Безударные окончания имен существительных тренировочные упражнения. Упражнения для употребления падежей в русском языке

Разделы: Начальная школа

Цели урока.

  1. Формирование навыка правописания безударных падежных окончаний имён существительных в единственном числе.
  2. Способствование развитию внимания, мышления, орфографической зоркости, умения сознательно использовать падежные формы существительных (с предлогами и без предлогов) для точного выражения мыслей.
  3. Воспитание культуры общения, любви к родному языку, к творчеству А.С. Пушкина.

Оборудование: портрет А.С.Пушкина, картина “Зимний пейзаж”, таблица “Слова – помощники”, таблица для самопроверки, индивидуальные карточки, музыкальное сопровождение “Вальс”.

Ход урока

I. Организационный момент.

Под музыкальное сопровождение (“Вальс”) входит главный герой урока –“ Зима” ( учитель в костюме “Зимы” ) :

Вот север, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл – и вот сама
Идёт волшебница зима.
Пришла, рассыпалась; клоками,
Повисла на суках дубов;
Легла волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов;
Брега с недвижною рекою
Сровняла пухлой пеленою;
Блеснул мороз. И рады мы
Проказам матушки Зимы.

(А.С. Пушкин, отрывок из поэмы “Евгений Онегин”.)

– Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, уважаемые гости!

II. Сообщение темы и целей урока.

– Легкий ветерок занёс меня сюда, к вам на урок русского языка по теме “Упражнение в написании окончаний имён существительных”.

– Я буду рада, если вы и меня научите писать окончания имён существительных. Что же для этого нужно уметь? (Уметь изменять имена существительные по падежам.)

– А что нужно знать? (Знать три типа склонения имён существительных и их падежные окончания.)

III. Проверка домашнего задания.

– Проверим как вы научились склонять мена существительные: снежинка, мороз, метель.

(Дети на перемене записали домашнее задание на доске .)

– Какие безударные окончания мы должны проверять? (-и, -е)

– В каких падежных формах пишется окончание -е? (Д.п., П.п. -1-ескл., П.п. – 2-ескл.)

– А когда пишется окончание –и? (Р.п. 1-ескл., Р.п. Д.п., П.п. 3-е скл .)

– Что называется склонением? (Изменение имён существительных по падежам называется склонением.)

IV. Упражнение на внимание.

(Работа в тетрадях.)

– Я очень хочу научиться писать окончания имён существительных, но для этого нужно быть очень внимательным.

– Спишите цепочку букв и найдите имена существительные, спрятавшиеся здесь.

(Взаимопроверка.)

– Обменяйтесь тетрадями, проверьте работу и, если всё правильно, поставьте плюс на полях.

(Один ученик выходит к доске, подчёркивает слова, обозначает склонение .)

– А какие имена существительные относятся к 3-ему склонению?

(Имена существительные ж. р. с ь на конце, с окончанием .)

– Какие это слова? (Слова с непроверяемым написанием.)

V. Упражнение на развитие орфографической зоркости, повторение пройденного.

1. Индивидуальная работа. (Работа по карточкам)

Докажи правописание окончаний имён существительных.

Хлопочет у проруб. ()
Растёт на опушк. ()
Визжит от злост. ()
Подошла к берёз. ()

2. Коллективная работа.

– Я написала на доске предложение. Прочитайте его. Что вы заметили?

(В предложении допущены ошибки.)

– совсем заморозил мне голову мороз! Исправьте, пожалуйста, ошибки и объясните правописание орфограмм.

За кружылись в белом вихри снежные хлопя понислись подороги

.

(Закружились в белом вихре снежные хлопья, понеслись по дороге.)

– Почему поставили запятую? (Однородные члены предложения. )

Назовите их.

Чем они связаны между собой?(Интонацией перечисления .)

– Объясните правописание орфограмм.

– Объясните правописание окончаний им. существительных.

Какие слова – помощники можно использовать для проверки написания безударных окончаний имён существительных?

VI. Определение падежей имён существительных.

(Работа с сигнальными карточками: падеж существительных.)

– Так, значит нужно уметь определять падеж имён существительных? Хорошо, тогда я называю существитель7ные, а вы показываете падеж и называете окончания.

У подруги(Р.п,1-е скл., -и), по тропинке(Д.п.,1-ескл., -е), в зоопарке (П.п.,2-е скл, -е), к площади (Д.п., 3-ескл., -и)

– Молодцы, ребята, я кажется уже понимаю, в каких падежных формах нужно писать окончание –и, а в каких – -е.

VII. Определение склонения имён существительных.

– А ещё нужно знать три типа склонения.

И сейчас, работая, мы отдохнём. Я называю существительные, а вы,услышав существительные 1-ого скл. , топаете, 2-ого скл. – хлопаете, 3-его скл. – приседаете.

