Виктор талалихин краткая биография. Бесстрашный «Малыш»

Гуляя по городу, как часто мы встречаем незнакомые названия улиц и площадей. Многие из них носят имена настоящих героев. Но что мы знаем об их истории? Наверняка очень мало или почти ничего. Например, какой подвиг Талалихин совершил в годы Великой Отечественной войны? Время нещадно стирает из памяти современников имена великих людей и поступки, которые заслуживают особого внимания и уважения по отношению к ним.

Такой же, как и я

К сожалению, сегодня мало рассказывают детям своим об исторических событиях минувших лет, трагических, но порой и вдохновляющих. Теперь малыши мечтают стать супергероями, волшебниками, странными инопланетными созданиями. А ведь буквально несколько десятилетий назад все мальчики стремились познать бескрайние просторы космоса или покорять моря, океаны, небо.

На уроках истории все больше внимания уделяют экономическим процессам, внутренней и внешней политической деятельности, забывая о личностном примере. Детям, как и любому человеку, ближе история одного, чем рассказ о безликом множестве. Даже озвучив подвиг Талалихина кратко, можно зажечь огонек в сердцах детворы. Показать, насколько смелым и отважным может быть обычный, такой же, как они парень.

Такие примеры должны вдохновлять на свершения, будоражить сознание и вызывать настоящие чувства: радость, гордость, печаль, веру.

Но огромные потоки информации, которые доступные современникам, топят в своих глубинах настоящие сокровища.

Кривое зеркало

То, что сегодня предлагают нам печатные издания, не всегда отображает реальность. Нельзя сказать, что дети получают ложные сведения. Но, не имея определенных знаний, воспринимают все буквально.

Вот пример. Всем известно, что советские летчики признаны настоящими асами минувшей войны: Иван Кожедуб, Александр Покрышкин, которого напоминает об отваге и самоотдаче.

Однако благодаря изданиям, которые приводят цифры о сбитых самолетах отечественными и немецкими летчиками, складывается совершенно иное впечатление. Цифры наших пилотов - 56 или 62 уничтоженных врага. Тогда как немецкий ас Хартман - 352 сбитых самолета.

Увидев такие цифры, логично прийти к выводу, что лучшими назвали не тех. Но не все знают, что советские солдаты ответственно подходили к подсчету: сбитым считали самолет лишь после обнаружения его обломков. А немецкие и американские военные все принимали на веру. В число засчитанных побед мог войти самолет, который едва задели пули автомата.

История одного героя

В 1918 году 18 сентября, в небольшом селе Тепловка, появился на свет маленький мальчик. Тогда никто и подумать не мог, какие трудные времена предстоит ему пережить, насколько нелегкий и извилистый путь готовит ему судьба. Родители Виктора стали мамой и папой уже в третий раз. Они были обычными рабочими крестьянами.

С годами семейство Талалихина перебралось в Вольск. Отец поступил работать на местный завод. Виктор в эти годы посещал школу, а после ее окончания семья переехала в Москву. Большой город открывал новые перспективы и предоставлял больший выбор.

Молодой активный мальчик одновременно посещал занятия фабрично-заводского училища и работал на мясокомбинате. Тогда только мечтал о небе Талалихин. Подвиг его ждал в будущем.

Старшие братья Виктора уже служили в авиационных войсках, это будоражило мальчика и вдохновляло. Он посещал аэроклуб и был отмечен инструктором как подающий надежды.

Первые шаги в авиации

Призыв в армию мальчик получил в 1937. Благодаря комсомольской путевке попал в авиационное училище, которое окончил спустя один год. Так начался путь, на котором совершил свой подвиг Талалихин.

Боевая история Виктора началась в двадцать седьмом истребительном полку. Здесь, как и в школе авиации, все отмечали особые способности парня: он был отличным пилотом. Во всех действиях ярко прослеживалась решительность и смелость.

В 23 года лейтенант Талалихин стал командиром эскадрильи. Еще много раз он рассекал небесные просторы над Москвой, защищая и уберегая от немецких асов. За это время самостоятельно и в составе небольших групп сбил четыре вражеских судна.

Последний бой, унесший жизнь не только Виктора, состоялся в октябре 1941 года. Более пяти истребителей под его началом отправились в бой, чтобы оказать поддержку наземным войскам. Это случилось в воздухе над деревней Каменка.

Очередное сражение велось ожесточенно и напряженно. Виктор успел сбить одного врага и подбил второго, как сразу три немецких экипажа открыли огонь по его самолету.

Десятки голодных пуль начали вгрызаться в борт, одна из них попала в голову пилота.

Управление было потеряно, машина, как огромная железная птица, рухнула на землю.

Так оборвалась жизнь молодого, но уже закаленного боями солдата Советского Союза.

