Свастика — символ Красной Армии. А вы не знали? Символом ссср могла быть свастика Эмблема ркка со свастикой


Наградной знак Юго-Восточного фронта, 1918-1920гг.

Мифом свастикофилов является утверждение, что якобы свастика являлась геральдическим символом РСФСР, который де использовался чуть ли не до 30-х гг. В качестве доказательств нам приводят фото нарукавных знаков и эмблем РККА со свастиками и две купюры, где в узор вплетены свастики.

Действительно, нарукавные нашивки и наградные знаки для командиров со свастиками существовали на Юго-Восточном фронте. Но посмотрим внимательней в связи с чем свастика появилась на этом фронте. Юго-Восточный фронт воевал на юге против Деникина и помимо русских полков, по обе стороны фронта воевали калмыцкие части. 20 марта 1919 г. в 11-ой армии Юго-восточного фронта из калмыцких частей была сформирована дивизия. В связи с этим в ноябре 1919 г. командующий фронтом В. И. Шорин подписал указ № 213 о введении для калмыцких частей опознавательного знака в виде свастики.

Приказ гласил:

"Приказ войскам Юго-Восточного фронта №213

Утверждается отличительный нарукавный знак калмыцких формирований, согласно прилагаемых чертежа и описания.

Право ношения присвоить всему командному составу и красноармейцам существующих и формируемых калмыцких частей, согласно указаний приказа Революционного военного совета республики с. г. за №116.

Командующий фронтом Шорин

Член Революционного военного совета Трифонов

Врид. начальника штаба Генерального штаба Пугачев"

ДОПОЛНЕНИЕ поясняло приказ:

Приложение к приказу войскам Юго-Восточного фронта с. г. №213

Описание

Ромб размером 15 х 11 сантиметров из красного сукна. В верхнем углу пятиконечная звезда, в центре - венок, в середине которого «люнгтн» с надписью «Р. С. Ф. С. Р.». Диаметр звезды - 15 мм, венка 6 см, размер «люнгтн» - 27 мм, буква - 6 мм.

Знак для командного и административного состава вышит золотом и серебром и для красноармейцев трафаретный.

Звезда, «люнгтн» и лента венка вышиты золотом (для красноармейцев - желтой краской), самый венок и надпись - серебром (для красноармейцев - белой краской)".


1000 рублей Временного правительства.

Свастика в приказе названа "люнгнт" - это явно не славянское название - гелюнг у калмыков есть такой сан монаха. И самое главное была введена исключительно для калмыков, монгольского народа, исповедующего буддизм и для которого свастика является распространенным символом. Таким образом, свастика Юго-Западного фронта никакого отношения не имеет ни к России, ни к славянам, ни к русскому народу. Свастика была принята для калмыцких национальных частей и просуществовала в этом качестве до 1920 г.

Со свастиками на денежных купюрах еще проще. Эти свастики достались советской республики от царского режима. В 1916 г. планировала денежная реформа и были подготовлены новые клише купюр со свастиками, но революция этому помешала. Потом, в 1917 г. временное правительство использовало клише со свастиками для купюр в 250 и 1000 рублей. Большевикам, после захвата пришлось использовать царские клише для купюр в 5000 и 10000 рублей по чистой необходимости.


Советская купюра в 10000 рублей.
Эти купюры ходили до 1922 г., после чего были изъяты.

Как видим, - этот миф свастикофилов оказался ложным. Свастика не была геральдическим символом Советской власти. В случае с использованием свастики в Красной армии, то это был знак для калмыцких частей. В случае свастик на советских купюрах, то таких купюр всего две и они достались РСФСР в наследство от царской власти. Ни одна из этих свастик не является русским национальным знаком и быстро исчезли после появления первых фашистских организаций в Германии. Впервые свастика засветилась среди молодчиков капповского путча в Германии в 1920 г. С тех пор свастика стала олицетворением реакционных сил и поэтому быть символом Советской власти никак не могла. Обожритесь помидоров.

Вот такое маленькое, но точное объяснение для гелюнгов и родноверов-дураков.


