Занятие на тему мягкий знак. Конспект урока по русскому языку «Разделительный мягкий знак

Тема. Буква мягкий знак (ь)

Цели деятельности педагога

Познакомить с буквой ь (мягкий знак). Раскрыть значение мягкого знака для обозначения мягкости согласных на письме.

Задачи:

    Развивать фонематическое восприятие через различение твёрдых и мягких фонем.

    Формировать навыки звуко -буквенного и слогового анализа.

    Развивать навыки преобразования слов,

    Закреплять понятия "звук - буква",

    Совершенствовать навыки чтения и письма

    Развивать познавательные процессы

Планируемые результаты:

    Предметные умения

Научиться обозначать мягкость согласных на письме с помощью мягкого знака в середине и конце слов

Личностные УУД:

Фонетически и интонационно правильно оформлять свою речь

Положительно относиться к коррекционным занятиям, понимая их необходимость для того, чтобы стать более успешным в учебной деятельности

Формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности

Регулятивные УУД:

Планировать свои действия для выполнения задания;

Принять и сохранить учебную задачу соответствующую этапу обучения; - оценить совместно с учителем, учащимися результаты своих действий; - исправлять ошибки в устной и письменной речи; - контролировать результаты своей деятельности и деятельности товарища.

Познавательные УУД:

О сознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; - использовать приобретённые знания при выполнении учебного задания; - построить осознанно и произвольно речевое высказывание в устной форме.

Коммуникативные УУД:

Развитие навыков контроля и самоконтроля

Воспитывать культуру делового общения, делового сотрудничества, дружбу, интерес к учению.

Осуществлять учебное сотрудничество с педагогом и сверстниками

Самостоятельно или при помощи педагога формулировать свою точку зрения

Ход занятия

    Организационный момент .

Садится тот, кто повторит за педагогом слова

пыль, уголь, пень, конь; букварь, кровать, карась, тополь; окунь, корь, огонь, зверь; олень, гусь, день, дождь.

Постановка темы занятия

Какой звук мы слышим на конце слов?

С помощью какого знака мы можем обозначить мягкость согласных на письме?

    Основная часть.

Сообщение темы занятия

Как вы думаете, какова тема нашего сегодняшнего занятия? (знакомство с Ь)

Цель нашего урока: научиться обозначать мягкость на письме согласных с помощью мягкого знака.

Мягкий шаг

Это буква ….(ь)

Если последний согласный в слове произносится мягко, после него ставится мягкий знак .

Речевая зарядка:

аль - оль- уль-иль ать-оть~уть-ить ась - ось - усь-ись авь - овь - увь - ивь ань - онъ-унь-инь арь-орь-урь-ирь

Ять-ять-ять - мы пошли гулять. Онь-онь-онь - на лугу пасётся конь.

Арь-арь-арь - читаем мы букварь. Ень-ень-ень - в саду растёт сирень.

Развитие фонематического восприятия

Дидактическая игра «Светофор».

Педагог произносит слова. Дети должны поднять зеленый светофор, если услышат, что последний звук в слове звучит мягко.

Словарный материал: стул, уголь, диван, конь, дом, сирень, комар, карась, окунь, знак, тополь, насос, пузырь, подсолнух, букварь.

Знакомство с буквой ь.

Буква Р перевернулась,

Мягким знаком обернулась.

Показ буквы.

Формирование звуко- буквенного анализа

сравнение схем слов

ел - ель угол - уголь

Сколько букв? Сколько звуков? – Почему так получилось: букв больше, чем звуков? (Ь звука не обозначает)

Мягкий знак – хитрый знак.
Не назвать его никак.
Он не произносится,
Но в слово часто просится.

Преобразование слов : день - пень - лень - тень.

Физкультминутка

Из-за парт мы выйдем дружно,

Но шуметь совсем не нужно.

Встали прямо, ноги вместе,

Поворот кругом на месте.

Хлопнем парк раз в ладошки

И потопаем немножко.

А теперь представим, детки,

Будто наши руки – ветки.

Покачаем ими дружно,

Будто дует ветер южный.

Ветер стих. Вздохнули дружно.

Нам урок продолжить нужно.

Развитие логического мышления

«Отгадай загадку». Спит, или купается,

Трав копытами касаясь, Всё не разувается.

Ходит по лесу красавец, День и ночь на ножках

Ходит смело и легко, Красные сапожки. (Гусь.)

Рога раскинув широко. (Лось.)

Кто приходит,

Кто уходит -

Все её за руку водят. (Дверь.)