«Малыш»

Совершив свой подвиг, Талалихин запечатлелся у многих, как образ бесстрашного, смелого и напористого человека. Но круг близких и друзей знал совершенно иного парня: сияющего улыбкой, веселого, непринужденного и артистичного. Он был особенно добрым и приятным человеком.

В школьные годы посещал драматический кружок и, как отмечали руководители, не был лишен актерского таланта. Возможно, в мирное время его судьба сложилась бы иначе, и имя вошло в историю благодаря иным свершениям.

Во время лечения он не просиживал штаны в госпитале. Посещал митинги, общался с рабочими и молодыми людьми, проводил агитационную работу.

Рост Виктора был всего один метр пятьдесят пять сантиметров. Поэтому в кругу друзей его называли «Малыш».

Талалихина не сразу восприняли всерьез в летном училище. Столь вызывал сомнения в успешном обучении. Но напор и настойчивость парня показали совершенно иной результат.

Находки современности

Не так давно в лесах Домодедовского округа работники хозяйства набрели на опушку, где остались следы, едва заметные глазу, от огромной воронки. Вид она имела достаточно старый, порядком затянулась землей и поросла. А на одном из деревьев обнаружили проржавелую старую табличку.

Такие находки не редкость в местах, где проходили бои во времена Великой Отечественной войны. Люди и по сей день обнаруживают детали техники, снаряжение. Однако внимание привлекла именно табличка. Какую информацию она содержала?

Проведя определенные манипуляции, ее удалось очистить. Надпись заинтриговала исследователей. Она гласила, что именно в этом месте упал самолет Виктора. Тот самый, на котором он совершил таран. Табличка была подписана именем пионерки Катько Аллы. Также была информация о том, что она установила ее в августе 1971 года, последовав рассказам очевидцев того события.

Неужели это и вправду то самое место, где захоронен самолет, на котором совершил свой подвиг Талалихин?

Раскопки

Находка заставила историков и краеведов заняться исследованием. Была сформирована поисковая группа, которая в июне 2014 года выехала на указанное место. В первые два дня были найдены части двигателя, шасси, некоторые механизмы управления.

В дальнейшем раскопки продвигались так же успешно. Было установлено (благодаря сохранившимся записям номерных знаков самолета и мотора), что это именно та машина, на которой совершился подвиг летчика Талалихина.

Обнаружили бортовые часы, стрелки которых указывали на половину двенадцатого. Именно это время зафиксировано в исторических сводках как момент тарана.

После проведения всех необходимых работ самолет станет частью экспонатов музея в Домодедово.

Вечная память

Петербург, Липецк, Тамбов, Гомель, Вольск, Калининград и еще десятки городов имеют в своем списке улицы, названные в честь Виктора Талалихина. Школы и колледжи носят имя этого героя.

Хочется, чтобы жители знали, какой подвиг совершил Талалихин. Вспоминали о нем и о других простых, но великих людях, которые отдали свои жизни ради благополучного будущего.

Вот, пожалуй, и все о таком как Виктор Талалихин. Подвиг (фото героя, совершившего его, есть в обзоре) его должен жить в памяти всех людей.


Р одился в 1918 году в селе Тепловка ныне Вольского района Саратовской области. Русский. Кандидат в члены КПСС. Герой Советского Союза (8.8.1941). Награжден орденами Ленина, Красного Знамени и Красной Звезды.

Боевое крещение выпускник Борисоглебской военной авиационной школы Виктор Талалихин получил в советско-финляндской войне 1939–1940 годов. 40 боевых вылетов сделал молодой летчик-истребитель, сбросив десятки бомб на вражеские укрепления, аэродромы, автоколонны, склады с боеприпасами и горючим, сбил несколько самолетов противника. За доблесть и мужество он был награжден орденом Красной Звезды.

Весной 1941 года Виктор Талалихин с отличием закончил краткосрочные курсы командиров звеньев и получил назначение во вновь формируемый под Москвой 177-й истребительный авиационный полк 6-го истребительного авиационного корпуса войск ПВО территории страны, в составе которого и встретил Великую Отечественную войну. А в ночь с 6 на 7 августа 1941 года он совершил ночной воздушный таран. Вот как об этом рассказал сам Виктор:

«...Августовская ночь 1941 года. Подмосковье. Небо, усыпанное звездными узорами, казалось сказочным. Тихо, спокойно вокруг. Но это обманчивая тишина. Московское небо в опасности. Озверелые фашисты рвались к Москве. Группа боевых самолетов стояла в укрытии на опушке леса и ждала приказа на вылет. Среди других находился и мой «ястребок». Вдруг в небе засверкали лучи прожекторов, словно играя между собой, они стали полосовать небо. В подмосковном небе показались фашистские «хейнкели». Я получил задание перехватить противника, который шел на Москву.