Свастика на автомобиле Николая II

Следующий миф о свастике гласит о связях свастики и царской семьи. Я не понимаю, - что свастикофилы хотят доказать этими фактами?
По сути, эти факты ничего не доказывают, кроме популярности свастики в начале ХХ в. и связано это не с какими-то древними славянскими свастиками, а с увлечением европейских элит мистицизмом. Набор "царских" свастик на удивление убог: свастика на автомобиле Николая II, свастика на дневнике императрицы и свастики из Ипатьевского дома. Вот собственно и всё. Что доказывают эти свастики, кроме личных увлечений царской семьи, абсолютно не понятно.

http://historicaldis.ru/url?e=simple_click&blog_po...A%2F%2Fcont.ws%2Fpost%2F478840
04.01.2017 в 10:46

Рубрики:
Метки:

Процитировано
Понравилось: 3 пользователям

Ответить С цитатой В цитатник

ЭТО НЕ ЕСТЬ ИДЕАЛ, КАК УТВЕРЖДАЮТ РОДНОВЕРЫ. КСТАТИ: РОДНОВЕРИЕ СЧИТАЕТСЯ СЕКТАНТСТВОМ. И к комунизму отношения не имеет никакого. Так что сравнивая и приравнивая СССР к Рейху - чисто спровоцировать гай-вай. Привет!

Ответить С цитатой В цитатник

Вчерашняя расстановка принесла непередаваемое ощущение Единения.
Уже во второй моей расстановке показываются архетипы и сакральные символы.
Символ свастика - как проявление моего отношения к Великой отечественной Войне (война - это цена жизни) и индийский сакральный смысл символа свастики - удалось объединить.
Символ свастики проявился в том, как стояли 4 фигуры заместителей.
Сакральный смысл расстановки просвечивал для меня сквозь обычные фразы и слова заместителей. И мне не нужно было слов!

У этого символа много значений - не только солнце, но и сансаpа, колесо пеpевоплощений. Четыpе лyча символизиpyют четыpе стихии, а также четыpе отpезка жизни человека. Пеpвый - pост и yчеба. Втоpой - женитьба и воспитание детей. Тpетий - обyчение молодежи. Четвеpтый - слyжение богy.

Свастика предполагает и идею движения в двух направлениях: по часовой и
против часовой стрелки. Подобно «Инь» и «Ян», дуальный знак: вращаясь по
часовой символизирует мужскую энергию, против часовой - женскую.

Помимо этого, свастика имеет значения царской власти.
В последнее время этот символ полностью ассоциируется с Ганешей и Лакшми.

Свастика символизирует всех богов и богинь, и то, что все боги имеют один
источник - в этом случае на линии пересечения черт(крест) добавляют символ
Ом.
Свастика (санскр. свасти, приветствие, пожелание удачи) - крест с загнутыми концами («вращающийся»), направленными либо по часовой стрелке, либо против часовой стрелки. Свастика - один из самых древних и широко распространённых графических символов. У большинства древних народов она была символом движения жизни, Солнца, света, благополучия.

Свастика отражает вращательное движение с его производной - поступательным и способна символизировать философские категории.

Слово «свастика» - составное из двух санскритских корней: су, «добро, благо» и асти, «жизнь, существование», то есть «благосостояние» или «благополучие».

Свастика рассматривается не только как солярный символ, но и как символ плодородия земли. Это один из древних и архаичных солярных знаков - указатель видимого движения Солнца вокруг Земли и деления года на четыре части - четыре сезона. Знак фиксирует два солнцестояния: летнее и зимнее - и годовое движение Солнца. Имеет идею четырёх сторон света.Символический крестообразный знак, состоящий как бы из четырех букв Г греческого алфавита, соединенных между собой их основаниями или четырех человеческих ног, исходящих из одного, общего центра.
Свастика в Индии традиционно рассматривалась как солярный знак - символ жизни, света, щедрости и изобилия.

В форме свастики был сделан деревянный инструмент для добывания священного огня. Его плашмя клали на землю; углубление в середине служило для стержня, который вращали до появления огня, возжигаемого на алтаре божества.

Также символ эзотерического буддизма. В этом аспекте называется «Печатью Сердца» и, по преданию, была запечатлена на сердце Будды.

По одной из теорий особый вид свастики, символизирующий восходящее Солнце, победу Света над Тьмой, Вечной жизни над смертью, именовался коловрат (старославянская форма, букв. «вращение колеса»; древнерусская форма - коловоротъ, имевшая значение «веретено»). Вообще можно привести ещё множество примеров, которые неразрывно связывают свастику и Русь.

В старые добрые времена Русский люд женился и выходил замуж под свастикой.

