Особенности факультативные занятия по русскому языку. Факультативное занятие по русскому языку

Cлайд 1

Факультативное занятие по русскому языку в 5 классе Подготовила ЖДАНЮК Л.М., учитель русского языка и литературы ГУО «Реплевская СШ»

Cлайд 2

Cлайд 3

Задачи занятия: 1.Научить правильно употреблять крылатые слова и выражения в речи, понимать их значение. 2.Способствовать обогащению словарного запаса учащихся. 3.Воспитывать культуру взаимодействия и творческие способности.

Cлайд 4

Cлайд 5

Название басни И.А.Крылова,1813 г. В басне рассказывается о том, как Демьян сварил уху и пригласил в гости своего соседа Фоку. Фока наелся. Но Демьян всё угощал и угощал его, пока, наконец, Фока не выдержали убежал от такого угощения. Говорится обычно о чрезмерном угощении, когда гость уже не в состоянии съесть всё то, что ему предлагают ДЕМЬЯНОВА УХА

Cлайд 6

Из басни «Кот и Повар» (1812) И. А. Крылова (1769-1844).Уходя в кабак, Повар оставил кухню на попечение Кота Васьки, чтобы тот стерег от мышей съестные припасы. Но, вернувшись домой, Повар обнаруживает, что Кот, «припав за уксусным бочонком, мурлыча и ворча, трудится над курчонком».Повар, увидев это, приступил к обличению Кота: «Кот Васька плут! Кот Васька вор! И Ваську-де, не только что в поварню, Пускать не надо и на двор, Как волка гладного в овчарню: Он порча, он чума, он язва здешних мест!» (Васька слушает, да ест.) Тут ритор мой, дав волю слов теченью, Не находил конца нравоученью. Но что ж? Пока его он пел, Кот Васька всё жаркое съел. И. А. Крылов. «Кот и Повар»

Cлайд 7

Из басни «Лебедь, Щука и Рак» (1816) И. А. Крылова (1769-1844). «Однажды Лебедь, Рак да Щука везти с поклажей воз взялись», но из этого ничего у них не получилось, потому что: ... Лебедь рвется в облака, Рак пятится назад, а Щука тянет в воду. Кто виноват из них, кто прав, - судить не нам; Да только воз и ныне там. Иронически о неэффективной работе, о задаче, которая не решается. И. А. Крылов. «Лебедь, Рак и Щука»

Cлайд 8

Из басни «Ларчик» (1808) И. А. Крылова (1769-1844). Некий «механики мудрец» пытался открыть ларчик и искал - по привычке - особый секрет его замка. Но поскольку этого секрета не было вовсе, то он его не нашел и «от ларчика отстал». А как открыть его, никак не догадался, А ларчик просто открывался. Чтобы открыть его, нужно было просто поднять его крышку. Иносказательно: не надо искать сложного решения проблемы там, где есть простое или где проблемы нет вовсе. И. А. Крылов. «Ларчик»

Жиган Марина Николаевна

Тема: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения»

Цель: познакомить детей с текстом публицистического стиля, отработать элементы написания сочинения-рассуждения по критериям экзамена по русскому языку в формате ЕГЭ.

Задачи урока:

Образовательные:

научиться понимать текст, анализируя содержание и композицию;

привлечь внимание к проблеме и авторской позиции в тексте;

подготовиться к написанию собственного сочинения-рассуждения по проблеме, затронутой автором в тексте.

Развивающие:

развивать навык написания сочинения-рассуждения;

умение выразить собственную позицию по предложенной теме;

развивать у обучающихся интеллектуальную, информационную, коммуникативную культуру;

Воспитательные:

воспитывать самостоятельность, аккуратность и внимательность в работе;

воспитывать нравственные качества подрастающего поколения, потребности к высоким стремлениям: к добру, правде, красоте;

создать атмосферу психологического комфорта, сохранение здоровья детей.

Тип урока: урок развития речи.