На высоте четыре тысячи 800 метров я настиг «Хейнкеля-111». Считанные секунды... и передо мной вражеский бомбардировщик. Я молниеносно зашел к нему в хвост. Пальцы легли на гашетку... Ливень пуль обрушился на врага. Вот тебе за Москву, за Родину. Задымил правый мотор фашистской машины. Бандит не успел сбросить бомбы и пошел удирать. Я, преследуя его, дал несколько очередей из пулемета. «Не уйдешь»,– стиснув зубы, процедил я. Когда я подошел на 10 метров от хвоста, по мне была дана очередь из крупнокалиберного пулемета – обожгло руку...

Расстреляны все боеприпасы, в баке осталось мало горючего. Я принимаю второе решение – жертвовать собой, но не упустить гада... И я иду на таран. Даю полностью газ и своим самолетом врезаюсь в хвост противника. Самолет фашиста немедленно загорелся...»

Этот ночной бой советского летчика наблюдали колхозники подмосковных деревень Добрынихи, Степагино, Мансурово, Максимихи и других. Они встретили спускавшегося на парашюте Талалихина, перевязали раненую руку и помогли добраться до части. А под обломками вражеского бомбардировщика были обнаружены трупы четырех летчиков и множество зажигательных бомб.

Родина высоко оценила подвиг своего верного сына. 8 августа 1941 года Указом Президиума Верховного Совета СССР младшему лейтенанту Виктору Васильевичу Талалихину было присвоено звание Героя Советского Союза.

Едва зажила рана, Виктор снова на истребителе, снова громит воздушного врага. За 98 дней, что довелось ему сражаться в рядах защитников неба столицы, он уничтожил пять фашистских самолетов.

Кандидат в члены КПСС Виктор Талалихин пал смертью храбрых в воздушном бою с фашистами близ города Подольска под Москвой 27 октября 1941 года. Похоронен Герой в Москве на Новодевичьем кладбище.

Имя Виктора Талалихина носят одна из улиц столицы, в городе Калининграде (областном), Волгограде, Борисоглебске Воронежской области и других городах, судно Министерства морского флота СССР, ГПТУ № 100 в Москве, ряд школ и пионерских дружин страны. В Подольске Герою установлен памятник.

Литература:

Важин Ф. А. Воздушный таран. М., 1962. С. 32–36.

Дмитриевский Н. Защитники неба столицы. М., 1962. С. 67–69.

Молодые герои Великой Отечественной войны. М., 1970. С. 68–69.

Павловский О. П. Достоин бессмертия... Калининград, 1985. С. 5–11.

Герои огненных лет. М., 1975. Кн. 1. С. 121 – 130.

Пройтись ясным осенним днем по берегам подмосковной речки Северки понравится каждому, кто любит красивый среднерусский пейзаж и «пышное природы увяданье». Бесконечная паутина шумных автодорог как будто обходит эти места стороной и ничто не нарушает тишины и спокойствия вокруг - только шум ветра в кронах, птичий крик или мерный ход комбайна в поле. Леса и перелески сменяются распаханными полями, поля заросшими балками, пойменными лугами, а затем снова лесами, одетыми в свой огненный осенний наряд. Но вот из-за деревьев показывается дымок, а вскоре и небольшая деревушка в несколько десятков аккуратных домов. О ней, а точнее о событиях, произошедших много лет назад в ее окрестностях, и пойдет дальнейший рассказ.

Одним как раз таким осенним днем я шел вдоль Северки в верхнем ее течении, наслаждался теплом «бабьего лета» и любовался открывающимися видами. От истока до села Введенское русло Северки довольно узкое и сильно петляет - река заметна, порой, только по зарослям ивняка на берегу. В некоторых местах берега заболочены, и если тихо подкрасться к такому болотцу, то есть шанс увидеть серую цаплю, увлеченную охотой на лягушек. Но в сентябре-начале октября эти красивые птицы улетают зимовать на юг, и сейчас вы их увидите скорее в небе - летящими в форме клина или линии.

В верховьях Северки стоят несколько небольших деревень - Степыгино, Мансурово, Острожки, Матчино. Убежав от стада разъяренных гусей в Степыгино, я пересек обширное убранное поле и оказался на лесной опушке. В лесу пахло осенью - свежий ветер раскачивал ветви и щедро посыпал все мириадами желто-красных листочков, которыми вся земля была укрыта как большим шуршащим ковром.

Но вот деревья стали редеть и я вышел из леса к домикам на берегу. Это были настоящие деревенские избы, которые, вероятно, стоят тут уже не один десяток лет и еще столько же простоят - не меньше. И я в который раз подумал, что именно такая простая деревенская архитектура наиболее гармонично смотрится на лоне природы - лучше и не придумаешь. Так я оказался в деревне Мансурово.

В путешествии всегда волнительно бывает обнаружить в самый неожиданный момент что-то для себя новое и интересное - такое, о чем в тот момент и подумать не мог. В такие моменты только и удивляешься - почему я раньше об этом ничего не знал? В тот раз так было и со мной. Посреди небольшой деревни, окруженной полями и лесами, я увидел военный самолет, а точнее памятную стелу, на которой он возвышался.