Свастика - нарукавный знак калмыцких формирований обозначается словом «люнгтн», то есть буддийская «Лунгта», означающая - «вихрь», «жизненную энергию».

В до буддийской древнеиндийской и некоторых других культурах свастику принято трактовать как знак благоприятных предначертаний, символ солнца. Этот символ до сих пор широко используется в Индии и Южной Корее, и большинство свадеб, праздников и гуляний не обходится без него.

Буддистский символ совершенства (известен также под названием мандзи, «вихрь» (яп., «орнамент, крест, свастика»), считается закрученным против часовой стрелки. Вертикальная черта обозначает взаимосвязь неба и земли, а горизонтальная указывает на отношения инь-ян. Направленность коротких черточек влево олицетворяет движение, мягкость, любовь, сострадание, а их устремленность вправо связывается с постоянством, твёрдостью, разумом и силой. Таким образом, всякая односторонность является нарушением мировой гармонии и не может привести к вселенскому счастью. Любовь и сострадание без силы и твердости беспомощны, а сила и разум без милосердия и любви ведут к умножению зла.

В буддизме, свастика также является одним из сакральных символов - сакральное знание и учение Будды и Его сердце.

Позже стала символом германских нацистов, после их прихода к власти - государственным символом Германии (изображалась на гербе и флаге).

В представлении самого Гитлера, она символизировала «борьбу за торжество арийской расы». В таком выборе соединилось и мистическое оккультное значение свастики, и представление о свастике как об «арийском» символе (ввиду ее распространенности в Индии).

Однако, строго говоря, нацистским символом была не любая свастика, а четырёхконечная, с концами, направленными в правую сторону, и повёрнутая на 45°. При этом она должна быть в белом круге, который в свою очередь изображён на красном прямоугольнике.

Именно такой знак находился на государственном знамени национал-социалистической ермании с 1933 по 1945 гг.

Гитлер начал войну в день летнего солнцестояния.

В индуизме, существует два способа изображения свастики - левосторонняя и правосторонняя. Оба эти символа являются двумя формами брахмана, что сиволизирует - развитие вселенной(праврити) из брахмана - по часовой стрелке и сворачивание вселенной(ниврити) в брахман - против часовой стрелке.
Это также имеет значение, как проявления брахмана или Бога в четырех сторонах света - север, юг, восток, запад.

В марте 1919 года был выпущен приказ командующего фронтом В.И.Шорина о введении для калмыцких кавалерийских частей свастики как опознавательного знака. Шорин был царским полковником, перешедшим на сторону Советской власти: это был хорошо образованный человек, понимающий, как сильно влияет на психику военнослужащих использование магической национальной символики. Калмыки исповедовали буддизм, поэтому эмблеме дивизии был присвоен этот буддистский сакральный элемент. В приказе свастика названа «люнгнт» - производное от «гелюнг» - сан буддистского монаха. Свастика наряду с пятиконечной звездой присутствовала на нарукавных повязках и наградных значках. В 1919 году свастика использовалась на форменных знаках башкирских частей РККА.

Свастика как тайный знак царского режима

Символ левосторонней (соборной) свастики рассматривался в высших кругах российского общества как благоприятный и защитный знак, он особо почитался царской семьёй. Знак свастики в круге находился на капоте автомобиля «Делонэ-Бельвиль 45 CV» императора Николая II. Такое же изображение вместе с загадочными письменами было начертано императрицей Александрой Фёдоровной на стене подвала в доме Ипатьевых в Екатеринбурге накануне расстрела. Изображение и надпись уничтожили, но предварительно сфотографировали. Впоследствии эта фотография попала к генералу Александру Кутепову – лидеру белого движения в эмиграции.

По мнению исследователей, Николай II и его супруга почерпнули информацию о смысле свастики от Григория Распутина, а он, в свою очередь, был связан с неким доктором Багмаевым – бурятом и последователем тибетской религии бон. После переворота этот человек бесследно исчез: возможно, был уничтожен большевиками, а может быть, перебрался в Германию, где в окружении Гитлера уже с 20-х годов фигурирует похожий персонаж.