Планируемые результаты:

Личностные результаты : совершенствование духовно-нравственных качеств личности;

Регулятивные результаты : определение цели учебной деятельности, составление плана рассуждения, определение правильности выполненного задания;

Познавательные результаты: развитие учебно-познавательного интереса материалу, развитие интереса к чтению, извлечение информации, представленной в виде текста публицистического произведения, презентации, видеоматериалов, ставить проблему и решать ее;

Коммуникативные результаты : умение общаться, ведение диалога, участие в коллективном обсуждении, слушание и понимание других, аргументирование своего мнения.

Презентация

Ход занятия:

Орг. момент.

Нам выбор дан: добро иль зло,

День яркий или сумрак ночи,

Сквозящий холод или тепло,

Ложь или все же правды клочья.

Слово учителя: наш урок так и будет называться «НАМ ВЫБОР ДАН…» Вот и вам приходится сейчас много выбирать: как (хорошо или не очень) готовиться к экзаменам и какие предметы сдавать, какую профессию выбрать и т.д.

И я вам предлагаю ответить на вопрос, как вы готовитесь к ЕГЭ по русскому языку.

1.Надеюсь на репетитора.

2.В школе на уроках, консультациях.

3.Самостоятельно, потому что в школе ничего не дают.

4.Надеюсь на удачу. (Дети, выбирая, поднимают руки)

Хорошо, что вы готовитесь в школе, дома, но лучше всё-таки комбинировать все виды подготовки, чтобы получить желаемый результат. А я, в свою очередь, пожелаю вам той самой удачи, которая никому не помешает.

Актуализация знаний. 2 шаг связан с выбором, как и всё в жизни. Итак, выберите один из разделов типовых заданий ЕГЭ, над которым вы бы хотели поработать. Нужно ли кому-нибудь повторить структуру экзаменационной работы по русскому языку. Давайте это сделаем.

Задания 1-3

Задания по микротексту

Задания 4-7

нормы русского языка (орфоэпические, лексические, грамматические, синтаксические)

Задания 8-14

орфографические правила

Задания 15-19

пунктуационные правила

Задания 20-24

задания по макротексту

Задание25

написание сочинения-рассуждения

Итак, каждой из 5 групп нужно выбрать раздел ЕГЭ, из которого вы выполните 1 задание.

1ГРУППА

Прочитайте текст и выполните задание 1.

(1)В связи с тем, что в прошлом женщины занимались в основном домашним хозяйством, а мужчины добывали хлеб насущный себе, жене и детям, подавляющее большинство профессий были мужскими: воин, пахарь, строитель, гончар, столяр, кузнец. (2)И нет ничего удивительного в том, что названия почти всех профессий в языке тоже мужские: рабочий, инженер, учёный, поэт, писатель, композитор, политик, художник и др. (3)<...>, женских вариантов названий этих профессий не существует именно потому, что обычаи не разрешали женщинам заниматься мужскими делами.

1.Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

1) Названия почти всех профессий в языке были и остаются мужскими: рабочий, инженер, учёный, поэт, писатель, композитор, художник...

2) В связи с тем, что в прошлом мужчины добывали хлеб насущный для семьи, подавляющее большинство профессий были мужскими.

3) В языке отсутствуют эквиваленты названий многих мужских профессий для женщин, потому что исторически эти профессии были исключительно мужскими.

4) Старинные обычаи не разрешали женщинам заниматься мужскими делами.

5) Для профессий, исторически бывших исключительно мужскими, в языке отсутствуют эквиваленты названий таких профессий для женщин.

2ГРУППА

Задания4-7. Видоизменённое. Поставьте в выделенных словах ударение.

Молодая мама балует дочку. Она завязывает ей огромные банты , надевает платье из кружев . С бантами в косах малышка так нарядна. Даже завидно! Вот идёт из яслей . Малышей можно немного побаловать.

3 ГРУППА

Задания 8-14. Определите слово, в котором пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

М…теринство

р…стить

Неприм…римый

н…тариус

С…туация

Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква.

Бе…печный, бе…нравстенный

Сем…я, из…ять

Вз…грать, вз…скать

Пр…дательство, пр…зреть (сироту)

Н…век, п…советовать

4 ГРУППА

Задания 15-19.