Стела была расположена поблизости от памятника погибшим воинам, ушедшим из Мансурово в далеком 1941 году на фронт и так и не вернувшимся домой. Здесь же стоял еще один небольшой памятник - герою Советского Союза Виктору Васильевичу Талалихину, летчику-истребителю, совершившему на своем самолете первый в истории советской авиации таран - так гласила надпись на плите. Здесь же я обнаружил и небольшую памятку с краткой биографией летчика и описанием событий того знаменательного дня.

Виктор Васильевич Талалихин родился в селе Тепловка Саратовской губернии 18 сентября 1918 года. Закончив 7 классов школы, он отучился в заводском училище, а затем устроился работать на мясокомбинат. В семье Талилихиных было еще двое сыновей, оба старше Виктора, оба служили в авиации. Это во многом предопределило будущее Виктора - он всегда мечтал стать летчиком.

В 1938 году Талалихин уходит в армию и параллельно учится в Борисоглебской военной школе пилотов. Первый боевой опыт Виктор получает во время Советско-Финской войны и сразу отличается смелостью, решительностью, высоким мастерством и логичностью принимаемых решений во время полетов. За время войны он совершает 47 боевых вылетов и сбивает 4 вражеских самолета.

К началу Великой Отечественной войны Виктор Талалихин становится командиром авиазвена (а впоследствии и заместителем командира эскадрильи) 177 истребительного авиационного полка, которому была поставлена задача оборонять Москву с юго-запада. Первый бой полк принял уже 25 июля и с каждым днем вылетов становилось все больше, а вражеский натиск становился сильнее.

Бой, прославивший имя Виктора Талалихина, произошел в ночь на 7 августа 1941 года. Пилот получил приказ вылететь на перехват немецких бомбардировщиков и на высоте 4500 метров сел на хвост «Хейнкеля-111». Оба летчика были асами - совершая сложные маневры, никто из них не мог подбить противника и поединок продолжался уже много долгих минут. Виктору все же удалось поджечь один из двигателей бомбардировщика, но, заходя в очередную атаку, пилот внезапно обнаружил, что боеприпасы кончились - бить по врагу больше нечем! И тогда Виктор принимает крайне смелое решение - протаранить «Хейнкель». Он понимал, что идет на верную смерть, но успокаивал себя тем, что фашистов погибнет вчетверо больше. На огромной скорости маленький самолет Виктора врезался в хвост бомбардировщика, от сильного удара его отбросило в сторону, закрутило и всю машину охватило пламя. Но в тот момент произошло настоящее чудо - из последних сил Виктор успел катапультироваться, открыть парашют и благополучно приземлиться - по одной из версий прямо в Северку. К нему на помощь уже бежали местные жители, все это время с земли наблюдавшие разыгравшуюся в небе драму.

Что до немецкого самолета, то он упал в поле неподалеку от деревни Добрыниха. Все четверо членов экипажа погибли.

Немного придя в себя, Виктор вернулся в свой полк и через несколько дней уже снова совершал боевые вылеты. 8 августа 1941 бесстрашному летчику присвоили звание Героя Советского Союза. На тот момент ему было только 22 года.

Погиб Виктор Талалихин 27 октября того же 1941 года на очередном боевом задании в небе над Подольском. Сейчас имя героя носят улицы во многих городах нашей Родины - Москве, Волгограде, Борисоглебске, Челябинске, Нижнем Новгороде, а в Подольске на месте гибели установлен памятник.

Стоит памятник и в Мансурово - в самом центре деревни, а рядом растут раскидистые клены.

От памятника открывается красивый вид на деревню и лес за ее околицей, в который 75 лет назад упал И-16 Виктора Талалихина. Интересно, что обломки истребителя поисковики нашли совсем недавно - летом 2014 года. С этими поисками связана одна очень интересная история, не рассказать которую было бы неправильно.

Если вы когда-нибудь поедете по дороге от деревни Добрыниха в сторону Троицкого, то обязательно увидите неподалеку от дороги гранитный обелиск с надписью: «На этом месте 7 августа 1941 года упал самолет летчика, героя Советского Союза Виктора Талалихина, после тарана фашистского бомбардировщика, рвавшегося к Москве». Стела стоит рядом с воронкой. Казалось бы все просто - вот памятник, вот воронка. Никто никогда и подумать не мог, что памятник может стоять не на своем месте, а воронка имеет искусственное происхождение.

