Методика уроков-лекций и уроков-семинаров по биологии. Лектор О.Б.Макарова














Для повышения доходчивости изложения и создания зрительных образов биологических объектов и явлений необходимо использовать наглядные пособия и ТСО; - продолжительность школьной лекции мин.






Примеры: - самый старый дуб Европы, которому более 2тыс. лет, растет в местечке Стельмуж в Литве. - пиявка весом 2г. может высосать мл. крови; - луна-рыба откладывает до 300 млн икринок, менее 1% которых дают начало малькам.




Тематическая лекция чаще строится в индуктивном плане (от простого к сложному), во вводной лекции используется дедукция: раскрываются основные положения темы, проблемы в целом, теории или закономерности, а в дальнейшем на уроках учитель подробно останавливается на каждом положении теории, вопросе темы и т.п.




Важным условием эффективности лекции является организация учебной деятельности учащихся. С этой целью могут быть использованы следующие приемы: составление плана, запись основных положений лекции в виде тезисов, конспектирование, подготовка ответов на вопросы.


















Приобретать навыки самостоятельной работы и ее оформления (устного или письменного изложения, аргументированной защиты собственных выводов и т.п.). Самостоятельно анализировать ответы товарищей. Выступления учащихся способствуют развитию монологической речи, повышают культуру общения.


В российской школе семинары начинаются обычно на завершающей ступени базового школьного образования. Мы считаем что можно проводить семинары начиная с 7- 8классов. Самостоятельный поиск учащегося во время предварительной подготовки семинара осуществляется при значительной корректирующей помощи учителя.








Эффективность семинара значительно возрастает, если учитель заранее продумает желательный ход дискуссии, в том числе «неожиданные» вопросы, которые заставят школьников самостоятельно искать пути решения возникшей проблемы, помогут отказаться от привычных штампов и стереотипов мышления и создать условия для выявления личной позиции ученика.


Семинар позволяет моделировать любую ситуацию и использовать ее в учебных и воспитательных целях. Учащиеся 8-х классов должны приобрести следующие навыки: работать с первоисточниками по вопросам, заранее заданным учителем и в форме, им определенной (конспект, тезисы, план устного выступления и т.п.);






На первых этапах подготовки к семинару преподаватель должен научить учащихся готовить доклады (помочь составить план, подобрать примеры, наглядные пособия, сделать выводы или заключение). Поэтому проведению семинара предшествует консультация, которая проводится во внеурочное время.


На консультации учитель отвечает на вопросы учащихся, просматривает подготовленные доклады, сообщения, наглядный материал, оказывает методическую помощь. В этот же период с учащимися может работать консультант из числа хорошо подготовленных ребят, который помогает отобрать литературу, составить план выступления.






Обсуждение намеченных вопросов должно носить конструктивный характер, в ходе которого систематизируются знания учащихся, устанавливаются связи между фактическими и теоретическими положениями, биологическими закономерностями, совершенствуется умение делать выводы.




1. Вводное выступление учителя. Он напоминает учащимся задачи семинара, знакомит с планом проведения, ставит проблему (2 мин). 2. Выступления учащихся (сообщения по заданным темам) – не белее мин. 3. Дискуссии (обсуждения проводятся по вопросам семинара) – 10-15мин.


4. Подведение итогов (на этом заключительном этапе занятия учитель анализирует сообщения учащихся и оценивает их участие в дискуссии, сообщает материал и делает выводы) -2 мин. 5. Домашнее задание (дается преподавателем для закрепления полученных знаний).














Уметь самостоятельно обобщать, делать выводы, давать аргументированные оценки, - рецензировать литературу по теме, выступления одноклассников; овладение навыками ведения дискуссии, защиты своей точки зрения при уважительном отношении к мнению оппонента.


Переход к творческим семинарам необходим как мера, подготавливающая учащихся к продолжению образования. Творческий семинар имеет своей целью закрепить и углубить полученные знания. В качестве примера приведем организацию семинара с использованием элементов словесно-логической технологии


























Работу можно начать сразу, а можно разделив класс на группы (у каждой один из вопросов семинара) дать возможность в течении мин подготовить выступления



















За доклад до 3 баллов За правильно составленный вопрос-суждение 1-2балла За правильный ответ на него1-2 балла За правильное дополнение1-2 балла За исправление ошибок1-2 балла За анализ выступлениядо 3 баллов За работу арбитром9 баллов За ошибки в анализе доклада- 1балл За необъективность при работе арбитром - 3 балла Критерии отметок







КОНКУРСНОЕ ЗАДАНИЕ «МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства. Федеральные государственные образовательные стандарты устанавливают личностные, метапредметные и предметные требования к результатам освоения учащимися основной общеобразовательной программы, моделируют образ личности, умеющей творчески мыслить, анализировать, находить нестандартные решения, способной ставить цели, самостоятельно планировать и осуществлять учебную деятельность. Новому обществу нужны люди, не только обладающие глубокими знаниями, но и способные применять полученные знания на практике.