Расставьте знаки препинания, укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Детей надо воспитывать (1)чтобы(2) когда вы состаритесь (3) они вас уважали и любили.

5 ГРУППА

Задания 20-24

«Используя такой приём, как (А) ______(«Ибо, по слову великого мудреца Серафима Саровского, «человек человеку- радость»), и такой троп, как (Б)______(«чёрные лучи его ненависти»), автор текста вовлекает читателя в обсуждение поставленных проблем. (В)______(«он должен испытывать радость от того, что я живу на белом свете»). И также синтаксическое средство (Г)- (пр.3,21)

(«3) И даже тогда, по-видимому,мы осязаем посылаемые им лучи.

21)Может быть, я нечаянно задел какую-нибудь незаживающую рану её сердца»)

1)метафора

2)ряды однородных членов

3)противопоставление

4)эпитеты

5)фразеологизм

6)вводные слова

7)экспрессивный повтор

8)восклицательные предложения

9)цитирование Ответ:9156

И выбирает каждый сам.

Кто праздники, а кто унынье,

кто метит в ад, кто в небеса,

Кто верит в силу, кто в бессилье.

И всё-таки основная работа на экзамене - написание сочинения-рассуждения, именно ему мы посвятим оставшуюся часть занятия.

Записываем тему - «Написание сочинения-рассуждения».

Какова цель?

Мы уже знаем, по каким критериям будет оцениваться ваша работа. Получить максимальное количество баллов (42 из 100) поможет вдумчивое прочтение текста и работа по плану.

Напомните пункты плана сочинения-рассуждения.

1. Вступление.

2.Формулирование основной проблемы прочитанного текста.

3. Комментарий проблемы.

5.Изложение собственной позиции.

6.Аргументация в защиту собственной позиции.

7.Вывод.

Показать ролик с песней из фильма «Долгие дороги в дюнах» (2 мин)

Чтение текста из книги А.Лиханова « Дети без родителей»

(1) Приходит из роддома вместе с ребёнком такая эффектная мамочка - на модных каблуках-шпильках, вся из себя элегантная, приносит младенца, чтобы соблюсти последние формальности, поставить подпись под отказом, сходить к нотариусу.

(2) Сходила мамочка к нотариусу, поставила точку в судьбе собственного ребёнка, стала прощаться, - не с ним, а сотрудницами,- Вера Надеждовна ей и говорит:

(3)- Покормите хоть последний раз грудью дитя-то собственное!

(4)Та не смутилась ни чуточки, воскликнула:

(5)-Что вы! (6)Я его в роддоме-то не кормила.

(7) Кивнула, прикрыла за собой дверь, и навек исчезла.

Альберт Анатольевич Лиханов (1935) 80 лет, советский, затем российский писатель. Председатель Российского детского фонда

Есть, ребята, о чём поразмышлять, высказать свою точку зрения.

Работа по тексту в группах.

Обратите внимание на то, что мы опустим такую традиционную часть любого сочинения, как вступление. Работа 2 части ЕГЭ позволяет начать сочинение сразу с формулировки проблемы. Но будет здорово, если вы будете следовать общим принципам и начнёте свою работу со вступления.

1 группа - сформулировать основную проблему текста, можно написать вступление

2 группа - написать комментарий проблемы

3 группа - определить авторскую позицию прямой оценки нет

Через оценочную лексику (мамочка-дамочка)

Фразеологизм - вся из себя

Через диалог

Имя собственное (Вера Надеждовна)

4 группа - изложить собственную позицию (не должно быть в государстве брошенных детей)

5 группа -аргументировать с помощью литературного произведения.

На доске список возможных произведений И.С.Тургенев «Бирюк»

М.Шолохов «Судьба человека»

М.М.Пришвин «Кладовая солнца»

А.П.Платонов «Юшка»

В.Закруткин «Матерь человеческая»

В.Богомолов «Иван»

А.Приставкин «Ночевала тучка золотая» рекомендовать

И.Дубов «Сирота»

VII .Выступление групп. Зачитывание своих частей сочинения.