Но однажды нашелся человек, заметивший некоторые несовпадения в этой истории. Им стал Кирилл Низамутдинов - руководитель Домодедовского поискового отряда «Исток». Читая статью, написанную одним местным деятелем, он обратил внимание на строчку, в которой говорилось о том, что много лет назад на место падения самолета В. И. Талалихина водили делегацию от какого-то колхоза и показывали «в глухом лесу» воронку от самолета. Итак, памятник стоит у дороги на краю поля, а делегацию водили в глухой лес. Где правда? Может быть, на месте, где сейчас стоит памятник, когда-то бы лес? Краевед обратился к довоенным картам генштаба и выяснил, что очертания лесных опушек в этих местах за весь XX век практически не изменились. Опрос местных жителей тоже результатов не дал. Поиски зашли в тупик. Но ответ помогли найти все же местные жители и счастливый случай.

В 2011 году подошла годовщина начала Великой Отечественной войны, а вместе с тем - 70-летие подвига Виктора Талалихина. Несколько неравнодушных жителей деревни Мансурово во главе со старостой деревни Петром Дрябковым, который еще мальчишкой бегал в лес посмотреть на воронку с обломками самолета, решили отыскать это место, окультурить и возложить цветы в память знаменательного события 1941 года.

Но воронка за несколько дней поисков так и не была найдена - лес за долгие годы зарос густым подлеском, а место падения самолета старики помнили лишь приблизительно. Осталось только направление - к северу от деревни Мансурово...

За несколько лет до этих событий лесник Олег Сураев, занимаясь санитарной рубкой древьев в лесу между деревнями Мансурово и Юсупово, обнаружил поржавевшую табличку, прибитую к одной из сосен. На табличке едва читалась надпись «...упал самолет...Талалихина...». Олег не придал своей находке особого значения, но хорошо запомнил. Спустя почти 5 лет в 2012 году эта информация по счастливой случайности дошла до К. Ю. Низамутдинова, и тот сразу же возобновил поиски.

Лесник смог достаточно точно показать в лесу место, где он обнаружил табличку. С помощью металлоискателя почти сразу были найдены мелкие детали самолета, что безусловно говорило о правильности направления поисков.

Но точное место падения истребителя удалось отыскать только спустя несколько месяцев - осенью, когда листва с деревьев осыпалась и неровности рельефа стали лучше видны невооруженным глазом.

Воронка была обнаружена в 50 метрах от ранее найденного скопления мелких деталей. Небольшая и невзрачная, диаметром около трех метров, она была засыпана листвой, ветками и залита водой. Мимо такой лужи любой человек пройдет мимо, не обратив ни малейшего внимания. В процессе раскопок 7 июня 2014 года на поверхность были извлечены крупные детали самолета - элементы обшивки и фюзеляжа, двигателя и вооружения.

На обломках удалось отыскать номер самолета, который полностью совпал с номером из архива: истребитель И-16 (тип 29) №2921570 был списан после тарана, пилот - Виктор Талалихин. Сомнений больше быть не могло!

Разумеется, я тоже захотел отыскать это место в лесу, тем более что сейчас там уже должен был стоять памятный знак, что значительно облегчало поиски. Но не тут-то было! Потратив добрых пару часов на прочесывание леса, я уж было отчаялся и собрался возвращаться в деревню, как вдруг на одной из развилок увидел табличку со стрелочкой, указывающей дорогу к воронке.

Через несколько минут я был на месте.

P.S. Что касается той поржавевшей таблички на сосне, благодаря которой и удалось обнаружить воронку, то поисковикам удалось узнать ее историю. Под слоем ржавчины скрывалась надпись:

«Здесь упал самолет героя Советского Союза Виктора Талалихина на котором совершен первый ночной таран в годы Вел. Отеч. Войны».

И подпись:

«Табличка установлена пионеркой Аллой Катько по рассказам очевидцев 22.08.71».

Как выяснилось впоследствии, Алле тогда было 13 лет и табличку она установила вместе со своим папой, который хорошо знал место падения И-16. В тот год за деревней Степыгино у дороги стали ставить обелиск, но местные жители возмутились: почему же его ставят не на том месте, где на самом деле упал самолет? Позвонили в администрацию, где им ответили: «К настоящему месту нет подхода». Тогда Демьян Катько с дочерью сами сделали памятную табличку и поставили ее в глухом лесу у настоящей воронки с обломками самолета Виктора Талалихина.

Координаты памятника в деревне Мансурово: 55°12"44"N 37°45"24"E

Координаты места падения самолета: 55°13"578"N 37°45"821"E

(1941-10-27 ) (23 года) Место смерти Принадлежность

СССР СССР

Род войск Годы службы Звание

: неверное или отсутствующее изображение

Часть Сражения/войны Награды и премии

Ви́ктор Васи́льевич Талали́хин (18 сентября , с. Тепловка , Вольский уезд , Саратовская губерния , РСФСР - 27 октября , Подольский район , Московская область , СССР) - военный лётчик, заместитель командира эскадрильи 177-го истребительного авиационного полка ПВО 6-го истребительного авиационного корпуса ПВО , младший лейтенант . Герой Советского Союза . Одним из первых в СССР совершил ночной воздушный таран .