Известно, что на первых советских бумажных деньгах имелись изображения свастики. Объясняется это просто. Буквально накануне переворота, в 1916 году, царским Монетным двором были изготовлены новые клише для печати денежных знаков, и на клише присутствовали эти изображения. Придя к власти, большевики не имели времени для разработки собственного дизайна банкнот и воспользовались теми клише, которые уже имелись. Свастика находилась на первых советских деньгах достоинством в 250, 1000, 5000 и 1000 рублей. Таким образом, этот символ на первых советских купюрах достался в наследство от предшествующей власти.

15 апреля 1921 года Верховным советом депутатов было издано постановление за подписью В.И.Ленина «Об усилении наказания за проезд на паровозах». В нём говорилось, что транспортная система страны находится в крайне тяжёлом положении, которое усугубляется огромным количеством пассажиров, не желающих платить за проезд и провоз клади. В качестве меры борьбы «зайцев» полагалось арестовывать и препровождать в концлагеря. Так же поступать с сотрудниками железной дороги, которые недостаточно ревностно соблюдают это постановление. Интересен не только сам документ, но и то, что печать на нём имела форму свастики.

Такая же печать присутствует на других резолюциях московского губернского совета депутатов. В первые годы существования СССР свастика повсеместно использовалась для визирования документации.

Окончание пути свастики в стране победившего социализма

в 1922 году газета «Известия» опубликовала статью А.В. Луначарского, в которой нарком просвещения писал: «На многих украшениях и плакатах в дни последнего празднества, как и вообще на разного рода изданиях и т. д., по недоразумению беспрестанно употребляется орнамент, называющийся свастикой... Так как свастика представляет собою кокарду глубоко контр-революционной немецкой организации ОРГЕШ, а в последнее время приобретает характер символического знака всего фашистского, реакционного движения, то предупреждаю, что художники ни в коем случае не должны пользоваться этим орнаментом, производящим, в особенности на иностранцев, глубоко-отрицательное впечатление. Нарком по просвещению А. Луначарский» (Луначарский А., 1922, с. 5)

Подтверждая мнение Наркома Просвещения, уже в 1923 году в Германии прошёл съезд нацистов, где Адольф Гитлер выступил под новой эмблемой: чёрная свастика в белом круге на красном фоне. Будущий фюрер объяснил этот знак, как символ борьбы с евреями и коммунистами. После такого заявления свастика в СССР начала повсеместно искореняться.

Отголоски, которые сохранились до наших дней

Учитывая, что свастика в первую очередь является сакральным символом, её изображение сохраняется в церковном обиходе: на праздничных одеждах духовенства и в оформлении храмов. В частности, этот знак можно увидеть в Исаакиевском соборе в Петербурге и в Софийском соборе в Киеве.

Наградной знак Юго-Восточного фронта, 1918-1920 гг.

Мифом свастикофилов является утверждение, что якобы свастика являлась геральдическим символом РСФСР, который де использовался чуть ли не до 30-х гг. В качестве доказательств нам приводят фото нарукавных знаков и эмблем РККА со свастиками и две купюры, где в узор вплетены свастики.

Действительно, нарукавные нашивки и наградные знаки для командиров со свастиками существовали на Юго-Восточном фронте. Но посмотрим внимательней в связи с чем свастика появилась на этом фронте. Юго-Восточный фронт воевал на юге против Деникина и помимо русских полков, по обе стороны фронта воевали калмыцкие части. 20 марта 1919 г. в 11-ой армии Юго-восточного фронта из калмыцких частей была сформирована дивизия. В связи с этим в ноябре 1919 г. командующий фронтом В. И. Шорин подписал указ № 213 о введении для калмыцких частей опознавательного знака в виде свастики.


Приказ гласил:

"Приказ войскам Юго-Восточного фронта №213

Утверждается отличительный нарукавный знак калмыцких формирований, согласно прилагаемых чертежа и описания.

Право ношения присвоить всему командному составу и красноармейцам существующих и формируемых калмыцких частей, согласно указаний приказа Революционного военного совета республики с. г. за №116.

Командующий фронтом Шорин

Член Революционного военного совета Трифонов

Врид. начальника штаба Генерального штаба Пугачев"

ДОПОЛНЕНИЕ поясняло приказ:

Приложение к приказу войскам Юго-Восточного фронта с. г. №213

Описание

Ромб размером 15 х 11 сантиметров из красного сукна. В верхнем углу пятиконечная звезда, в центре — венок, в середине которого «люнгтн» с надписью «Р. С. Ф. С. Р.». Диаметр звезды — 15 мм, венка 6 см, размер «люнгтн» — 27 мм, буква — 6 мм.