Заключительное слово : Это естественно, что у каждого ребёнка должны быть отец и мать. И, решившись на такой ответственный шаг, не должно быть выбора, только один путь - быть хорошей матерью и хорошим отцом. Всё остальное - преступление, нарушение всех человеческих законов. Никогда не должна мать исчезать, тем более - навеки.

Нам выбор дан , вопрос в другом,

как нам ошибок не наделать?

чем выбрать: сердцем иль умом,

Иль выбора вообще не делать…

Возможное дом задание: оформить сочинение письменно .

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Чертковская средняя общеобразовательная школа № 2

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ Чертковская СОШ № 2

С.Н. Гармашев

Приказ от 31.08. 2017г. № 143

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

внеурочной деятельности

Направление общеинтеллектуальное

Некоторые вопросы грамматики и развития речи.

Подготовка учащихся к ОГЭ (факультатив)

Основное общее образование _ 9 класс

Учитель: Стюпан Н. Т.

п. Чертково

1 . Пояснительная записка

Данная рабочая программа составлена

на основании:

    Статьи 12. Образовательные программы Федерального закона об образовании Утвержден 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ

    Статьи 28. Компетенция, права, обязанности и ответственность образовательного учреждения Федерального закона об образовании Утвержден 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ

в соответствие с требованиями:

    федерального компонента государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 05.03.2004 г. № 1089);

    Примерной программы основного общего/ среднего (полного ) общего образования по русскому языку (Письмо Минобрнауки РФ от 07.07.2005 № 03-1263);

    Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования (Приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 № 253 с изм. и дополн.);

    учебно-методического комплекса: Русский язык 9 класс: учебник для общеобразоват. организаций. / М.М.Разумовская, С. И. Львова, В И. Капинос и др. – М.: Дрофа, 2016, мультимедийное приложение, книга для учителя;

в соответствии с:

    п. 4.4 Устава школы (Постановление Администрации Чертковского района Ростовской области от 15.09.2015г. № 725)

    основной образовательной программой МБОУ Чертковская СОШ № 2 (Приказ от 31.08.2017г.№143);

    Положением о рабочей программе по учебному предмету (курсу) педагога МБОУ Чертковская СОШ № 2 (Приказ от 31.08 2017г. № 142)

    календарным учебный графиком (Приказ от 31.08 2017г. № 141);

    учебным планом ОУ (Приказ от 31.08.2017г. №140);

Изучение русского языка на факультативе направлено на достижение следующих целей :

-повышение орфографической и пунктуационной грамотности учащихся, развитие связной речи, обеспечение подготовки учащихся 9 класса к прохождению итоговой аттестации по русскому языку в новой форме.

Основной целью данного курса является подготовка учащихся к новой форме сдачи экзамена (ОГЭ) и преодоление трудностей в изучении русского язык

Программа факультатива по русскому языку для 9 класса «Некоторые вопросы грамматики и развития речи. Подготовка к ОГЭ по русскому языку» разработана на основе спецкурса С.И.Львовой «Русское правописание: орфография и пунктуация» .

Задачи курса:

Обобщать и систематизировать орфографические и пунктуационные правила русского языка, совершенствовать грамотность учащихся;

Способствовать развитию творческих способностей учащихся, коммуникативных умений и навыков;

Формировать навыки, обеспечивающие успешное прохождение итоговой аттестации.

Систематизация ЗУН, проверяемых в ходе проведения экзамена по новой технологии;

Совершенствование умения излагать учебный текст;

Совершенствование умения создавать собственное высказывание (сочинение) на заданную тему.

Главные принципы, на которых строится курс, - научность, системность, доступность. Это позволит школьникам лучше подготовиться к экзаменам.

Информационный материал сочетается с такими формами работы, которые позволят учащимся повысить уровень ЗУН, необходимых для успешной сдачи экзаменов.

На занятиях используются:

Лекции учителя с различными видами заданий;

Составление обобщающих таблиц и схем;

Самостоятельная работа учащихся (наблюдения над языковым материалом, их анализ, выводы);

Самостоятельный отбор материала;

Работа в группах;

Проведение деловых игр и практикумов;

Работа с пакетами КИМов;

Написание изложений и сочинений.

В ходе занятий учащиеся должны:

    овладеть комплексом умений, определяющих уровень языковой и лингвистической компетенции 9-классников;

    научиться грамотно писать сжатое изложение, используя соответствующие приёмы компрессии текста;

    владеть формами обработки информации исходного текста;

    работать с тестовыми заданиями: самостоятельно (без помощи учителя) понимать формулировку задания и вникать в её смысл;

    четко соблюдать инструкции, сопровождающие задание;

    самостоятельно ограничивать временные рамки на выполнение заданий;

    уметь работать с бланками экзаменационной работы;

    сосредоточенно и эффективно работать в течение экзамена.

На каждом занятии предусматривается теоретическая часть (повторение правил, изучение трудных случаев правописания, определение этапов создания текста) и практическая часть (выполнение различных упражнений, помогающих сформировать языковую, лингвистическую и коммуникативную компетентности; закрепить знания орфографических и пунктуационных правил, приобрести устойчивые навыки).

Важнейшим направлением в обучении являются систематизация и обобщение знаний в области правописания. Для этого необходимо применять наиболее эффективные приёмы, которые помогают реализовать указанное направление. Это прежде всего работа с обобщающими схемами и таблицами по орфографии и пунктуации, работа с разнообразными лингвистическими словарями и орфографический анализ словообразовательных моделей, который развивает способность видеть затруднения. Также затрагивается проблема культуры устной и письменной речи: правильность и уместность выбора языковых средств, правильность речи (произносительные нормы, языковые нормы и языковые ошибки).

Первая часть работы ОГЭ в 9 классе – это написание сжатого изложения по тексту публицистического или научного стиля (точнее, научно-популярного подстиля). Сжатое изложение – это форма обработки информации исходного текста, позволяющая проверить комплекс необходимых жизненных умений, важнейшими из которых являются следующие:

    умение точно определять круг предметов и явлений действительности, отражаемой в тексте;

    умение вычленять главное в информации;

    умение сокращать текст разными способами;

    умение правильно, точно и лаконично излагать содержание текста;

    умение находить и уместно использовать языковые средства обобщённой передачи содержания.

Чтобы хорошо справиться с этим видом работы, ученикам необходимо прежде всего научиться понимать, что любой текст содержит главную и второстепенную информацию. Главная информация – то содержание, без которого будет неясен или искажён авторский замысел. Следовательно, нужно научить воспринимать текст на слух так, чтобы ученик точно понимал его общую тему, проблему, идею, видел авторскую позицию. Учащийся должен также тренироваться в определении микротем, являющихся составной частью общей темы прослушанного текста.

Вторая часть экзаменационной работы включает задания с выбором ответа

и самостоятельным ответом (Ч.2 №2 – №14) . При этом буквенные обозначения связаны не с уровнем сложности самого задания (все задания второй части не выходят за пределы базового уровня), а с технологией его выполнения

Задания группы А проверяют глубину и точность понимания экзаменуемыми содержания исходного текста, выявляют уровень постижения школьниками его культурно-ценностных категорий, проверяют комплекс умений, определяющих уровень языковой и лингвистической компетенции 9-классников. Все задания имеют практическую направленность, так как языковые явления, проверяемые ими, составляют необходимую лингвистическую базу владения орфографическими и речевыми нормами.

Третья часть работы ГИА содержит три альтернативных творческих задания (15.1- 15.3), из которых ученик должен выбрать только одно. Все задания проверяют коммуникативную компетенцию школьников, умение строить собственное высказывание в соответствии с типом речи рассуждение. При этом не случайно особое внимание уделяется умению аргументировать положения творческой работы, используя прочитанный текст. Именно это общеучебное умение необходимо школьникам в дальнейшей образовательной, а часто и в профессиональной деятельности. Умение отстаивать свои позиции, уважительно относиться к себе и своему собеседнику, вести беседу в доказательной манере служит показателем культуры, рационального сознания вообще. Подлинная рациональность, включающая способность аргументации, доказательности своей позиции, вовсе не противоречит уровню развития эмоциональной сферы, эстетического сознания. В этом единстве и заключается такое личностное начало, как ответственность за свои взгляды и позиции. Программа рассчитана на 34 часа.

2.Тематическое планирование

Наименование разделов

Количество часов

    Вводное занятие. Цели и задачи факультатива. Ознакомление с содержанием и инструкцией по выполнению ОГЭ в новой форме

    Знакомство с образцами КИМов, предназначенных для проведения письменного экзамена в 9 классе

    Сжатое изложение. Основные приёмы компрессии текста

    Сочинение на лингвистическую тему. Структура, формулировка тезисов, аргументы и выводы

    Сочинение-рассуждение по тексту. Структура, формулировка тезисов, аргументы и выводы

    Работа с тестовыми заданиями (часть 2) ГИА

Всего:

    часа

Раздел 1 . Вводное занятие.

Вводное занятие. Цели и задачи факультатива. Ознакомление с содержанием и инструкцией по выполнению ОГЭ в новой форме.

Раздел 2 .

Раздел 3 . Сжатое изложение. Основные приёмы компрессии текста .

Алгоритм написания изложения. Приемы работы, направленные на первичное восприятие текста. Разбор текста. Составление плана. Выделение микротем. Абзацное членение. Подготовка рабочих материалов к изложению. Особенности сжатого изложения. Подготовка к написанию сжатого изложения. Обучение приемам компрессии текста. Отработка приёмов сжатия текста: исключение, обобщение, упрощение.

Раздел 4 . Сочинение на лингвистическую тему.

Критерии оценки задания. Структура сочинения на лингвистическую тему. Учимся формулировать тезис. Учимся аргументировать и делать вывод.

Раздел 5 . Сочинение-рассуждение по тексту.

Критерии оценивания сочинения-рассуждения. Учимся формулировать тезис. Учимся аргументировать и писать вывод рассуждения.

Раздел6. Сочинение -_ рассуждение на морально-_этическую тему.

Раздел 7 . Работа с тестовыми заданиями Часть 2 (2-14).

Понимание текста. Целостность текста. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Лексический анализ слова. Повторение по теме «Морфология». Выразительно-изобразительные средства языка.

Правописание корней. Правописание приставок. Правописание суффиксов. Словосочетание. Грамматическая основа предложения. Знаки препинания в простом осложненном предложении. Знаки препинания в сложносочиненном предложении. Знаки препинания в сложноподчиненном и сложном бессоюзном предложении. Сложные предложения с различными видами связи. Синтаксический анализ сложного предложения.

Раздел 8. Заключительное занятие.

    Календарно-тематическое планирование

Тема занятия

Кол-во часов

Вводное занятие. Цели и задачи факультатива. Ознакомление с содержанием и инструкцией по выполнению «Экзаменационной работы для проведения государственной итоговой аттестации выпускников 9 классов общеобразовательных учреждений в новой форме по русскому языку».

Знакомство с образцами КИМов, предназначенных для проведения письменного экзамена в 9 классе.

Знакомство с образцами КИМов, предназначенных для проведения письменного экзамена в 9 классе.

Понятие об изложении. Алгоритм написания изложения.

Приемы работы, направленные на первичное восприятие текста. Разбор текста. Составление плана текста.

Выделение микротем в тексте. Абзацное членение. Подготовка рабочих материалов к изложению.

Сжатое изложение. Особенности сжатого изложения. Подготовка к написанию сжатого изложения.

Основные приёмы компрессии текста

Обучение приемам компрессии текста.