Биография

Родился 18 сентября 1918 года в селе Тепловка Вольского уезда Саратовской губернии . Сын рабочего. Русский .

Самолёт

В 2014 году поисковики нашли в лесу под Москвой самолёт легендарного лётчика, на котором он 73 года назад одним из первых совершил ночной таран и сбил на подступах к советской столице немецкий бомбардировщик .

Награды

  • 8 августа 1941 года «за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с германским фашизмом и проявленные при этом отвагу и геройство» ему присвоено звание Героя Советского Союза.
  • Награждён орденами Ленина , Красного Знамени и Красной Звезды .

Память

В честь Виктора Талалихина названы улицы в:

Напишите отзыв о статье "Талалихин, Виктор Васильевич"

Примечания

Литература

  • Чистова Светлана Владимировна. Клин, что на реке Сестре // Христианская жизнь. 2011.
  • Рымарь Леонид Витальевич . Талалихин В. Как я протаранил фашистский самолёт // Известия. 1941. 8 авг.

Ссылки

Отрывок, характеризующий Талалихин, Виктор Васильевич

В то время как проходил этот Апшеронский батальон, румяный Милорадович, без шинели, в мундире и орденах и со шляпой с огромным султаном, надетой набекрень и с поля, марш марш выскакал вперед и, молодецки салютуя, осадил лошадь перед государем.
– С Богом, генерал, – сказал ему государь.
– Ma foi, sire, nous ferons ce que qui sera dans notre possibilite, sire, [Право, ваше величество, мы сделаем, что будет нам возможно сделать, ваше величество,] – отвечал он весело, тем не менее вызывая насмешливую улыбку у господ свиты государя своим дурным французским выговором.
Милорадович круто повернул свою лошадь и стал несколько позади государя. Апшеронцы, возбуждаемые присутствием государя, молодецким, бойким шагом отбивая ногу, проходили мимо императоров и их свиты.
– Ребята! – крикнул громким, самоуверенным и веселым голосом Милорадович, видимо, до такой степени возбужденный звуками стрельбы, ожиданием сражения и видом молодцов апшеронцев, еще своих суворовских товарищей, бойко проходивших мимо императоров, что забыл о присутствии государя. – Ребята, вам не первую деревню брать! – крикнул он.
– Рады стараться! – прокричали солдаты.
Лошадь государя шарахнулась от неожиданного крика. Лошадь эта, носившая государя еще на смотрах в России, здесь, на Аустерлицком поле, несла своего седока, выдерживая его рассеянные удары левой ногой, настораживала уши от звуков выстрелов, точно так же, как она делала это на Марсовом поле, не понимая значения ни этих слышавшихся выстрелов, ни соседства вороного жеребца императора Франца, ни всего того, что говорил, думал, чувствовал в этот день тот, кто ехал на ней.
Государь с улыбкой обратился к одному из своих приближенных, указывая на молодцов апшеронцев, и что то сказал ему.