Знак для командного и административного состава вышит золотом и серебром и для красноармейцев трафаретный.

Звезда, «люнгтн» и лента венка вышиты золотом (для красноармейцев — желтой краской), самый венок и надпись — серебром (для красноармейцев — белой краской)".

Свастика в приказе названа "люнгнт" — это явно не славянское название — гелюнг у калмыков есть такой сан монаха. И самое главное была введена исключительно для калмыков, монгольского народа, исповедующего буддизм и для которого свастика является распространенным символом. Таким образом, свастика Юго-Западного фронта никакого отношения не имеет ни к России, ни к славянам, ни к русскому народу. Свастика была принята для калмыцких национальных частей и просуществовала в этом качестве до 1920 г.

Со свастиками на денежных купюрах еще проще. Эти свастики достались советской республики от царского режима. В 1916 г. планировала денежная реформа и были подготовлены новые клише купюр со свастиками, но революция этому помешала. Потом, в 1917 г. временное правительство использовало клише со свастиками для купюр в 250 и 1000 рублей. Большевикам, после захвата пришлось использовать царские клише для купюр в 5000 и 10000 рублей по чистой необходимости.

Как видим, — этот миф свастикофилов оказался ложным. Свастика не была геральдическим символом Советской власти. В случае с использованием свастики в Красной армии, то это был знак для калмыцких частей. В случае свастик на советских купюрах, то таких купюр всего две и они достались РСФСР в наследство от царской власти. Ни одна из этих свастик не является русским национальным знаком и быстро исчезли после появления первых фашистских организаций в Германии. Впервые свастика засветилась среди молодчиков капповского путча в Германии в 1920 г. С тех пор свастика стала олицетворением реакционных сил и поэтому быть символом Советской власти никак не могла.

Здравствуйте уважаемые.
Нескоторое время назад я опубликовал в сообществе пост о свастике на автомобиле последнего русского императора, который вызвал некоторый резонанс
Возникли некоторые споры и даже приводились примеры еще более интересного сочетания - свастики и Страны Советов. Однако ничего удивительного в таком сочетании нет. И я сейчас объясню почему.
Чаще всего, вспоминают советские рубли со свастикой, а также шевроны и документы бойцов Юго-восточного фронта Красной Армии в 1918-1920 годах.
Начнем с денег. Вот банкноты 1918 года в 5000 и 10 000 рублей, подписанные управляющим Госбанка РСФСР Г.Л. Пятаковым, и нередко называемые в народе "пятаковки".

Причина такого узора на деньгах не мистическая, и масоны и национал-социалистическая рабочая партия, которой вроде как и нет еще, тут не при чем. Все банально упирается во время и техвозможности.
После февральской Революции, Временное Правительство было кровно заинтересовано в том, чтобы выпустить свои деньги. Но заказ скорейшее изготовление бумажных денег с новой революционной символикой вступил в противоречие с техническими возможностями монетного двора, а точнее Экспедиции Заготовления Государственных Бумаг (ЭЗГБ). По технологии денежного производства полный цикл от эскиза до готового тиража занимал не менее года. По предоставленному эскизу граверы-художники готовили модель банкноты, после ее утверждения в пробах цвета и способах защиты изготовлялась матрица, затем с нее методом стальной гальванопластики делались печатные формы, с помощью которых, в свою очередь, производилось тиражирование банковских билетов.
Поэтому ускорить выпуск новых образцов денежных знаков можно было лишь используя уже готовые модели, матрицы и печатные формы от других выпускавшихся, готовящихся к выпуску или по каким-то причинам невыпущенных купюр. В в денном случае были использованы наработки ЭЗГБ по планировавшемуся выпуску банкнот Монгольского национального банка.
Вот эти вот, например:

Появившиеся новые деньги в 1917 году купюры в 250 и 1000 рублей в народе получили наименование «думские деньги» или «думки».

ну а уж у новорожденного Советского государства возможностей и времени первоначально сделать собственные деньги было и того меньше - поэтому и появились "пятоковки", которые ходили хождение в некоторых местах аж до 1922 года.
Со знаками различия для некоторых бойцов Красной армии еще все проще.
В ноябре 1919 г. командующим Юго-Восточным фронтом Красной Армии В. И. Шориным был издан приказ № 213, в котором утверждался отличительный нарукавный знак КАЛМЫЦКИХ (особо подчеркну) формирований
Приказ войскам Юго-Восточного фронта #213
Гор. Саратов 3 ноября 1919 года
Утверждается отличительный нарукавный знак калмыцких формирований, согласно прилагаемых чертежа и описания.
Право ношения присвоить всему командному составу и красноармейцам существующих и формируемых калмыцких частей, согласно указаний приказа Революционного военного совета республики с. г. за #116.
Командующий фронтом Шорин
Член Революционного военного совета Трифонов
Врид. начальника штаба Генерального штаба Пугачев


Приложение к приказу войскам Юго-Восточного фронта с. г. #213
Описание
Ромб размером 15 х 11 сантиметров из красного сукна. В верхнем углу пятиконечная звезда, в центре — венок, в середине которого «люнгтн» с надписью «Р. С. Ф. С. Р.». Диаметр звезды — 15 мм, венка 6 см, размер «люнгтн» — 27 мм, буква — 6 мм.
Знак для командного и административного состава вышит золотом и серебром и для красноармейцев трафаретный.
Звезда, «люнгтн» и лента венка вышиты золотом (для красноармейцев — желтой краской), самый венок и надпись — серебром (для красноармейцев — белой краской).


Причем самое забавное, что здесь речь идет не о свастике как таковой а о неком «люнгтн». И это забавно, ибо известнейший буддийский символ «Лунгта», или "Конь Ветра", означающий — «вихрь», «жизненную энергию», это совсем другой символ. Его до сих пор можно видеть в монгольской символике:

Так что или товарищ Шорин что то перепутал видимо:-)
А сама свастика для буддистов-калмыков понятный и правильный знак. Она явлалась олицетворением Закона Будды, которому подвластно всё сущее. А значит, боровшиеся под ней калмыки, считали, что бьются за правое дело.
Приятного времени суток.

СВАСТИКА НА БУМАЖНЫХ ДЕНЬГАХ СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ

Наличие свастики на деньгах раннего периода Страны Советов исторический факт. Это знают многие люди, интересующиеся историческими аспектами денежного обращения в России, коллекционеры-бонисты и историки. Сразу хочу сказать, что моя короткая заметка не является пропагандой фашизма, более того отношение к идеологии фашизма у меня резко негативное.

Свастика — это крест с загнутыми концами. Концы креста направлены по часовой или против часовой стрелки. Свастика — один из самых древних символов. В Древней Индии свастика это солнечный знак, приветствие, пожелание удачи. И после того, как фашистская Германия этот символ сделала эмблемой фашизма, он стал нести негативный характер. И сейчас для меня свастика это негативный знак, как и для большинства населения всего мира. И конечно для современных людей узнать или увидеть знак свастики на бумажных деньгах РСФСР (Российской Социалистической Федеративной Республики) вызывает, мягко говоря, недоумение, а то и шок.

Как-то один коллекционер, ныне архивист, а в молодости он был учителем истории, рассказал мне забавный случай. Он на своих уроках истории детям рассказал, что в определённый период Советской власти, были деньги со свастикой. Конечно, эта сенсационная информация стала обсуждаться детьми. Узнало об этом и руководство, его вызвали на «ковёр» к директору и стали жёстко разбирать на предмет антисоветской агитации. Учителю пришлось принести в школу эти бумажные деньги и показать их, своим мало осведомлённым коллегам. Всё равно, учителя наказали и поставили на вид, что впредь недопустимо такую информацию излагать неокрепшим умам учеников средней школы.

Так вот, в феврале 1917 года в России произошла буржуазная революция, монархия была свергнута и власть перешла к Временному правительству. И новому правительству естественно захотелось ввести свои новые деньги. 26 апреля и 22 августа 1917 года вышло постановление Временного правительства о выпуске кредитных билетов номиналом 250 и 1000 рублей. На новых денежных знаках был помещён новый государственный герб России, рекомендованный к использованию юридическим совещанием при Временном правительстве. Рисунок нового герба разработал художник И.Я. Билибин. Орёл стал другим, и самое главное у него не было короны - символа самодержавия (ил.1). А теперь внимательно посмотрите на профиль орла, и вы увидите… свастику! И на лицевой стороне российской банкноты 1000 рублей 1917 года в центре тоже есть свастика (ил. 2). Внимательный читатель тут же задаст резонный вопрос: «а при чём тут советская власть и эти билеты?» Действительно, в России скоро Временное правительство было свергнуто большевиками, произошёл октябрьский переворот, который ещё называют Великая Октябрьская социалистическая революция. Дело в том, что после прихода к власти большевиков и создания РСФСР в денежном обращении в стране ещё длительное время продолжали использоваться деньги выпущенные, при царизме, при Временном правительстве, и советские деньги («совзнаки»). Более того РСФСР продолжала печать те же самые царские деньги и деньги Временного правительства со свастикой вплоть до 1921 года!