Самостоятельная работа. Написание сжатого изложения

Работа над ошибками изложения. Редактирование текста. Сравнение с образцом. Проверка и оценка сжатого изложения. Памятка для анализа изложения. Классификация речевых и грамматических ошибок

Выполнение тестовых заданий № 2 - 3

Выполнение тестовых заданий № 3- 4

Выполнение тестовых заданий № 5-6

Выполнение тестовых заданий № 7

Выполнение тестовых заданий № 9

Выполнение тестовых заданий № 10

Выполнение тестовых заданий № 8, 11

Выполнение тестовых заданий № 12

Выполнение тестовых заданий № 13

Выполнение тестовых заданий №14

Подготовка к сочинению-рассуждению на лингвистическую тему 15.1

Подготовка к сочинению-рассуждению на лингвистическую тему. 15.1

Подготовка к сочинению-рассуждению по фрагменту текста 15.2

Подготовка к сочинению-рассуждению по фрагменту текста 15.2

Подготовка к сочинению- рассуждению на морально-этическую тему. 15.3

Контрольная работа в формате ОГЭ (сжатое изложение, тестовые задания, сочинение).

5. Предполагаемые результаты.

В результате изучения факультатива учащиеся должны:

Систематизировать полученные в ходе изучения русского языка знания;

Уметь писать сочинения-доказательства на заданные темы;

Уметь писать изложения разных видов (полные и сжатые).

ЗНАТЬ:

нормы литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические).

Применяя полученные знания, учащиеся должны УМЕТЬ:

Соблюдать языковые нормы в устных и письменных высказываниях;

Находить и исправлять речевые ошибки в работах разного вида (тестах, сочинениях).

Для достижения этих целей необходимо решить следующие задачи:

Дать понятие о нормах языка;

Рассмотреть основные типы лексических, грамматических ошибок;

Познакомить с орфоэпическими правилами и составить списки слов, в которых ударение или строго фиксированное, или вариантное;

Познакомить с тестовыми заданиями и сочинениями, которые доказывают необходимость обращения к теме курса.

умение понимать на слух содержание звучащих художественных, публицистических, научно-популярных, официально-деловых текстов различных функционально-смысловых типов речи;

умение понимать основную мысль прослушанного текста;

умение подробно излагать содержание прослушанных художественных, публицистических, научно-популярных, официально-деловых текстов различных функционально-смысловых типов речи;

умение интерпретировать информацию звучащего текста;

умение точно и полно понимать содержание прочитанных художественных, публицистических, научно-популярных, официально-деловых текстов различных функционально-смысловых типов речи;

умение понимать главную мысль прочитанного текста;

умение понимать основную мысль, объединяющую прочитанный и прослушанный тексты;

умение интерпретировать информацию прочитанного текста;

умение определять стиль и функционально-смысловой тип речи прочитанного текста;

умение определять средства связи предложений в тексте;

умение проводить звукобуквенный анализ слова;

умение определять лексическое значение слова и фразеологического оборота;

умение проводить морфемно-словообразовательный анализ слова;

умение определять основные способы образования слов;

умение определять принадлежность слова к определенной части речи по его грамматическим признакам;

умение определять принадлежность предложения к определенной синтаксической модели по его смыслу, интонации и грамматическим признакам;

умение находить грамматическую основу предложения и определять языковые средства её выражения;

умение применять знания по фонетике, лексике, морфемике, словообразованию, морфологии и синтаксису в практике правописания;

умение создавать текст в соответствии с заданной темой и функционально-смысловым типом речи;

умение выражать собственное мнение по проблеме, затронутой в прослушанном и прочитанном текстах, аргументировать его с привлечением информации, извлечённой из них, а также знаний, жизненного или читательского опыта;

умение последовательно излагать собственные мысли;

умение осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целью, стилем и функционально-смысловым типом речи;

умение использовать в собственной речи разнообразные грамматические конструкции и лексическое богатство языка;

умение оформлять речь в соответствии с орфографическими, грамматическими, пунктуационными и речевыми нормами литературного языка.