Зима (1), снег (2), пыль (3), дорога (1), даль (3), мороз (2), сказка (1), серебро (2), ладонь (3),
мышь (3), вьюга (1), город (2), мама (1), дождь (2), тишь (3), лёд (2), радость (3), горка (1).

– Молодцы, ребята!

VIII. Дифференцированная работа.

Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.

(А.С. Пушкин отрывок из стихотворения “зимнее утро”.)

– После таких замечательных слов я предлагаю выполнить творческую работу.

I гр. По иллюстрации написать мини – сочинение.

II гр. Составить из слов предложения, доказать правописание окончания существительных.

в, порт, судно, возвратилось, из Арктик., научное
в Арктик. , изучали, жизнь, учёные, океана

(Коллективная проверка)

III. гр. Списать два предложения, объяснить пропущенные окончания существительных.

К обеду мы добрались до опушк. леса. На опушк. слышались голоса.

(Самопроверка. До опушки (Р.п., 1-ескл., -и), на опушке (П.п., 1-ескл, -е ))

Домашнее задание. Написать три существительных 3-его скл. в Р., Д. и П. падежах.

Итог урока.

– Итак, ребята, вы целый урок учили меня правильно писать безударные окончания имён существительных. Теперь вы должны проверить мои знания. Задавайте мне вопросы.

(– Что нужно уметь, знать… Какие окончания надо писать в форме Р.П. 1-ого скл и т. д.)

– Спасибо за урок! До свидания, до новых встреч!

Дальнейшие тренировочные работы проводим на словосочетаниях, включающих несколько существительных.

1. Записать под диктовку.

Из поездки по Америке и Японии; в каморке на лестнице; в беседке у акации; вдоль дороги и на дороге; от былинки к былинке; на лекции по биологии и ботанике; в траншее во время атаки; вокруг кибитки и в кибитке; по тропинке к станции; в хрестоматии по литературе; на стройке узкоколейки в Боярке; в пристройке около оранжереи; вдоль тропинки и на тропинке; от деревни к деревне.

2. Из данных существительных составить словосочетания: обочина, дорога — на обочине дороги.

Опушка, роща; постройка, фабрика; вспышка, молния; библиотека, академия; территория, поликлиника; история, Греция; граница, Монголия; окраина, деревня; история, болезнь.

Переходим к закреплению окончаний существительных 2-го склонения (в тренировочные упражнения включаем существительные l-го и 2-го склонения).

1. Существительные, стоящие в скобках, поставить в предложенном падеже. С тремя из них составить предложения.

Находился (отдаление), говорил (воспитание), отдыха (Дунай), отразилось (урожай), встретился (издательство), ездил

(автомобиль), стрелки (циферблат), спустился (парашют);снимался (фильм), шел (лестница), лечился (амбулатория), видит (расстояние), ранен (наступление), жили (подвал), находится

(плаванье), прочел (оглавление), записано (постановление), село (санаторий), учился (лицеи), лекция (астрономия),рассказывал (впечатление), обсуждалось (ассамблея).

2. Составить словосочетания с существительными в предложенном падеже.

Вестибюль, иней, обычай, гербарий, безмолвие, ротозей, указатель,. злодей, искусство, ..запястье, стихотворение, идея, единица, чешуя, преподаватель, кондуктор, потребитель, ремесло, верховье, улей.

3. Составить словосочетания, поставив оба существительных в предложном падеже: фестиваль, Швеция- на фестивале 8 Швеции; академия, заседание — в академии на заседании.

Излечение, санаторий; путешествие, Африка; окошко, кухня;

скамейка, сквер; басня, медведь пробуждение, природа; сарай, хутор; выступление, собрание; кресло, терраса; встреча, пароход; вокзал, буфет; юбилеи, театр; домик, опушка; линейка, лагерь; движение, орбита.

4. Проверить окончания существительных способом подстановки.

а дружбе и единении; при встрече и расставании; ошибки в изложении и сочинении; на сцене и экране; жил в покое и довольстве; растянулся в сарае на сене; в тревоге и смятении; на соревновании в Италии и Франции перелом в настроении аудитории; нуждался в поддержке и утешении; мечтал о счастье и славе; в мастерстве и умении.

1. Поставить в соответствующем падеже существительные, стоящие в скобках.

Распинаться (ведомость); обвинили (трусость), говорили (Анатолий); работал (Каспий); ждал (вокзал), был (бюллетень), подошел (пропасть) работает (артель), стремится (цель}, прикован (постель), сидел (шинель), был (митинг):, играл (рояль),зверь (ярость), корабль (гавань), ошибки (предложение), стремился (цель), пятно (скaтepть).