Кутузов, сопутствуемый своими адъютантами, поехал шагом за карабинерами.
Проехав с полверсты в хвосте колонны, он остановился у одинокого заброшенного дома (вероятно, бывшего трактира) подле разветвления двух дорог. Обе дороги спускались под гору, и по обеим шли войска.
Туман начинал расходиться, и неопределенно, верстах в двух расстояния, виднелись уже неприятельские войска на противоположных возвышенностях. Налево внизу стрельба становилась слышнее. Кутузов остановился, разговаривая с австрийским генералом. Князь Андрей, стоя несколько позади, вглядывался в них и, желая попросить зрительную трубу у адъютанта, обратился к нему.
– Посмотрите, посмотрите, – говорил этот адъютант, глядя не на дальнее войско, а вниз по горе перед собой. – Это французы!
Два генерала и адъютанты стали хвататься за трубу, вырывая ее один у другого. Все лица вдруг изменились, и на всех выразился ужас. Французов предполагали за две версты от нас, а они явились вдруг, неожиданно перед нами.
– Это неприятель?… Нет!… Да, смотрите, он… наверное… Что ж это? – послышались голоса.
Князь Андрей простым глазом увидал внизу направо поднимавшуюся навстречу апшеронцам густую колонну французов, не дальше пятисот шагов от того места, где стоял Кутузов.
«Вот она, наступила решительная минута! Дошло до меня дело», подумал князь Андрей, и ударив лошадь, подъехал к Кутузову. «Надо остановить апшеронцев, – закричал он, – ваше высокопревосходительство!» Но в тот же миг всё застлалось дымом, раздалась близкая стрельба, и наивно испуганный голос в двух шагах от князя Андрея закричал: «ну, братцы, шабаш!» И как будто голос этот был команда. По этому голосу всё бросилось бежать.
Смешанные, всё увеличивающиеся толпы бежали назад к тому месту, где пять минут тому назад войска проходили мимо императоров. Не только трудно было остановить эту толпу, но невозможно было самим не податься назад вместе с толпой.
Болконский только старался не отставать от нее и оглядывался, недоумевая и не в силах понять того, что делалось перед ним. Несвицкий с озлобленным видом, красный и на себя не похожий, кричал Кутузову, что ежели он не уедет сейчас, он будет взят в плен наверное. Кутузов стоял на том же месте и, не отвечая, доставал платок. Из щеки его текла кровь. Князь Андрей протеснился до него.
– Вы ранены? – спросил он, едва удерживая дрожание нижней челюсти.
– Раны не здесь, а вот где! – сказал Кутузов, прижимая платок к раненой щеке и указывая на бегущих. – Остановите их! – крикнул он и в то же время, вероятно убедясь, что невозможно было их остановить, ударил лошадь и поехал вправо.
Вновь нахлынувшая толпа бегущих захватила его с собой и повлекла назад.
Войска бежали такой густой толпой, что, раз попавши в середину толпы, трудно было из нее выбраться. Кто кричал: «Пошел! что замешкался?» Кто тут же, оборачиваясь, стрелял в воздух; кто бил лошадь, на которой ехал сам Кутузов. С величайшим усилием выбравшись из потока толпы влево, Кутузов со свитой, уменьшенной более чем вдвое, поехал на звуки близких орудийных выстрелов. Выбравшись из толпы бегущих, князь Андрей, стараясь не отставать от Кутузова, увидал на спуске горы, в дыму, еще стрелявшую русскую батарею и подбегающих к ней французов. Повыше стояла русская пехота, не двигаясь ни вперед на помощь батарее, ни назад по одному направлению с бегущими. Генерал верхом отделился от этой пехоты и подъехал к Кутузову. Из свиты Кутузова осталось только четыре человека. Все были бледны и молча переглядывались.
– Остановите этих мерзавцев! – задыхаясь, проговорил Кутузов полковому командиру, указывая на бегущих; но в то же мгновение, как будто в наказание за эти слова, как рой птичек, со свистом пролетели пули по полку и свите Кутузова.
Французы атаковали батарею и, увидав Кутузова, выстрелили по нем. С этим залпом полковой командир схватился за ногу; упало несколько солдат, и подпрапорщик, стоявший с знаменем, выпустил его из рук; знамя зашаталось и упало, задержавшись на ружьях соседних солдат.
Солдаты без команды стали стрелять.
– Ооох! – с выражением отчаяния промычал Кутузов и оглянулся. – Болконский, – прошептал он дрожащим от сознания своего старческого бессилия голосом. – Болконский, – прошептал он, указывая на расстроенный батальон и на неприятеля, – что ж это?
Но прежде чем он договорил эти слова, князь Андрей, чувствуя слезы стыда и злобы, подступавшие ему к горлу, уже соскакивал с лошади и бежал к знамени.
– Ребята, вперед! – крикнул он детски пронзительно.
«Вот оно!» думал князь Андрей, схватив древко знамени и с наслаждением слыша свист пуль, очевидно, направленных именно против него. Несколько солдат упало.
– Ура! – закричал князь Андрей, едва удерживая в руках тяжелое знамя, и побежал вперед с несомненной уверенностью, что весь батальон побежит за ним.
Действительно, он пробежал один только несколько шагов. Тронулся один, другой солдат, и весь батальон с криком «ура!» побежал вперед и обогнал его. Унтер офицер батальона, подбежав, взял колебавшееся от тяжести в руках князя Андрея знамя, но тотчас же был убит. Князь Андрей опять схватил знамя и, волоча его за древко, бежал с батальоном. Впереди себя он видел наших артиллеристов, из которых одни дрались, другие бросали пушки и бежали к нему навстречу; он видел и французских пехотных солдат, которые хватали артиллерийских лошадей и поворачивали пушки. Князь Андрей с батальоном уже был в 20 ти шагах от орудий. Он слышал над собою неперестававший свист пуль, и беспрестанно справа и слева от него охали и падали солдаты. Но он не смотрел на них; он вглядывался только в то, что происходило впереди его – на батарее. Он ясно видел уже одну фигуру рыжего артиллериста с сбитым на бок кивером, тянущего с одной стороны банник, тогда как французский солдат тянул банник к себе за другую сторону. Князь Андрей видел уже ясно растерянное и вместе озлобленное выражение лиц этих двух людей, видимо, не понимавших того, что они делали.

7 августа 1941 года летчик-истребитель Виктор Талалихин при обороне воздушных подступов к Москве совершил ночной таран и уничтожил вражеский бомбардировщик.

Военный летчик-истребитель, Герой Советского Союза Виктор Васильевич Талалихин родился 18 сентября 1918 г. в деревне Тепловке Вольского района Саратовской области.