Я работаю в МОУ Берёзовской СОШ на протяжении 25 лет. Наша школа со смешанным контингентом обучающихся: здесь учатся одаренные и обычные дети, дети с ограниченными возможностями здоровья, дети из неполных и социально неблагополучных семей, дети, нуждающиеся в коррекционно-развивающем обучении.

Работая учителем биологии на протяжении многих лет, в последние годы я столкнулась с проблемой отсутствия должного интереса к предмету. Выяснилось, что ученики зачастую не понимают практического значения предмета биологии, не видят возможности применения знаний в дальнейшей жизни. Мотивация к изучению предмета биологии снижается. Действительно, небольшой процент выпускников выбирает профессию, связанную с биологией. Однако простейшее биологическое образование необходимо каждому человеку, которому, так или иначе, придется принимать участие в решении различных жизненных задач, связанных как с экологическими проблемами, так и проблемами здоровья: собственного и окружающих. Проблема развития мотивации к изучению биологии в моей педагогической практике родилась именно из этих противоречий.

Не только заинтересовать учащихся своим предметом, но и удержать этот интерес, доказать значимость полученных знаний в дальнейшей жизни, мотивировать на изучение биологии – в этом я вижу свою цель.

Мотивация - общее название процесса побуждения учащихся к продуктивной познавательной деятельности, активному освоению содержания обучения. Любое педагогическое взаимодействие с обучаемым становится эффективным только с учётом особенностей его мотивации. Согласно закону Йеркса-Додсона, эффективность учебной деятельности находится в прямой зависимости от силы мотивации - чем сильнее побуждение к действию, тем выше результат деятельности. Другими словами, образы мотивации держат в своих руках совместно учителя (внешняя, мотивация обучения, его отношение к профессиональным обязанностям) и учащихся (мотивация учения, внутренняя, автомотивация).

В основе системы моей педагогической деятельности по развитию мотивации к учению на уроках биологии лежат идеи классиков психологии и педагогики: А.Н. Леонтьева, Л.С. Выготского, В.А. Сухомлинского, А.К. Марковой. Реализацию этих идей мы находим в ФГОС по биологии. Сказать новое слово в этой области невозможно, однако возможно развить технологические аспекты преподавания предмета: придумать приёмы, и отобрать методы, наиболее актуальные в обучении биологии именно для учащихся нашей школы.

Компетентность педагога в области мотивирования обучающихся может проявляться в различных аспектах. Это и организация постановки учащимися цели учения, предложение заданий, способствующих, с одной стороны, актуализации у них имеющихся знаний и личностного опыта, а с другой - пониманию ограниченности имеющихся умений для решения поставленной задачи или учебной проблемы. От меня как учителя зависит не только подбор разнообразных, интересных заданий, но и использование их таким образом, чтобы ученики почувствовали свой успех. В то же время необходимо поддержание интереса к познанию на протяжении всего урока: например, посредством организации самооценивания учениками степени достижения цели учения или использования таких методических приёмов, которые бы вовлекали учеников в деятельность при изучении нового материала, побуждали их самостоятельно рассуждать. А ещё нужно организовать деятельность учеников на каждом из этапов урока: вводном, основном, обобщающем и заключительном. И для этого мне было необходимо овладеть методиками интерактивного обучения, научиться использовать новые образовательные, в том числе информационно-коммуникационные, технологии обучения, научиться сочетать методы педагогического оценивания, взаимооценки и самооценки учащихся, овладеть методами организации индивидуальной, парной, групповой деятельности обучающихся, и (что очень важно!) научиться организовывать рефлексию относительно поставленной учащимися цели учения.

Всему этому надо было «учиться – учиться – и – учиться»: на курсах повышения квалификации, заседаниях методического объединения, семинарах и вебинарах, в неформальном общении с коллегами, посредством самообразования и даже во время путешествий. В итоге были усовершенствованы уже известные и родились мои собственные приёмы и находки.

Приёмы «Я пакую свой багаж», «Весы» для постановки обучающимися цели учения

В первом случае - «Я пакую свой багаж» - ученикам предлагается собрать «свой багаж знаний», составить список того, что они уже знают и список того, что им необходимо, как они считают, узнать на уроке.

Во втором случае - «Весы» - учащиеся «взвешивают» свой личностный опыт и знания: ставят на одну чашу весов всё, что они уже знают и умеют в рамках данной темы, а на другую - то, что «я не знаю и не умею, но хочу научиться делать и узнать на уроке»

Особую трудность у учащихся вызывает самостоятельная учебная деятельность, нахождение межпредметных связей и применение знаний на практике. Для развития мотивации к изучению биологии использую межпредметные связи не только с науками естественного цикла (география, химия, физика), но и с литературой, кинематографом, искусством. Данные методы позволяют не только повысить интерес к биологии и к другим естественным наукам, но и к литературе, что я считаю достаточно важным и особенно актуальным в настоящее («нечитающее») время.

Разнообразить формы деятельности обучающих на уроке, способствовать развитию мотивации к изучению предмета биология мне помогают методики деловых игр (на обобщающих уроках, например, урок «Суд над бактериями»), лабораторные опыты:

10 класс, тема «Белки»: почему пероксид водорода бурно реагирует с сырым картофелем, а с вареным – нет? (10 класс, тема «Белки-ферменты», видеофрагмент урока)

6 класс, тема «Семя»: опыт «Условия, необходимые для прорастания семян».

Повысить результативность учебного процесса по предмету посредством использования исследовательской деятельности , которая способствует повышению мотивации детей к обучению, обеспечивает прирост их знаний, умений, навыков, способов деятельности, ориентированных на практику. Как известно, во-первых, формирование практически любого исследовательского умения и навыка дает метапредметный результат. Во-вторых, исследования можно проводить в урочное и внеурочное время. В-третьих, объектом исследования может быть любой биологический организм, явление, проблема (например, «Разнообразие орнитофауны села», «Определение чистоты воздуха по усыханию хвоинок сосны»).

Проектная деятельность позволяет развивать интерес к предмету у обучающихся не только посредством урочной, но и внеурочной деятельности. В результате появляются как индивидуальные, так и коллективные проекты биологической направленности. В ходе работы над проектом происходит формирование УУД: познавательных (постановка и решение проблемы), регулятивных (участники работают единой командой, разделяют задачи), коммуникативных (общаются, принимают совместное решение, слушают мнение других), личностных (высказывают свою точку зрения). Так, например, учащимися был разработан и реализован проект «Вред курения»: составлены вопросы и проведено анкетирование среди учеников 8-х классов; по результатам анкетирования был разработан социальный проект; затем ученики выступили на классных часах и родительских собраниях.

В целях развития мотивации к изучению предмета, выявления талантливых, одарённых детей привлекаю учащихся к различным предметным конкурсам, олимпиадам и созданию социальных проектов, что отвечает и задачам программы развития МОУ Берёзовской СОШ.

Результативность опыта можно оценить по таким критериям, как результаты анкетирования учащихся по методике Г.Н. Казанцевой «Изучение отношения к учению и отдельным предметам», показывающие, что мотивация к изучению биологии у учащихся выросла; увеличение количества выпускников школы, выбравших сдачу биологии в форме ЕГЭ; динамика и эффективность участия школьников в предметных конкурсах; увеличение количества учащихся, посещающих элективные курсы по биологии; п озитивная динамика обученности и качества знаний учащихся.

Таким образом, можно сделать вывод: развитие технологических аспектов в преподавании биологии расширяет возможности мотивирования школьников к изучению предмета.

Бубякина

Светлана Вениаминовна

учитель биологии

МОУ Берёзовской СОШ

Семинарские занятия — Организационная форма, в процессе которой учащиеся самостоятельно изучают учебный материал по различным источникам знаний и коллективно обсуждают результаты своей работы.

Семинар – Форма коллективной самостоятельной работы, которая способствует углублённому изучению материала и формированию мировоззренческих идей, проявлению в наибольшей степени индивидуальных способностей, коллективного творчества.

Подготовка к семинару предполагает следующие этапы:

1. Выбор темы, определение задач.

2. Подбор дополнительной литературы.

3. Распределение заданий и тем для сообщений.

4. Организация предварительной работы, консультации.

5. Выбор методов и приёмов поведения.

6. Подбор средств наглядности.