Выложить слова отгадки из букв разрезной азбуки

Закрепление навыков правописания слов с мягким знаком в словах и предложениях.

Работа в тетрадях

Написание слов:

ель, конь, пень, день, уголь, окунь, зверь, олень, гусь.

Предложений.

Наступил день. В пруду плавает окунь. По лесу бродит олень.

III. Итог занятия . Рефлексия.
О чем мы сегодня говорили? Что нового вы узнали? Что вам было интересно? Почему?

Ну что ж наше занятие подошло к концу. Вы сегодня хорошо поработали. Оцените свою работу на уроке в тетради.

— Проверка готовности к уроку.

Мотивация к учебной деятельности.

— Ребята, сегодня на уроке я принесла, угадайте что?

(учитель показывает копилку)

— Вижу, что вас это заинтересовало.

— Как вы думаете, что мы будем собирать в эту копилочку?

(знания, умения)

Я видела в ваших глазах огонёк любознательности. Хочу пожелать вам, чтобы этот огонёк не угасал в ваших глазах. Удачи вам!

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

— Откройте тетради, запишите число и классная работа.

— Начнем урок с минуты чистописания

— На доске записаны буквы.

е, ё, ю, я, и, ь.

— Что объединяет все эти буквы?

(они все обозначают мягкость согласного)

— На какие две группы можно разделить эти буквы?

(гласные и ь знак)

— Давайте красиво пропишем эти буквы и их соединения ьь, ьь, ьь, и, е, ё, ю,я,ья,ьи,ью, ье, ьё.

(учащиеся прописывают соединения)

— Минутка чистописания поможет нам определить тему нашего урока.

    Формирование темы и постановка учебной задачи.

— Прочитайте высказывание

Ученье – свет, а неученье – тьма.

— Что это?

— Да это пословица, мудрое изречение.

— Как вы понимаете смысл этой пословицы?

(учащиеся поясняют смысл пословицы)

— Можно сказать: учение – это знание

Неучение – не знание.

— Давайте попробуем на примере пословицы, определить где знание и не знание

— Что мы знаем?

( ь знак – показатель мягкости согласного, не имеет звука, в русском языке нет слов, которые бы начинались с ь знака?)

— В каком слове ь знак является показателем мягкости?

(тьма)

— Тогда какова его роль в словах ученье, неученье?

(он разделительный)

— Мы знаем когда пишется разделительный мягкий знак?

— Не знаем.

— Мы смогли отделить знание от не знания.

— Попробуйте сформировать тему нашего урока.

Тема урока: Правило написания разделительного мягкого знака.

— Какую задачу мы должны решить?

(узнать когда пишется разделительный мягкий знак)

— Какую цель вы бы себе поставили?

(научиться писать слова с разделительным мягким знаком)

    Работа над темой и построение проекта выхода из затруднения.

— Ребята, пришло время пополнить нашу копилочку знаниями.

Где?

Сейчас мы с вами будем работать в группах, собирая по крупицам наши знания о разделительном мягком знаке.

1гр. – — Будет работать над вопросам где, в какой значимой части слова

Пишется разделительный мягкий знак?

гр. – Ь — ответить на вопрос после, каких согласных пишется

разделительный мягкий знак?

гр. — Ь — Займется поиском ответа на вопрос, перед какими

гласными он пишется

звуки

гр. — Ь — Мы дадим задания сложное, узнать какие звуки мы

слышим после мягкого знака.

Новые слова

гр. — — Поработаем со словарем, и расскажет нам в каких

словарных словах пишется разделительный мягкий

— Учащиеся в группах выполняют знание, определенное учителем.

— Подошло к концу время вашей работы.

— Вы готовы сообщить нам о результатах работы.

Молодцы, пополняем нашу копилочку новым знанием о разделительном мягком знаке.

1гр.- Мы определили, что разделительный мягкий знак пишется в корне слова.

Пишется в корне слова

Молодцы, пополняем нашу копилочку первым знанием о разделительном мягком знаке.

2 гр.- Мы выяснили, что разделительный мягкий знак пишется после мягкого согласного.

П’ Л’ Т’ Б’ В’

Пишется после мягкого согласного

3гр. – Мы узнали, что разделительный мягкий знак пишется перед буквами я, ё, е, и, ю.

Пишется перед буквами я, ё, е, и, ю.

4гр. – Мы узнали, что после разделительного мягкого знака буквы е, ё, ю, я, и. имеют два звука.

— Какие? Буква е -[ й’э]

ё -[й’о]

я -[й’а]

и -[й’и]

ю -[й’у]

— У нас осталась группа, которая работала над поиском новых слов. Мы чуть позже попросим их рассказать о своих наблюдениях.

— Скажите ребята, можем ли мы теперь ответить на вопрос.

— Попробуйте сформулировать правило написания разделительного мягкого знака?

Вывод: (делают ребята)

    Первичное закрепление во внешней речи.

(проговаривают правило)

— Разделительный мягкий знак пишется в корне слова после мягкого согласного перед буквами е, ё, ю, я, и, которые имеют при звучании два звука.

— Давайте проверим правильно ли сформулировали правило о разделительном мягком знаке.

— Откройте учебник на с.56

— Прочитайте правило.

— Молодцы!

Р ефлексия: Вы проделали большую работу, вывели правило, работая в группах, каждый из вас внёс частицу знаний, поэтому оценивайте себя за эту работу.

Физминутка

— Давайте отдохнём

Игра «Угадай»

— Учитель читает слова с мягким знаком и разделительным мягким знаком.

— Учащиеся определяют на слух роль мягкого знака:

— Показатель мягкости согласного – хлопайте в ладоши

— Если в слове разделительный мягкий знак, то приседайте .

ПАЛЬТО, СТУЛЬЯ, ВАРЕНЬЕ, КОНЬКИ, ПЕНЬ, ПЬЮТ.

    Включение в систему знаний.

— Мы открыли новое знание, сформулировали правило написания разделительного мягкого знака.

— Давайте попробуем смоделировать это правило.

— Этот алгоритм поможет нам писать слова с разделительным мягким знаком.

— А теперь пришло время ребятам рассказать о словах, которые они нашли в словаре.

— Об этих словах они вам расскажут в форме загадок.

1ая загадка.

То сидит на задних лапках,

То на четырех идет.

А-то с веточки на ветку.

Прыгает как скороход.

Очень любит покататься

На большой лиане

Вы, наверно, угадали – это

(обезьяна)

2ая загадка

Что за друг такой? Железный,

Интересный и полезный.

Д ома скучно, нет уюта,

Если выключен… (компьютер).

— Какие слова для нас открыли ребята?

(Обезьяна, Компьютер)

— Мы должны запомнить написание этих слов.

— Давайте запишем эти слова, подобрать к ним подходящие по смыслу прилагательные.

(ловкая обезьяна, новый компьютер) (учащийся у доски)

Составьте предложение с одним из словосочетаний.

— Запишем предложение.

(По деревьям скачет ловкая обезьяна) (учащийся у доски)

— Какие знакомые орфограммы вы встретили при записи предложения.

(учащиеся рассказывают)

— Найдите в предложении главные члены: сказуемое и подлежащее выделите их.

— Ребята обменяйтесь тетрадями и проверьте друг друга.

— Ребята наша копилочка полна знаниями. Пора закрепить эти знания.

— На партах карточки.

— будем работать в парах.

— Прочитайте задания и приступайте к работе.

— Что нужно сделать?

(вставить где нужно разделительный мягкий знак)

Двое учащихся работают у компьютера в электронном учебнике.

— Давайте проверим свою работу, смотрите на экран, если допустили ошибку, исправьте.

— Запишите в тетрадях только слова с разделительным мягким знаком, выделите орфограмму.

— Один учащийся работает у доски.

Полью, солью, колья, оленьи, воробьи, волчья, сорочья, соловья, компьютерные.

    Рефлексия учебной деятельности на уроке.

— Назовите тему нашего урока.

— Какую задачу должны были решить?

(узнать в каких словах пишется мягкий знак)

— Какую цель ставили перед собой?

(научится писать слова с разделительным мягким знаком)

— Справились ли вы с этим?

— Когда пишется разделительный мягкий знак?

— Ребята, на протяжении урока, на разных его этапах вы оценивали себя, свою работу. Я соберу ваши оценочный листы и тоже оценю вашу работу на уроке.

— А закончит наш урок Лида, она вам приготовила подарок – стихотворение

— Рассказывает стихотворение о разделительном мягком знаке и раздает детям листочки со стихотворением.

Домашним заданием вам будет выписать из этого стихотворения все слова с разделительным мягким знаком.

— Спасибо за работу!

Тема урока: «Разделительный мягкий знак»

Предметные цели:

    познакомить с правописанием разделительного мягкого знака;

    учить различать разделительный мягкий знак и мягкий знак – показатель мягкости согласных;

    формировать у учащихся навыки правописания слов с разделительным мягким знаком;

    учить проводить звуко-буквенный анализ слов с разделительным мягким знаком.

Формирование УДД

Познавательные:

    воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи;

    классифицировать объекты (объединять в группы по существенному признаку).

Коммуникативные:

    осуществлять конструктивное взаимодействие друг с другом;

    работать в парах, обосновывать и доказывать собственное мнение;

    участвовать в учебном диалоге и строить монологические высказывания.

Регулятивные:

    уметь контролировать процесс и результат своей деятельности;

    находить и исправлять собственные ошибки.

Личностные:

    формировать положительное отношение к учёбе и своим знаниям;

    применять правила делового сотрудничества.

Тип урока: Формирование новых знаний.

Планируемые результаты:

Базовый уровень:

Правильное написание слов с разделительным мягким знаком.

Повышенный уровень:

Уметь различать в словах разделительный мягкий знак и мягкий знак- показатель мягкости.

Уметь объяснять написание разделительного мягкого знака в словах.

Организационный этап

Видеоприветствие.

Ребята, вы готовы найти ответы на вопросы: что? как? почему?

Что за буква?

Кто узнает?

Звука не обозначает,

Может только показать,

(Картинка Ь)

Что вы знаете про эту букву? (Не обозначает звука, слова не начинаются на эту букву, поэтому нет заглавной буквы.)

Чистописание

Прочитайте буквосочетания: бь вь

Запишите в тетрадь и красиво, соблюдая все правила каллиграфии, повторите ещё два раза.

Какую функцию выполняет здесь мягкий знак? (Обозначает мягкость согласного звука.)

Придумайте слова, которые будут оканчиваться на эти буквы. (Прорубь, голубь, бровь и т.д.). Запишите их столбиком в тетрадь.

Прочитайте следующие буквосочетания: бьи вьи

Запишите в тетрадь, повторяя три раза.

Какая функция у Ь здесь? (Он разделяет согласную и гласную букву, чтобы не получился слог-слияние.)

Может кто-то из вас знает, как называется такой Ь? (Разделительный мягкий знак.)

Молодцы! Вы сейчас назвали тему нашего урока:

«Разделительный мягкий знак».

Работа над новым материалом

Вот здесь прячется гость. (На доске картинка, она закрыта.)

На доске:

Вы рады дорогому гостю?

Что вы можете рассказать об этом предложении? (Предложение содержит вопрос. Значит, оно вопросительное, и мы в конце ставим вопросительный знак.)

Запишите предложение в тетрадь.

Джунгли дом её родной,

Там свобода и покой.

Там любимые бананы,

А кругом растут лианы.

Кто же это? (Обезьяна.)

А если она маленькая? (Обезьянка.)

Образуйте однокоренное слово, отвечающее на вопрос чей? (Обезьяний)

Удалось ли нам проверить безударные гласные в корне? (Нет.)

Что это значит? (Это значит, что безударные гласные непроверяемые. Написание этого слова надо запомнить.)

Запишите слово в тетрадь, поставьте ударение и подчеркните непроверяемые гласные.)

На доске:

Приглашайте к нам дорогую гостью!

Почему мы поставили восклицательный знак? (Это предложение содержит призыв и произнести его надо эмоционально.)

Запишите предложение. В выделенных словах выделите корень.

Выпишите выделенные слова.

ГОСТЮ ГОСТЬЮ

[ГОСТ ҆У] [ГОСТ ҆Й ҆У ]

Чем отличаются эти слова? (В одном из них есть разделительный мягкий знак.)

Ребята, про кого так говорят?

На доске: Наши меньшие братья. (О животных.)

воробей - … (воробьи)

соловей - … (соловьи)

Запишите слова во множественном числе.

Физкультминутка (видео)

В названии каких насекомых есть разделительный мягкий знак?

муравей - … (муравьи).

На столах у вас лежат карточки. Работать будете в парах. Нужно прочитать слова и вставить пропущенную букву. Записать еще 3-5 слов с разделительным мягким знаком.

Ворон…ё, в…юга, руч…и, прут…я, хлоп…я, жил…ё.

Понаблюдайте после каких букв пишется разделительный мягкий знак?

(После согласных.)

Перед какими буквами? (Перед гласными Е, Ё, Я, И, Ю)

СОГЛАСНЫЕ Ь и

Давайте сравним наш вывод с правилом в учебнике стр. 32. (Правило читает ученик.)

Упр.57 (самостоятельно)

Ребята, как вы считаете, легко ли писать слова с разделительным мягким знаком? Дома вы ещё потренируйтесь в написании слов с разделительным мягким знаком и выполните упр. 59.

Любит озорничать разделительный мягкий знак в ваших тетрадях. Сейчас он вам о себе расскажет, но у него есть одно условие: ту букву, которой он на схеме коснётся, вы произносите хором.

Инсценировка стихотворения

Не мог озорной мягкий знак

Найти себе место никак.

В журчащем прозрачном ручье

Заплыл мягкий знак перед Е.

Заметил, летит вороньё,

И ловко влетел перед Ё.

К несчастью свалился в репьи,

Попав прямиком перед И.

Оттуда залез к муравью,

Усевшись, как раз перед Ю.

А шла, когда мимо свинья.

Забрался он к ней перед Я.

И громко запел:

«Перед Е, Ё, И, Ю

Всегда разделительным знаком стою.

Я знак разделительный знайте, друзья.

Меня вы найдёте в словах перед Я.»

У нас осталось три слова. Прочитайте их.

БЕЗДЕЛ…Е, ВЕСЕЛ…Е, ДРУЗ…Я.

Какая орфограмма объединяет эти слова? (Разделительный мягкий знак.)

Давайте закончим наш урок стихами, которые мы с вами прямо сейчас сочиним. Я начинаю, а вы продолжайте!

Нет в нашем классе места безделью .

Урок подарил нам сегодня веселье .

Спасибо, друзья , вам за внимание.

Окончен урок, всем до свидания!

Тема занятия: Мягкий знак на конце слова

Цели занятия:

  • систематизировать знания и умения по теме;
  • развивать фонематический слух;
  • формировать грамматический строй речи;
  • обучать умению отвечать на вопросы полным предложением;
  • развивать общеучебные умения и навыки, развитие памяти, мышления.

Оборудование: карточки, мяч, компьютер

Ход занятия

Этапы занятия

Примечание

Мобилизация внимания учащихся. Развитие логического мышления
Прозвенел звонок.
Начинаем наш урок.
Что за буква, кто узнает?
Звука не обозначает.
Может только показать
Как согласную читать. (Мягкий знак)
- Сегодня на занятии мы будем говорить для чего нам нужен Ь.
- Что вы знаете о мягком знаке?
Мягкий знак - хитрый знак
Не назвать его никак
Он не произносится,
Но в слово часто просится.
- Что обозначает мягкий знак? (мягкость согласного)

запись числа в тетради

Развитие звукового синтеза
- Измените слово так, чтобы получился на конце мягкий согласный.
Ел-ель шест-
Мел- хор-
Угол- жар-
- Ь - очень гостеприимный и любит встречать гостей. А гости у него будут не совсем обычные. Первым к нему прилетел гусь . И просит правильно написать слова.

Гусь, лось, карась, день, зверь, олень.
- Прочитайте слова.
- Подчеркните Ь вместе с согласной буквой.
Пришел новый гость - хорек и просит вас превратить его и другие слова так, чтобы на конце был Ь.
Хорек - … хорь
Зверек - …зверь
Мотылек - … мотыль
Денек - … день
Пенек - … пень
Огонек - … огонь
Окунек - … окунь

запись под диктовку

запись на доске

Развитие логического мышления
Прилетел снегирь.
Назови лишний предмет.
Портфель, карамель, кровать книга. (Книга, т.к. в слове нет мягкого знака)

Физминутка
.Пришел медведь. Просит нас отдохнуть.
Три медведя шли домой.
Папа был большой-большой.
Мама с ним поменьше ростом,
А сынок малютка просто,
Очень маленький он был,
С погремушкою ходил.
Дзинь-дзинь, дзинь-дзинь,
С погремушкою ходил.
- Проговорите про себя слова физкультминутки и назовите, в каких слова пишется Ь в конце слова (дзинь)



Развитие временных представлений
Пришел олень и принес вот такое задание.
- Прочитайте названия месяцев и напишите их по временам года. Вставьте, где надо, мягкий знак.
Июн…, апрел…, май, август, январ…, июл…, март, ноябр…, феврал…, октябр…, декабр…, сентябр…

карточки

Развитие лексического строя речи
И пришел последний гость - тюлень . Он тоже принес нам задание.
- Добавьте одну согласную букву в начале слова. У вас должно получиться много разных слов. Напишите эти слова.

Выпишите неиспользованные согласные буквы. Подчеркните в словах букву Ь.
- Сегодня на нашем занятии было много разных гостей. Вспомните их и запиши в клеточках названия животных.


Литература: 1

  1. Ефименкова Л.Н “Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: книга для логопедов. - М.: Просвещение, 1991 г.
  2. Садовникова И.Н. «Коррекционное обучение школьников с нарушениями чтения и письма».- АРКТИ. 2005 г.