2. Составить словосочетания (глагол + существительное в род., дат. Илипредлож. падеже)

грань, моль, отмель, скатерть, апрель, шаль, прибыль, ладонь, окрестность, местность, крепость, повесть, молодость, молодежь, сонливость, горесть, память, отчаяние, Енисей, покой, зритель, олень, лень, якорь, картофель, нарушитель, ясность, посетитель, независимость, печаль, возможность, бандероль, шалость.

3. Составить словосочетания «существительное + существительное с предлогом» или «существительное с предлогом + существительное>>.. Использовать предлоги по, на, при,о,

для: жизнь в изгнании, на обложке тетради.

Строительство, Сибирь; повесть, революция; жизнь, чужбина; помещение, станция; порог, дача; сбруя, лошадь.

Спинка, кровать: история, болезнь; власть, стихия; заглавие, рукопись; запах, полынь; мерцание, ночь; увеличение, влажность; свет, коптилка; штаб, дивизия; развитие, авиация.

4. Записать под диктовку, определить род и склонение существительных.

Об успеваемости и поведении; в дыму и копоти; знал о приближении опасности.; о долге и верности присяге; в смущении и ярости; о его бескорыстии и скромности; памяти революции; о стойкости бесстрашии; в недоумении и растерянности; о величии и значимости человека; учился латыни и математике; в крае, районе и области; в мякоти и кожице лимона; на фестивале молодежи в Германии; в пилотке и шинели; нуждался в защите и помощи; в литературе, живописи и графике, о новом периоде жизни; в корне ставке и окончании.

Так как учащиеся часто смешивают сходные формы имен собственных и нарицательных, можно предложить им такие упражнения.

1. Поставить в дательном падеже имена собственные.

Наташа, Наталия, Наталья; Мария, Марья, Маша; Анастасия, Настя; Юлия, София, Gофья, Соня;

2. Поставить в предложено падеже Имена нарицательные.

Юность, юноша, юношество; молодость, молодежь; ветвь, ветка; площадь, площадка; ель, елка.

Однако следует иметьв виду, что — прием подстановки нельзя использовать, если существительное употреблено с предлогом ПО, так как он в зависимости от значения может требовать предложного или дательного падежа.Школьникам нужно сообщить, что если предлог ПО употребляется в значении времени (ПО-после), то существительное ставится в предложном падеже: вышел на работу (когда?) по выздоровлении; узнал случившемся (когда?) по приезде в город; по возвращении из лагеря, по выполнении работы, по завершении стройки, по истечении срока.

Если предлог по обозначает причину, то он употребляется с дательным падежом: по ошибке взял не ту книгу; попал туда по недоразумению.

В упражнения по орфографии полезно включать такие примеры, которые расширят словарный запас учащихся. В частности, при изучении существительных необходима систематическая работа над паронимами — словами, различными по значению, но близкими по звучанию. Учащиеся часто путают эти слова, ошибочно употребляют одно слово вместо другого. Вот какие; пары слов целесообразно включать в упражнения.

Абонемент — абонент, боцман — лоцман, барин — барчук, выражение — вырождение, здравница — здравица, дипломат-дипломант, дворянин — дворовый — дворецкий — придворный, довольство — довольствие, жар — жара, индеец — индиец, контакт — контракт, континент — контингент, комплекс — комплект, крепостной — крепостник, недоумение — недоразумение, невежда — невежа, обсуждение — осуждение, опечатки — отпечатки, обличье — обличение, оружие — орудие, процесс — процессия, персонал — персонаж, продукты — продукция, поступок — проступок, практик — практикант, романист — романтик, столб-столп, человечность — человечество, экономия — экономика, экономка, эскалатор — экскаватор, эмигрант — иммигрант.

Используя эти слова, можно давать самые разнообразные задания, например:

1) объяснить значение паронимов (не более двух-трех на одном уроке);

2) подобрать к каждой паре паронимов прилагательное, указать склонение существительного;

3) составить предложения с данными паронимами и т. д. Отработку навыков грамотного письма в окончаниях существительных мы проводим поэтапно: сначала работаем с отдельными словами, затем со словосочетаниями и, наконец, переходим к работе с предложениями.

Приводим предложения.Для диктантов, которые можно использовать при повторении всей темы.

1) Он раздвинул кусты жимолости и сирени и скрылся в зелени, под стеной часовни (Кор.).

2) Пушкин создает трагедию о царе Борисе, о смутном времени, о народе и власти.

3) Мцыри предпочитает гибель на свободе жизни в неволе.

4) Детство Лермонтова прошло в деревне, в имении бабушки, в Пензенской губернии.

5) В «Капитанской дочке» Пушкин разрушает лживую легенду о Пугачеве как о злодее и преступнике.

6) В этой сказке говорится о долге и верности, о дружбе и любви, о нетерпимости ко злу.

7) Сколько прелести в этой тишине, в вяжущем запахе полыни, в ясности осеннего неба, в мерцании.

Песня о Соколе — это песня о счастье, о смысле жизни, о величии и ничтожестве, о героизме и мещанстве, о безумстве, храбрых и о «мудрости» трусов.

9) В редакции уже было известно о случае на гидростанции.

10) Он заботился о благоустройстве и озеленении всего района.

11) Желаю и в веселье, не забывать о дружбе и единении молодежи всех наций и стран (Шол.).

12) Он бывал в Киеве, Николаеве, Ярославле, Туле, Самаре, Казани, Астрахани и других городах.

13) Это была беседа о ненависти к врагу, о бесстрашии, о благородстве, о революционном долге, о патриотизме.

14) Он рассказывал о Советской России о6 экономике и культуре страны, о жизни ее народа.

15) Мы побывали в Мавзолее, в планетарии, в Третьяковской галерее и на открытии выставки.

16) Толстой нежно вспоминал о любимой няне Татьяне Филипповне, об экономке Прасковье Исаевне; знавшей много интересных историй, о веселом официанте Тихоне и о многих других.

17) На собрании говорили о нашей успеваемости и поведении на уроке.

Упражнения по теме «Склонение существительных» 3 класс.

Ф. И. _________________________________________________________

Задание № 1.

Вставь окончания -и- , -е- . Напиши склонение и падеж

существительного.

словосочетания

склонение

отдыхал на природ……

уехал из деревн….

рассказал о радост…

случилось в поезд….

постучал по парт…

скатился с ладон….

написал по памят….

вылетел на самолёт….

съехал с горк…..

стихи о мудрост….

Задание № 2.

Допиши окончания в словах.

Зимой на улиц… шёл сильный снегопад.

Метель понеслась и закружилась в снежном вальс…. .

Могучий лось тяжело пробирался по высокой густой трав…. .

Белым снег…. занесло все лесные тропинки.

Мы читаем стихи о весенней капел…. .

Задание № 3.

Найди и исправь ошибки.

Серые заяц сидел на старам пеньке.

По лесной дорожки пробежал волки.

Из тене деревьев выглядывали рыжие лисички.

Подсказка: в этом тексте 5 ошибок!

Задание № 4.

Прочитай предложения, вставь подходящие по смыслу слова.

В ночном ……………. ярко сверкают звёзды.

Стая крикливых журавлей пронеслась над ………… .

Осенью на приусадебном ……………. дети собрали хороший урожай.

Я с ………….. прочитал интересный детектив.

На ……….. русского языка мы писали сочинение.

Слова для справок: урок, небо, участок, поле, друг.

Задание № 5.

Прочитай слова, запиши эти существительные в родительном,

дательном и предложном падежах.

Родительный падеж

Дательный

падеж

Предложный падеж

библиотека

тетрадка

Задание № 6.

Напиши в скобках пропущенные вопросы, определи падеж.

гулял (……………..) по полю (…...падеж);

рисовал (………..…..) на листе (..….падеж);

смотрел (……..……..) в окно (……..падеж);

платье (………….….) сестры (………падеж);

доволен (…………….) работой (…..падеж);

рассказал (………..…) о храбрости (……падеж).

Задание № 7.

Определи и запиши склонение существительных, просклоняй эти слова,

выдели окончания.

Именительный

свиристель

Родительный

Дательный

Винительный

Творительный

Предложный

Задание № 8.

Просклоняй существительные множественного числа, выдели

окончания.

Падеж

Существительные множественного числа

стулья

крылья

парты

тетради

печати

Задание № 9.

Прочитай внимательно текст, подумай и напиши слова в скобках в

нужном падеже.

На (урок)………….. занимательной (математика)………………. идёт

самостоятельная работа.

У Димы на (парта)…………лежат школьные (принадлежность)….………….. .

Он выполняет задание в (тетрадь)……….. по (карточка)…………. .

Нужно сделать чертёж (отрезок)……………. по (линейка) …………….

Мальчик аккуратно чертит отрезок (карандаш) ……………

После окончания этого (задание)……………, он выполняет следующее.

Дима внимательно проверяет свою (работа)…………….. .

Задание № 10.

Найди в каждой строке лишнее слово, вычеркни его.

    Мышь, мелочь, туч, дочь, молодёжь.

    Кирпич, сторож, луч, мяч, куч, чиж.

    Лебедь, мебель, печаль, медь, плеть.

    Луж, стуж, задач, могуч, дач.

    Рука, строка, старча, удача, передача.

    Солнце, перец, яйцо, лицо, кольцо, колесо.

Задание № 11.

Найди и подчеркни несклоняемые имена существительные.

1.Ножницы, кофе, кенгуру, пальто, ружьё.

2. Перчатки, такси, носки, дети, кисти.

3. Шоссе, метро, кашпо, шимпанзе, фламинго.

Задание № 12.

Допиши окончания существительных.

    В магазин привезли тридцать килограмм…. апельсин…..., мандарин….,

    персик…, банан…., яблок….., слив….

    На урок…. математик….. ученики изучали таблиц…. умножения.

    Городской праздник проходил на центральной площад……

    У Маш…. и Витал….в субботу состояться соревнован…. по плаван…..

    Нужно начертить квадрат при помощ…. линейк……

Мовина Оксана
Урок русского языка в 4 классе «Упражнение в правописании безударных падежных окончаний в именах существительных»

Урок русского языка класс 4 (УМК Школа России)

Мовина Оксана Витальевна

Тема

Педагогическая цель Закрепление и коррекция изученных способов действий при написании безударных падежных окончаний имен существительных единственного числа .

Тип урока Изучение нового материала

Планируемые результаты (предметные) Обобщить знания, умения и навыки о проверки слов с парными согласными в корне слова; совершенствовать умения распознавать и обнаруживать орфограммы слабых позиций и проверять их; научить применять полученные знания на практике на основе выработки алгоритма действий при обозначении согласных звуков буквами;

Личностные результаты Воспитывать навыки сотрудничества, уважения к иному мнению, развитие самостоятельности и личной ответственности, навыки самопроверки, взаимопроверки.

Универсальные учебные действия (метапредметные) Регулятивные : -контролировать и оценивать процесс и результат своей деятельности; формулировать тему урока на основе его содержания

Познавательные - совершенствовать умение анализировать предложенные задания для определения цели их выполнения; классифицировать пропущенную в словах орфограмму безударный гласный в зависимости от морфемы, в которой она находится

Коммуникативные : активное использование речевых средств; готовность слушать собеседника и вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою ; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.

Методы и формы обучения Частично-поисковый, словесный, наглядный, практический; индивидуальная, фронтальная.

Образовательные ресурсы Учебник русского языка , рабочая тетрадь, презентация, конспект.

Этап урока

Виды работы Содержание взаимодействия с учащимися Деятельность учителя Деятельность учащихся

I. Организация начала урока .

Цель : содействовать установлению нормального рабочего настроения у школьников и готовности к сотрудничеству. 1. Приветствие учащихся.

2. Эмоциональный настрой учащихся

3. Проверка

готовности к уроку - Здравствуйте , ребята.

Ребята, улыбнитесь друг другу и пожелайте хорошего настроения, а я пожелаю вам активной работы на уроке .

Проверим готовность к уроку , на столах у вас должны лежать учебники русского языка , рабочая тетрадь, письменные принадлежности. Приветствует учащихся, создает эмоциональный настрой, активизирует внимание

Приветствуют учителя, организуют рабочее место, настраиваются на работу, сосредотачивают внимание, демонстрируют готовность осуществлять учебную деятельность

II. Минутка чистописания

Цель : формирование графически правильного , четкого и достаточно скорого письма.

1. Пальчиковая гимнастика.

Прежде чем мы приступим к работе, подготовим ваши руки к письму.

Этот пальчик – маленький. (Массируем мизинчик.)

Этот пальчик – слабенький. (Безымянный.)

Этот пальчик – длинненький. (Средний.)

Этот пальчик – сильненький. (Указательный)

Этот пальчик - большачок. (Большой.)

А все вместе - кулачок. (Сжимаем в кулак.) Подготавливает руки учащихся к работе на уроке с помощью пальчиковой гимнастики.

Выполняют пальчиковую гимнастику.

2. Оформление рабочей страницы тетради. - Откройте тетради, запишите число, классная работа .

Не забывайте, что в слове классная пишем удвоенную с .

Обратите внимание, что слово декабрь пишется с буквой е. Ставит перед учащимися учебную задачу оформить рабочую страницу тетради. Записывают число и классную работу в рабочие тетради.

3. Упр. в написании букв и их соединений -Обратите внимание на буквосочетания строчных хо, хх, хжх

Какие соединения у этих буквосочетаний? (Нижнее, верхнее)

Пропишите в одну строку буквосочетания строчных хо, хх, хжх

Чередуя их до конца рабочей строки.

Обратите внимание на то, что расстояние между буквами должно быть одинаковым. Ставит перед учащимися учебную задачу : письмо строчных буквосочетаний бр,др. Пишут буквосочетания строчных бр, др.

4. Словарная работа. -Запишите слово «словарь» :

Сначала повторим словарные слова, которые вы уже изучили на предыдущих уроках .

Я буду диктовать словарные слова, а вы будите записывать их с комментированием. (Пшеница, четверг, альбом, овёс)

Ребята, а чтобы узнать с каким новым словарным словом вы сегодня познакомитесь, отгадайте загадку.

На привале нам помог :

Суп варил, картошку пек.

Для похода - хорошо,

Но с собой не понесешь.

Ответ : Костер

Ребята, костёр - новое словарное слово.

Костер -контролируемый огонь.

Следует запомнить, что слово «костер» пишется с буквой о.

Составьте предложение с этим словарным словом.

(В походе мы разожгли костёр)

Выйдите к доске, запишите это предложение. Все остальные записывают в тетрадях.

Найдите и выделите орфограммы в словах этого предложения.

Разберём по членам предложения - найдём грамматическую основу и второстепенные члены предложения; определим, какой частью речи выраженно каждое слово.

Напишите сверху, какой частью речи является каждое слово.

Теперь дайте характеристику этому предложению. (Кто?-мы подлежащее, что сделали?-разожгли сказуемое; Кого? что?-костер В. п. ; где? походе определение.)

Молодцы, ребята. Продолжаем нашу работу.

Повторение изученных словарных слов.

Знакомит с новым словарным словом.

Организует работу у доски с предложением. Вспоминают словарные слова, записывают их в тетрадь с комментированием.

Составляют предложение.

Записывают и разбирают предложение.

VI. Целеполагание

Цель : обеспечить мотивацию учения школьников, принятие ими целей урока . 1. Анализ языкового материала с целью определения темы и задач урока .

Рассмотрите схему.

от подруги

идёт за горчицей

Назовите пропущенные буквы.

От чего зависит написание окончания имени существительного ?

Почему с одним и тем же главным словом употребляются разные предлоги? От чего это зависит?

Сформулируйте тему и цели нашего урока . (Упражнение в правописании безударных падежных окончаний в именах существительных ) Организует работу с языковым материалом , ставит перед учащимися учебную задачу определить тему и задачи урока . Отвечают на вопросы учителя.

Самостоятельно определяют тему и задачи урока .

VII.Работа по теме урока .

Цель : обеспечить восприятие, осмысление и усвоение учащимися изучаемого материала. 1. Работа с учебником.

Упр. 242 Работа по учебнику (упражнение 242 )

Организует работу по теме урока . Объясняет новый материал, отвечает на вопросы учеников.

– Прочитайте предложения из стихотворения «Лесной пожар» .

– Догадайтесь, о чем это стихотворение.

– Объясните написание выделенных букв. Спишите.

– В первом предложении над каждым именем существительным укажите падеж .

– Составьте текст на тему «Берегите лес от пожара» . ---

Подготовьтесь его рассказать

Забывчивый охотник (2 скл., И. п.) на привале (2 скл., П. п.)

Не разметал, не растоптал костра (2 скл., Р. п.) .

А утром ветер разогнал туманы,

И ожил потухающий костер.

И лес гудел от огненной метели,

С морозным треском падали стволы.

(На) привале – сущ., на чём, н. ф. – привал, неодуш., нариц., 2 скл., м. р., П. п., ед. ч., второстепенный член.

Ветер – сущ., что, н. ф. – ветер, неодуш., нариц., 2 скл., м. р., И. п., ед. ч., подлежащее.

Организует работу с правилом . Читают правило . Отвечают на поставленные вопросы.

Работа по учебнику (упражнение 243 )

– Прочитайте.

Какова его тема?

Какова его главная мысль?

Озаглавьте текст. («Зимой на озере» .)

– Объясните написание слов с пропущенными буквами и значение выражения «не тут-то было» .

– Спишите, вставляя пропущенные буквы. Укажите склонение имен существительных в творительном падеже , выделите их окончания .

Запишите в тетрадях упражнение 243

Приступаем к выполнению.

В конце выполнения задания, обменяйтесь работами и выполните взаимопроверку.

Ночью хозяин-мороз плотно прикрыл озеро прозрачной ледяной (лёд) крышкой (1 скл., Т. п.) . Прилетела (полёт) сорока. Села на кочку у кромки льда и смотрит вниз. Прыгнет на лёд, долбанёт клювом (2 скл., Т. п.) – и снова на кочку. Хочется полакомиться рыбкой (1 скл., Т. п., рыбка под самым носом (2 скл., Т. п., но не тут-то было!

Выражение «не тут-то было» обозначает несбывшееся ожидание или предположение, неудачу в выполнении намеченного или желаемого.

Обеспечивает восприятие, осмысление и запоминание знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения; обеспечивает правильность и осознанность усвоения нового учебного материала; корректирует неправильные ответы . Совершают активные действия, под руководством учителя, и самостоятельно добывают знания.

Упражнение 245 .

– Прочитайте. Объясните написание пропущенных падежных окончаний имен существительных .

– Подготовьтесь записать предложения под диктовку.

Белый снег пушистый в воздух (2 скл., П. п.) кружится. Мартышка к старост (3 скл., Д. п.) слаба глазами стала. Божьей коровк (1 скл., Д. п., цветочной головк (1 скл., Д. п.) ласково кланялся ёж. Пахнет свежестью сирен (3 скл., Р. п.) . Сколько алых ягод у лесной рябинк (1 скл., Р. п.) . Таня и мама ушли к дяд (1 скл., Д. п.) Кост (1 скл., Д. п.) . У Саш (1 скл., Р. п.) и Вал (1 скл., Р. п.) гости. Зачем ты держишь кнут в ладон (3 скл., П. п.? Легко в упряжк (1 скл., П. п.) скачут кони.

Снег [сн’эк] – 1 слог.

с – [с] – согласный, глухой парный, твёрдый парный;

н – [н’] – согласный, звонкий непарный, мягкий парный;

е – [э] – гласный, ударный;

г – [к] – согласный, глухой парный, твёрдый парный.

–––––––––––––––––––––––––––

4 буквы, 4 звука.

в воздухе кружится. (Повествовательное, невосклицательное, простое, распространённое.)

Снег (какой) белый;

кружится (где) в воздухе;

снег (какой) пушистый.

Объясняет выполнение упражнения .

Осуществляет проверку выполненного задания. Выполняют упражнение .

Корректируют допущенные ошибки.

Физкультминутка.

Цель : предупреждение утомления учащихся. -А сейчас немного отдохнем.

Проверим вашу внимательность.

Я буду называть упражнение и одновременно показывать. Но я вас буду обманывать, поэтому вы должны делать то, что я говорю, а не то, что показываю. Демонстрирует упражнения . Учащиеся выполняют физкультминутку.

VIII.Закрепление изученного

Цель : закрепление знаний и способов действий, контроль и самопроверка знаний

1. Тестирование. 1. В каком падеже стоят имена существительные

в начальной форме?

2. Укажи количество косвенных падежей .

не употребляются с предлогами?

4. Имена существительные в форме какого падежа не употребляются без предлога?

5. Укажи количество падежей , в которых имена существительные употребляются как с предлогами так и без них.

6. Существительным в форме какого падежа может быть выражено подлежащее в предложении?

7. Роль каких членов предложения выполняют имена существительные в косвенных падежах ? Выбери нужный ответ :

а) главных;

б) второстепенных.

8. К можно задать вопрос «что?» ?

9. К существительным в каких падежах можно задать вопрос «кого?» ?

10. К какому падежу относится вспомогательное слово «горжусь» ?

11. К какому падежу относятся вспомогательные слова «говорю» , «думаю» ?

12. К какому падежу относятся вопросы «где?» , «в чем?» ?

13. К какому падежу относятся вопросы «откуда?» ,

«из чего?» ?

14. К какому падежу относятся вопросы «куда?» ,

«во что?» ?

15. С существительными в каком падеже употребляются только два предлога : «к» , «по» ?

16. К какому типу относятся вопросы «куда?» ,

«где?» , «откуда?» ? Выбери нужный ответ :

а) падежные ;

б) смысловые.

17. Определите падежи имен существительных :

Встретил друга.

Плывет пароход.

Висел на вешалке.

Любовался картиной.

Достал из шкафа.

Рад гостю.

18. Составьте словосочетания со словами, поставив их в указанный падеж .

Мышонок (Р. п., ветка (Т. п., сирень (Д. п., ключ (В. п.) .

2. В русском языке 5 косвенных падежей .

5. 4 падежа .

7. б) второстепенными.

8. И. п., В. п.

9. Р. п., В. п.

16. б) смысловые.

17. Встретил друга (В. п.) .

Плывет пароход (И. п.) .

Висел на вешалке (П. п.) .

Любовался картиной (Т. п.) .

Достал из шкафа (Р. п.) .

Рад гостю (Д. п.) .

18. Убегал от мышонка (Р. п., любовался веткой

(Т. п., подошел к сирени (Д. п., нашел ключ (В. п.) .

Обеспечивает усвоение новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации. Проводит проверочную работу по теме «Падежи имен существительных Самостоятельно выполняют задания, требующие применения знаний в знакомой и измененной ситуации.

IX. Итог урока .

Цель : обобщение и систематизация знаний; рефлексия и самооценка учащимися собственной учебной деятельности 1. Беседа – Ребята, что особенно заинтересовало вас во время урока ?

– Что нового узнали на уроке ?

– Как правильно написать безударное падежное окончание имени существительного ?

– Понравилась ли вам работа на уроке ? Оцените себя.

Урока время истекло .

И я всем очень благодарна

За то, что встретили тепло

И поработали ударно Формирует целостную систему ведущих знаний по теме урока . Организация подведения итогов урока учащимися . Соотносят цель учебной деятельности и её результаты, намечают дальнейшие цели деятельности.