Вернёмся к деньгам Временного правительства со свастикой. Кредитный билет 1000 рублей образца 1917 года поступил в обращение с 10 июня 1917 г. Эти кредитные билеты в народе называли «думки», т.к. на оборотной стороне банкноты изображение государственной Думы России того периода (ил. 3).

Ил. 1. Росси 250 рублей 1917 год. Оборотная сторона.


Ил.2. Россия 1000 рублей 1917 года. Размер 213 х 132 мм. Лицевая сторона.

А как определить какого года выпуска конкретная банкнота того очень горячего периода? Действительно с 1905 по 1922 гг., в России были революции, Первая мировая и гражданская война, разруха, голод и др. Есть несколько отличий таких банкнот. Одно из отличий в том, что банкноты на лицевой части имели подпись управляющего банка и кассира.

Бумажные деньги России выпусков 1905 - 1909 гг. были с подписью управляющего С.И. Тимашева;

1910 - 1914 гг. - подпись управляющего А.В. Коншина;

1914 - 1921 гг. - подпись управляющего И.П. Шипова.

Сразу скажу, не все бумажные деньги периода выпуска 1905 - 1921 гг. имели подписи, например их не было на деньгах-марках и на так называемых «керенках».


Ил. 3. Россия 1000 рублей образца 1917 года. Оборотная сторона.

А как среди банкнот 1917 года выпуска, выявить какого они периода выпуска, Временного правительства или РСФСР, ведь на всех них стоит подпись И.П. Шипова? Действительно все билеты подписаны управляющим Шиповым, независимо от времени их выпуска. Однако они имели разные серии. Кредитные билеты 1000 рублей 1917 года выпуска Временного правительства серии АА - АЗ. Правительство РСФСР выпускало серии АИ - ГО. Представленная банкнота серии ВХ - Советское правительство (ил.2). Каждая серия с одним и тем же номером выпускалась тиражом 200 000, т.е. с №000001 по № 200000.

А-а-а эти же банкноты выпустило Временное правительство, - опять скажет скептик, тогда были трудные времена, не когда было разбираться, что выпустило Временное правительство и Советская власть тут не виновата (в плане выпуска бумажных денег со свастикой).


Ил. 4. РСФСР 5000 рублей 1918 рублей. Лицевая сторона.


Ил. 5. РСФСР 10 000 рублей 1918 г. Лицевая сторона.

Да, времена были трудные. Однако 21 октября 1919 года появился декрет СНК РСФСР о выпуске в обращение банкнот 5000 и 10 000 рублей (ил. 4, 5), которые поступили в обращение в декабре 1919 года.Правда, для их изготовления были использованы проектные разработки денежных знаков, осуществлённые в 1917 г. при Временном правительстве, но с новой датой «1918». На билетах был помещён государственный герб России периода Временного правительства. На всех кредитных билетах факсимильная подпись управляющего Г.Л. Пятакова (главного комиссара Народного банка РСФСР). Это уже бумажные деньги выпуска Советской власти и они были со свастикой.

Кредитные билеты 250 и 1000 рублей образца 1917 года выпускались до первой половины 1921 г., а кредитные билеты 5000 и 10 000 рублей образца 1918 г. выпускались до 1 июля 1922 г.

8 сентября 1922 г. вышел декрет СНК «Об установлении однородности денежного обращения», с 1 октября в РСФСР появились новые деньги образца 1922 г., все банкноты, выпускавшиеся ранее, были извлечены из обращения. Срок приёма в платежи и обмена на денежные знаки старого образца был установлен до 1 октября 1922 г.

Таким образом, в период правления Советской власти в России (руководитель В.И. Ленин) до октября 1922 года в обращении были деньги со свастикой!

Изображение банкнот размещено с разрешения владельца.

При копировании материала или её части, ссылка на автора статьи обязательна!