В 1924 г., когда Талалихину исполнилось шесть лет, его семья - родители Василий и Вера Талалихины, братья Александр и Николай - переехали в город Вольск. Еще в детстве Виктор Талалихин с братьями увлеклись авиамоделированием. Они устроили в доме небольшую мастерскую и конструировали модели самолетов и планеров.

В 1933 г. семья Талалихиных переехала в Москву. Отец начал работать на Московском мясокомбинате, а 15‑летний Виктор поступил учиться в школу фабрично-заводского ученичества (ФЗУ) при комбинате.
Окончив в 1935 г. школу ФЗУ по специальности "обвальщик" (переработчик скота и мяса), Талалихин стал рабочим мясокомбината.

В 1936 г. его приняли в Пролетарский аэроклуб Москвы.

В 1937 г. Виктор Талалихин был призван в армию и по путевке комсомола принят в Борисоглебское авиационное училище, успешно его закончил в звании младшего лейтенанта.
В 1938 г. был зачислен в 27-й истребительный авиационный полк .

Первое боевое крещение Талалихин получил зимой 1939-1940 гг. во время войны с Финляндией. Он совершил около 50 боевых вылетов, уничтожил несколько вражеских самолетов, в воздушном бою спас жизнь командиру эскадрильи Михаилу Королеву. За доблесть и мужество младший лейтенант Талалихин был награжден орденом Красной Звезды.

Весной 1941 года молодой летчик с отличием окончил краткосрочные курсы командиров звеньев и получил назначение во вновь формируемый под Москвой 177-й истребительный авиационный полк. После начала Великой Отечественной войны полк был перебазирован ближе к Москве - ему было поручено охранять воздушные подступы к столице, ее промышленные объекты, жизнь и безопасность москвичей.

Защищая небо Москвы, Талалихин уничтожил в воздушных боях шесть самолетов врага. Он стал настоящим асом и был назначен заместителем командира 1‑й эскадрильи 177‑го истребительного полка. Подчиненные к своему командиру относились с большим уважением, так как перед каждым вылетом Талалихин просчитывал непредвиденные ситуации, чтобы все летчики эскадрильи возвращались живыми с боевых заданий. За маленький рост (155 см) боевые товарищи прозвали его Малышом.

В ночь с 6 на 7 августа 1941 г. в небе над Подольском младший лейтенант Виктор Талалихин совершил ночной таран. Когда кончились боеприпасы, на высоте 4500 метров на самолете "И‑16" летчик‑истребитель протаранил немецкий бомбардировщик "Хейнкель‑111", в котором находился экипаж из 4 человек. Талалихин чудом остался жив. Он выпрыгнул из падавшего самолета, в свободном падении пролетел 800 м, только затем раскрылся парашют.
Воздушный таран не был предусмотрен воинским уставом. Командир не имел права приказать совершить таран. Боевые летчики сознательно рисковали своей жизнью. Всего за годы войны советские летчики совершили более 600 таранов.

8 августа 1941 г. указом президиума Верховного Совета СССР "за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с германским фашизмом и проявленные при этом отвагу и геройство" летчику-истребителю младшему лейтенанту Виктору Талалихину было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда".

27 октября 1941 г. Талалихин вылетел во главе шестерки истребителей на прикрытие наземных войск в районе Подольска. Возле деревни Каменки он повел группу на штурм позиций противника . В это время из-за облаков на советские самолеты обрушились шесть вражеских истребителей "Мессершмитт‑109". Завязался воздушный бой. Талалихин напал первым и сбил один "мессер", но был атакован тремя истребителями противника. Ведя неравный бой, он подбил еще одного врага, но в это время рядом разорвался вражеский снаряд. Летчик получил смертельное ранение в голову.

Виктор Талалихин был похоронен с воинскими почестями на Новодевичьем кладбище в Москве. Приказом народного комиссара обороны СССР от 30 августа 1948 г. Талалихин был навечно зачислен в списки 1‑й эскадрильи истребительного авиационного полка, в составе которого он сражался под Москвой.

В память о Герое Советского Союза Викторе Талалихине на здании управления Московского мясокомбината им. Микояна и ПТУ № 100 установлены мемориальные доски. Здесь организован музей летчика-героя.

В Центральном музее вооруженных сил в Москве установлен фюзеляж сбитого Талалихиным немецкого самолета "Хейнкель‑111". Рядом в витрине выставлены личные вещи, фотографии и документы Виктора Талалихина.

В поселке Кузнечики, на 43‑м километре Варшавского шоссе, недалеко от места гибели летчика, установлен бронзовый памятник Герою Советского Союза Виктору Талалихину. Памятник был открыт в День воздушного флота СССР - 18 августа 1969 г.

Именем Виктора Талалихина названы улицы в Москве, Калининграде, Волгограде, Борисоглебске и других городах, морское судно, ПТУ № 100 в Москве, ряд школ.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников