, что оба варианта связывания работают по-разному: пресуппозиции обращены к бессознательному, мотивация - к сознанию. И в мотивации всегда присутствуют последствия, либо желательные, к которым человек стремится: «Если хочешь быть здоров - закаляйся», - либо нежелательные, которых он хочет избежать: «Если не хочешь опоздать, вставай пораньше».

ПРОТИВОПОСТАВЛЕНИЯ

Если в «допущениях» вы связывали между собой два события, то здесь вы уже связываете между собой два процесса (может быть даже ведущие в разные стороны - потому и противопоставления):

- Чем больше сомнений, тем легче выбор!

И хотя вроде бы сомнения облегчению выбора не особо должны способствовать, здесь эти вещи связаны и усиление одного приводит к усилению другого.

В противопоставлениях используются союзы:

  • чем... тем
  • насколько... настолько

- Чем больше вы отвлекаетесь, тем внимательнее слушаете.

- Чем внимательнее вы прочтёте договор, тем быстрее вы примете решение.

- Чем сильнее болит голова, тем быстрее боль проходит.

- Насколько больше ты потратишь времени на изучение, настолько лучше ты будешь знать этот предмет.

Скидки! Чем больше вы тратите, тем больше экономите.

- Чем цена выше, тем товар лучше.

ЛОЖНЫЕ ВЫБОРЫ

Вы хотите купить стиральную машину или холодильник?

Вы предпочитаете погрузиться в транс быстро или медленно?

Вам арбуз вырезать или возьмете так?

Здесь сознание отвлекается на выбор, а само действие становится само-собой разумеющимся.

Ты сходишь в магазин до или после фильма?

Команда: сходишь в магазин. Выбор: до или после фильма? Вам же здесь нужно создать не выбор, а иллюзию выбора. Вы смещаете фокус внимания с действия, на обстоятельства его совершения.

Ты подтвердишь своё участие сегодня или завтра?

Куда бы ты хотел поехать в отпуск: в Испанию или на Кипр?

При этом «ложные выборы» не обязательно давать в виде вопросов, хотя при разговоре удобнее всего представлять их именно в так. Человеку кажется, что раз он активен, раз он отвечает на вопрос, он сам совершает выбор. Но это можно сделать и в утвердительной форме: «Теперь вы можете купить наше средство как в большой, так и в маленькой упаковке».

Это работает менее жестко, но принцип тот же.

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ

Здесь сознательное внимание фокусируется на последовательности шагов. То есть само действие становится неизбежным.

Каков будет твой первый шаг?

Ты будешь это делать, но с чего начнёшь?

Ты сначала позвонишь мне или ему?

Ты точно позвонишь и мне, и ему - просто реши, кто будет раньше.

Кому ты сообщишь об это первому ?

Кто хочет выступить следующим ?

Что ты сделаешь после того , как сменишь работу?

Соответственно, используются слова:

  • первый
  • второй
  • следующий
  • предыдущий
  • сначала
  • потом
  • после того

ИЗМЕНЕНИЯ ВО ВРЕМЕНИ

Господин прокурор, вы действительно считаете, что на любой вопрос можно ответить только словами «Да» или «Нет»?
- Да!
- Вы продолжаете избивать свою жену?
Анекдот.

Здесь фокус внимания смещается на то, как процесс развивается во времени (начинается, продолжается, заканчивается). То есть о наличие самого процесса вопросов не возникает. «Изменение во времени» лучше использовать для внушения наличия внутренних процессов: принятия решения, запоминания, расслабления, - либо оценок: уверенности, радости, правильности.

Вы продолжаете выздоравливать.

Наиболее часто используются слова:

  • начать
  • продолжать
  • заканчивать
  • до сих пор
  • всё еще

- Вы продолжаете расслабляться?

Внушается, что расслабление уже идёт.

Пресуппозиция: «вы внимательно читаете этот текст».

- Вы все еще хотите купить эту вещь?

Пресуппозиция: вы хотите купить эту вещь.

Вы уже готовы?

Пресуппозиция: вы готовы.

А ещё мы можем предложить дополнительные скидки.

Пресуппозиция: мы уже что-то предложили.

Вы уже начали чувствовать себя уверенно?

УПРАЖНЕНИЕ

КАЛИБРОВКА ПРЕСУППОЗИЦИЙ

Кстати, как часто вы можете это делать?))))) (это оценка или пресуппозиция? Или они вместе? Ответ- в следующей серии….)

Структура личного опыта - это основной объект изучения НЛП. Существует два существенно различных способа структурирования состояний, и лучшая возможность оценить их - на собственном опыте.
Подумайте о печальном переживании - лучше о том, когда вы были слегка расстроены, а не когда получили серьезную травму. Обратите внимание, видите ли вы себя в этой ситуации, как в телевизоре или на экране кино, или же вы сами находитесь внутри ситуации, глядя на все своими собственными глазами, видя все точно так же, как в то время, когда это происходило.
Может быть, вы быстро перескакиваете то в одно состояние, то в другое.
Теперь отвлекитесь. Подвигайтесь, стряхните с себя печаль и подумайте недолго о чем-то другом. Подумайте о действительно приятном переживании, от которого вы на самом деле получили удовольствие. Вспоминая его, снова обратите внимание на то, видите ли вы себя в картинке или вы сами находитесь внутри ситуации.
Еще раз отвлекитесь и вернитесь в настоящее.
Когда вы смотрите на самого себя в ситуации с другой точки зрения, вы оказываетесь диссоциированным от нее. Когда же вы вспоминаете ситуацию, глядя на нее своими собственными глазами, видя, слыша и ощущая все так, как будто вы снова находитесь в ней,- тогда вы ассоциированы с ней.
Самое важное различие заключается в том, что, когда вы ассоциированы, вы получаете ощущения той ситуации. Когда же вы диссоциированы, вы автоматически снижаете интенсивность этих ощущений.
Выбор между ассоциированным и диссоциированным воспоминанием предоставляет огромную свободу в закреплении того или иного эмоционального состояния. Когда вы вспоминаете приятную ситуацию, ассоциируйтесь с ней. Тогда вы получите связанные с ней приятные ощущения. Когда же вам в голову приходит неприятная ситуация, диссоциируйтесь. Тогда у вас появится возможность держаться от нее на расстоянии и извлечь из нее урок.
Трудно учиться на собственных ошибках, если мы ассоциированы с этими ошибочными ситуациями. Мы получаем в них сильные неприятные ощущения и выпрыгиваем обратно в настоящее. (Вот почему фобии оказываются такими стойкими - ощущения настолько интенсивны и неприятны, что почти невозможно вернуть назад и переоценить первоначальную ситуацию. нлп может лечить фобии быстро, используя диссоциацию для смягчения переживания и получения возможности извлечь из него урок на будущее. Альтернативный путь - это месяцы десенсибилизации и, главным образом, разрушения старых якорей и замены их новыми.) Когда вы ассоциируетесь с негативным состоянием, вы снова и снова погружаете свое тело в эти неприятные ощущения. В этом нет необходимости. Существует распространенное высказывание: "Кто не учится на своем прошлом - повторяет его". Когда вы извлекаете новый опыт из неприятного переживания, вы непроизвольно сохраняете его в виде диссоциированной картинки.
Ассоциация и диссоциация - это способы существования. Когда вы вовлечены в ситуацию, получая от нее удовольствие, вы оказываетесь ассоциированными (по крайней мере, мы так надеемся, в противном случае вы многое потеряли бы). Когда же вы задумчивы - вы диссоциированы. Диссоциация защищает нас от ударов и травм, мы просто "отсутствуем".
Ассоциация не может быть лучше или хуже диссоциации, все зависит от того, что вы хотите. Если вы хотите проанализировать опыт и поучиться на нем, тогда диссоциируйтесь. Ассоциация помогает находиться в настоящем моменте.

Одно из довольно интересных субмодальных различий – это ассоциированное или дисооциированное восприятие ситуации. Если воспринимать ситуацию являясь участником, «своими глазами», то говорят об ассоциации , если же воспринимать себя «со стороны», то говорят о «диссоциации ».

: вижу ситуацию своими глазами.

: вижу себя в этой ситуации со стороны .

Ещё один способ использования ассоциированного состояния – ассоциация в другого человека, то есть вы «вживаетесь» в чужой образ.

Это основа актёрского мастерства – становиться кем-то другим. Есть много историй, как готовясь к роли, актёры долго вживались в ситуацию. Когда Ричарду Гиру предстояло сыграть адвоката, он несколько месяцев перед этим проработал в юридической конторе.

Ассоциировавшись в другого человека, можно «изнутри» понять его цели, намерения , мысли, смоделировать его дальнейшее поведение или реакцию в определённой ситуации. Вы можете "встать на место" вашего кота, свекрови, партнёра по переговорам, продавщицы в магазине, президента и т.д.
Я-Сам (подчинённый): - Я попросил дать мне отпуск прямо сейчас. А он отказал. Ну не всё ли ему равно, когда я пойду в отпуск? Просто жлобство какое-то!
Я-Начальник: - Иванов просит отпуск. А нам нужно сдавать заказ через две недели. При этом, если я ему дам отпуск сейчас, я не смогу отказать Петровой и Сидорову – они тоже захотят. Тогда вообще всё кувырком пойдёт. А он ведь меня жлобом сейчас считает!