Домашнее задание : -Домашним заданием будет выполнение упр

Оценки за урок получают… .

Тестовые задания по теме

Вариант 1.

1. В каком слове окончание Е?

а) на местност_ б) в деревн_ в) у постел_ г) от радост_

2. у улитк(?)

в) у существительных 1 склонения родительного падежа пишем окончание И

3. В каком ряду во всех словах пишется окончание И?

б) по дорог_, в Ази_, у детал_, с крыш_

в) к мудрост_, на собрани_, по лужайк_, из рощ_

4. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется окончание Е?

Письмо, адресованное Мари(1) Андреевн(2), так и лежало на тумбочк(3) в Москве, потому что она гостила у дочер(4) в Севастопол(5).

а) 1, 3, 4 б) 2, 4, 5 в) 1, 2, 3 г) 2, 3, 5

Вчера мне сообщили об (открытие, выставка) в (Париж).

Тестовые задания по теме

«Правописание окончаний имён существительных»

Вариант 2.

1. В каком слове окончание И?

а) на дерев_ б) у печк__ в) в палатк_ г) к рощ_

2. Укажите верное объяснение орфограммы: в пламен(?)

а) пишется окончание И, потому что это существительное 3 склонения

б) пишется окончание Е, так как это существительное дательного падежа 1 склонения

г) окончание Е пишется у существительных, оканчивающихся в им.пад. на –ий

3. В каком ряду во всех словах пишется окончание Е?

а) с качел_, у молодёж_, на знамен_, в санатори_

б) в Новосибирск_, к беседк_, на ветк_, предложить Алёшк_

в) к мудрост_, на собрани_, по лужайк_, на опушк_

г) в планетари_, к черёмух_, из семен_, на мотоцикл_

Письмо, адресованное Мари(1) Андреевн(2), так и лежало в почтовом ящик(3), дожидаясь её приезда из Греци(4).

а) 1, 3 б) 2, 4 в) 1, 2, 4 г) 1,4

5. Запишите предложение, раскрыв скобки и объяснив выбор гласной в окончании имён существительных:

В (здание) школы не было ни (душа): все были на (спектакль).

Тестовые задания по теме

«Правописание окончаний имён существительных»

Вариант 3.

1. В каком слове окончание И?

а) об отъезд_ б) на печк_ в) в племен_ г) по математик_

2. Укажите верное объяснение орфограммы: об арми(?)

а) пишется окончание И, потому что это существительное 3 склонения

б) пишется окончание Е, так как это существительное предложного падежа 1 склонения

в) у существительных на –мя в предложном падеже пишем окончание И

г) окончание И пишется у существительных, оканчивающихся в им.пад. на –ия

3. В каком ряду во всех словах пишется окончание Е?

в) на опушк_, к охот_, на причал_, от калитк_

г) на подоконник_, в музе_, к галере_, о Наташ_

4. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется окончание И?

Сочинение о путешестви(1) Кол(2) на мотоцикл(3) понравилось Евгени(4) Павловн(5).

а) 1, 2, 4 б) 2, 4, 5 в) 1, 2, 5 г) 1, 3, 5

5. Запишите предложение, раскрыв скобки и объяснив выбор гласной в окончании имён существительных:

Ты вырастишь из (семя), привезённого из далёкой (Африка), роскошный цветок и подаришь его (Никита).

Тестовые задания по теме

«Правописание окончаний имён существительных»

Вариант 4.

1. В каком слове окончание Е?

а) о Лили_ б) у дорог_ в) в племен_ г) по математик_

2. Укажите верное объяснение орфограммы: на диван(?)

а) окончание Е пишется в предложном падеже существительных 2 склонения

б) пишется окончание Е, так как это существительное дательного падежа 1 склонения

в) у существительных на –мя в предложном падеже пишем окончание И

г) окончание И пишется у существительных предложного падежа, оканчивающихся в им.пад. на –ие

3. В каком ряду во всех словах пишется окончание И?

а) на ветк_, с качел_, к черёмух_, в санатори_

б) из Росси_, к беседк_, у молодёж_, предложить Алёшк_

в) на опушк_, к охот_, на причал_, по лужайк_

г) на знамен_, в планетари_, из печк_, у калитк_

4. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется окончание И?

О нашем отдых(1) в санатори(2) написали Клавди(3) Петровн(4).

а) 2, 3, 4 б) 2, 4 в) 2, 3 г) 1, 2, 3

5. Запишите предложение, раскрыв скобки и объяснив выбор гласной в окончании имён существительных:

Нужно сообщить (Анна) о том, что сбор в (половина) седьмого на (пристань).

Ответы

задания

В — 1

В — 2

В — 3

В — 4