7. Составление плана проведения семинара.

Структура семинарских занятий может быть различной. Она зависит

от сложности обсуждаемых вопросов, дидактических задач, степени

подготовленности учащихся к самостоятельной работе.

В практике обучения общей биологии семинары традиционно

организуются с целью повторения и обобщения знаний учащихся по

теме и имеют следующую структуру:

1.Вводное слово учителя, формулировка задач, постановка проблемы,

знакомство с планом проведения семинара.

2.Выступления учащихся (сообщения по заданным темам).

3.Обсуждение вопросов семинара в процессе беседы.

4.Подведение итогов (анализ сообщений учащихся, оценка выступлений).

«Как готовиться к семинару»

1.Внимательно прочитай вопросы к семинару; ознакомься со списком литературы.

2.Не откладывай поиск литературы и подготовку к семинару на последние дни.

3.Изучи указанную литературу и определи основные источники по каждому вопросу. Сделай необходимые выписки, названия, год издания, страницу.

4.При выявлении новых незнакомых терминов найди в словарях их значение.

5.Просматривая периодическую печать, делай вырезки по теме семинара.

6.В случае возникновения затруднений обратись за консультацией к учителю.

Материалистические теории происхождения жизни

Опорные точки

1.Представления древних людей о возникновении жизни носили вначале стихийно-материалистический характер.

2.В процессе развития цивилизации сменяли друг друга материалистические и идеалистические воззрения.

3.первые попытки объяснить возникновение жизни на Земле с научной точки зрения известны из глубокой древности.

Вопросы

1.Каковы основы и сущность жизни по мнению древнегреческих философов?

2.В чём заключается смысл опытов Франческо Реди?

3.Опишите опыты Луи Пастера, доказывающие невозможность самозарождения жизни в современных условиях?

4.что собой представляют теории вечности жизни?

Эволюция химических элементов в космическом пространстве

Опорные точки

1.Материя находится в непрерывном движении и развитии.

2.Биологическая эволюция являет собой определённый качественный этап эволюции материи в целом.

3. Преобразования элементов и молекул в космическом пространстве происходят постоянно с очень невысокой скоростью.

Вопросы

1.Что такое реакция ядерного синтеза? Приведите примеры.

2.Как в соответствии с гипотезой Канта-Лапласа из газово-пылевой материи формируются звёздные системы?

3.Есть ли различия в химическом составе планет одной и той же звёздной системы?

Первичная атмосфера Земли и условия среды на древней Земле

Опорные точки

1.Первичная атмосфера Земли состояла преимущественно из водорода и его соединений.

2.Земля находится на оптимальном расстоянии от Солнца и получает достаточное количество энергии для поддержания воды в жидком состоянии.

3.В водных растворах за счёт различных источников энергии возникают небиологическим путём простейшие органические соединения.

Вопросы

1.Перечислите космические и планетарные предпосылки возникновения жизни абиогенным путём на нашей планете.

2.Какое значение для возникновения органических молекул из неорганических веществ на Земле имел восстановительный характер первичной атмосферы?

3.Опишите аппарат и методику проведения опытов С. Миллера и П. Юри.

Коацерватная теория происхождения протобиополимеров

Опорные точки

1.Органические вещества по отношению к воде подразделяют на две подгруппы: гидрофобные и гидрофильные молекулы.

2.В водных растворах гидрофильные молекулы диссоциируют, образуя заряженные частицы.

3. Крупные органические молекулы, обладающие зарядом, либо связываются с субстратом, либо взаимодействуют друг с другом, в результате чего формируются Коацерваты.

Вопросы

1.Что такое коацервация, коацерват?

2.На каких модельных системах можно продемонстрировать образование коацерватных капель в растворе?

3.В чём заключаются преимущества для взаимодействия органических молекул в зонах высоких концентрация веществ?

Эволюция протобионтов

Опорные точки

1.Протобионты сформировались в мелких тёплых водоёмах, где в полосе прибоя происходило активное перемешивание растворов, содержащих органические молекулы.

2.Первыми аккумуляторами энергии могли стать молекулы пирофосфата.

3.Белки со случайной последовательностью аминокислот обладают слабой неспецифической активностью.

Вопросы

1.Каким образом в водах первичного мирового океана могли распределяться органические молекулы имеющие гидрофильные и гидрофобные свойства?

2.Что такое коацерватные капли?

3.Как происходил отбор коацерватов в «первичном бульоне»?

Начальные этапы биологической эволюции

Опорные точки

1.Первыми живыми организмами на нашей планете были гетеротрофные прокариотические живые организмы.

2.Истощение органических запасов первичного океана вызвало появление автотрофного типа питания, в частности фотосинтеза.

3. Появление эукариотических организмов сопровождалось возникновением диплоидности и ограниченного оболочкой ядра.

4. На рубеже архейской и протерозойской эры произошли первые многоклеточные.

Вопросы

1.В чём заключается сущность гипотезы возникновения эукариот путём симбиогенеза?

2.Какими способами первые эукаритортические клетки получали энергию, необходимую для процесса жизнедеятельности?

3.У каких органимзмов впервые в процессе эволюции появился половой процесс?

4.Опишите сущность гипотезы И. И. Мечникова о возникновении многоклеточных организмов.

Пусть у нашей Земли – небольшие права полустанка:

Рядовой огонёк на грохочущем Млечном Пути…

Но гляди, как порхают лимонница и голубянка,

Этой гаммы вовек на далёких мирах не найти.

Ю. Линник «Краски Земли»

Проблемные области

1.Каким образом мог быть преодолён концентрационный барьер в водах первичного океана?

2. В чём заключается принцип естественного обзора коацерватов в условиях ранней Земли?

3. Какие крупные эволюционные преобразования сопровождали первые шаги биологической эволюции?

Проблемные вопросы

1. Все теории возникновения жизни на Земле можно разделить на две группы: теории биогенеза и теории абиогенеза. В чём их сущность. Охарактеризуйте известные вам теории из каждой группы и назовите имена учёных, связанных с этими теориями.

Теории возникновения жизни на Земле

Теории

Имена учёных

Характеристика теорий

1. Теории

Абиогенеза

2. Теории

Биогенеза

2. Охарактеризуйте звёздную и планетарную стадии развития Земли.

В чём сущность различных этапов зарождения жизни на Земле?

Какое значение имело появление процесса воспроизведения? Какие

организмы возникли в результате биогенеза?

3. Объясните, почему невозможно самозарождение жизни в

современных условиях. Почему все теории возникновения жизни

на Земле носят названия гипотез?

15 мая 2019 года состоялся республиканский семинар «Физиологические основы здоровьесберегающих педагогических технологий: поколение Z» на базе Таврической академии Крымского федерального университета им. В.И. Вернадского

для методистов районных, городских методических кабинетов (центров), курирующих преподавание химии и биологии, руководителей методических объединений учителей химии и биологии, учителей химии и учителей биологии.

На семинаре были рассмотрены вопросы организации учебно-воспитательного процесса с применением здоровьесберегаюших педагогических технологий в условиях информатизации и глобализации:

В. М. Ефимова, заведующая кафедрой валеологии и БЖДЧ, обобщила современные исследования педагогов, психологов, социологов, медицинских работников по проблемам обучения и социального взаимодействия с подростками поколения Z.

Н.Н. Скоромная, доцент кафедры, проанализировала основные тенденции, характерные для показателей здоровья и физического развития современных обучающихся.

Ю.М Гавриленко , директор Таврического колледжа, осветила основные особенности обучения в Таврическом колледже КФУ, привела примеры здоровьесберегающих технологий, применяемых преподавателями колледжа в работе со старшими подростками.

Так же вниманию учителей были предложены возможные способы решения проблем невербального общения в школьной среде, формирования положительной мотивации в учебной деятельности старшеклассников и другие вопросы, касающиеся профилактики несчастных случаев, а так же подготовки учащихся поколения Z к государственной итоговой аттестации.

Материалы семинара можно скачать, пройдя по ссылке https://drive.google.com/drive/folders/1PrIeDl4p5jiRF24-IK8homflnE3SYAAr?usp=sharing

Материалы семинара, состоявшегося 25.04.2018г. на базе ГБОУ ДПО РК КРИППО по теме: «Красная книга как средство формирования экологической культуры современных школьников», можно скачать, следуя по ссылке:

27 марта 2018 состоялся семинар "Структурно-содержательные особенности УМК по биологии «Сферы» (5-9), издательства «Просвещения»". Материалы семинара можно скачать, следуя по ссылке: https://drive.google.com/drive/folders/1_X0B7RsDREpgQfX9eaRyMlK9cZb8OAUR?usp=sharing

Материалы семинара "Заповедники Республики Крым". Биологическое и ландшафтное разнообразие, охрана и управление", состоявшегося 06.11.2017г. на базе ГБОУ ДПО РК КРИППО, можно скачать, следуя по ссылке:

Материалы семинара "Красная книга Республики Крым. Биологическое и ландшафтное разнообразие, охрана и управление", состоявшегося 25.10.2017г. на базе ГАУ РК УНЦ "Экопарк" с. Береговое Бахчисарайского района, можно скачать, следуя по ссылке: https://drive.google.com/drive/folders/0B2sJq0XvQU3dblpjOHRtVEx5d1k?usp=sharing

27 сентября 2017г. ГБОУ ДПО РК КРИППО совместно с Министерством экологии и природных ресурсов Республики Крым на базе ГАУ РК «Учебно-научный центр Республики Крым по экологии и природным ресурсам» (ГАУ РК УНЦ «ЭКОПАРК») проведен семинар «Заповедники Республики Крым. Биологическое и ландшафтное разнообразие, охрана и управление» для учителей биологии и учителей физики общеобразовательных организаций Республики Крым.

На семинаре были заслушаны доклады зам. директора ГАУ РК "Управление особо охраняемых природных территорий Республики Крым" Ермакова Ю.А. "Охрана и управление ООПТ, подведомственными ГАУ РК "УООПТ РК", доцента кафедры землеведения и геоморфологии Таврической Академии КФУ им. В.И. Вернадского Епихина Д.В. "Сеть особо озраняемых природных территорий РК" и др.

Презентации докладчиков можно скачать по ссылке: https://drive.google.com/drive/folders/0B2sJq0XvQU3dN2dxcTRsUEVhb0k?usp=sharing

В соответствии с Планом основных мероприятий по проведению в 2017 году в Республике Крым Года экологии, утвержденным распоряжением Совета Министров Республики Крым от 17.01.2017 №17-р «О проведении в Республике Крым Года экологии» 21.06.2017г. проведен третий из цикла семинар для учителей химии, учителей биологии, учителей физики по теме: «Экология Крыма» на базе ГАУ РК «Учебно-научный центр Республики Крым по экологии и природным ресурсам» (с. Береговое Бахчисарайского района).

На семинаре выступили:

Карпенко С.А., доцент Таврической академии ФГУ им. В.И. Вернадского с докладом "Методологические подходы к оценке экологического состояния окружающей среды территории Крыма и его регионов"

Иванов С.П., профессор кафедры экологии и зоологии Таврической академии ФГУ им. В.И. Вернадского с докладом "Красная книга Республики Крым как инструмент экологического воспитания и просвещения населения и сохранения биологического разнообразия"

Ким М.А., зав. отделом мониторинга водных объектов и использования вод Государственного комитета по водноиу хозяйству и мелиорации Республики Крым с докладом "Современное состояние водных ресурсов Республики Крым" и другие докладчики.

Материалы семинара можно найти по ссылке: https://drive.google.com/drive/folders/0B2sJq0XvQU3dRVBBeWNtbkNoRHM?usp=sharing

25 августа в ГБОУ ДПО КРИППО состоялся Республиканский семинар «Об особенностях преподавания биологии в образовательных организациях Республики Крым в 2017/2017 учебном году». В работе семинара приняли участие специалисты органов управления образования муниципальных районов и городских округов, курирующие преподавание биологии, руководители методических объединений учителей биологии из всех регионов Республики Крым.

В ходе проведения семинара участники были ознакомлены с особенностями преподавания биологии в условиях интеграции Республики Крым в образовательное поле Российской Федерации в 2016/2017 учебном году, содержанием и учебно-методическим обеспечением предметов, особенностями рабочих программ по биологии, а так же намечены пути реализации рекомендаций по внедрению основополагающих документов по методике преподавания биологии в основной и старшей школе.

На семинаре особое внимание было уделено вопросу качественной подготовки обучающихся к сдаче государственной итоговой аттестации в форме ЕГЭ, даны практические рекомендации. Председателем предметной комиссии Дризуль А.В. приведен сравнительный анализ результатов ЕГЭ по биологии в Республике Крым в 2015 и 2016 году, проведен анализ типичных ошибок, обозначены темы разделов биологии и типы заданий, вызвавших затруднения у выпускников, освещены особенности подходов к оцениванию ответов.

Не потерял своей актуальности вопрос о подготовке учащихся к Всероссийским олимпиадам школьников по биологии, экологии в 2016/2017 учебном году, который так же был рассмотрен в ходе семинара. семинар для учителей биологии