6. Оценка знаний, умений и навыков

В процессе подготовки к итоговой аттестации необходимо уделить внимание обязательному обобщению и повторению следующих тем:

текст как речевое произведение;

смысловая и композиционная цельность, связность текста;

функциональные стили и функционально-смысловые типы речи;

средства связи предложений в тексте;

звуки и буквы, звукобуквенный анализ слова;

лексическое значение слова и фразеологического оборота;

морфемно-словообразовательный анализ слова;

основные способы словообразования;

морфологический анализ знаменательных частей речи;

морфологический анализ служебных частей речи;

простое предложение: главные и второстепенные члены;

двусоставные и односоставные предложения;

сложносочиненное предложение;

сложноподчиненное предложение;

сложное бессоюзное предложение. Смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения;

сложные предложения с разными видами связи между частями;

синтаксический анализ простого предложения;

синтаксический анализ сложного предложения.

Директор школы

С.В.Полякова

Рабочая программа факультативного занятия по русскому языку

Г Кингисепп

1.П о я с н и т е л ь н а я з а п и с к а

Цель программы

Рамки урока и насыщенность школьной программы по русскому языку не всегда позволяют ответить на многие вопросы, интересующие детей.

В настоящее время – в период модернизации учебного процесса, в период перехода школ на новые программы, предусматривающие всестороннее развитие ребенка с учетом его индивидуальности, – особенно важно и нужно расширить рамки знаний учащимися не только программного материала. Учитель должен, а, скорее всего, обязан, знакомить учеников со всеми сторонами русской речи:

– фонетической (звуковой);

– лексической (словарем);

– грамматической.

На помощь учителю приходят факультативные занятия.

Их задачи:

– способствовать более прочному и сознательному усвоению

Изученного на уроке материала;

– содействовать развитию речи детей;

– совершенствовать навыки лингвистического анализа;

– повышать уровень языкового развития школьников;

– воспитать культуру общения;

– воспитывать интерес к русскому языку.

В данной программе выдержаны три линии, три раздела:

1. Работа над лексикой (значением и происхождением слов).

2. Работа над орфоэпией (правильным произношением и ударением).

3. Обучение правильному употреблению слов.

Материал каждого раздела рассредоточен по всему занятию. Это позволяет учителю чередовать работу над всеми сторонами речи, что способствует достижению поставленных целей и задач.

Актуальность данной программы

Она определяется рядом факторов практического характера, под которыми понимается тесное общение учителя и учащихся, ориентирование на творческую самореализацию развивающейся личности в учебном процессе.

Одним из источников совершенствования процесса обучения является новый подход к использованию существующих методов и средств, которые, с точки зрения развивающегося обучения, нуждаются в определенной корректировке и усовершенствовании. При внедрении данной программы в обучение учащихся на факультативных занятиях учитель получит возможность углублению, творчески подойти к обучению русскому языку школьников, помочь познать им тайны русской речи и практически овладеть ею.

Эффективность программы

Высокая эффективность методов, средств и форм обучения обосновывается следующими доводами:

− Соблюдаются основные дидактические принципы обучения: сознательность, доступность, наглядность, занимательность изучаемого материала;

− Тексты разнообразны по содержанию, безупречны в языковом отношении;

− Занятия способствуют повышению желания детей читать художественную литературу, что особенно актуально в наше время;

− Они способствуют воспитанию любви к русскому языку.

Решению этой задачи служат:

− многообразие видов и форм работ по языковому материалу;

− занимательные и обучающие игры;

− работа со словарями разных видов;

− обучение умению находить различными способами ответы на вопросы;

− анализировать слово, предложение, текст;

− обучение элементам исследования слова.

Участники факультатива

«Путь к слову» предназначен для учащихся 5 классов общеобразовательных школ. Он рассчитан на 34 занятия (1 занятие в неделю).

Форма работы: словесная.

Практическая значимость

Данная работа преследует единственную цель: развитие личности ученика через прочное усвоение норм грамотной русской речи, расширяя кругозор детей, развивая образное мышление, творческое отношение к русскому языку.

На занятиях организуется активное обучение, формируются исследовательские навыки при сознательном восприятии учебного материала в интересной форме.

Учащиеся на занятиях получают знания и умения посредством активной заинтересованности и творческой деятельности.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Кингисеппская средняя общеобразовательная школа №2»

Директор школы

С.В.Полякова

Календарно-тематическое планирование факультативного занятия по русскому языку

«Путь к слову» в 5а классе на 2013-2014 уч год.

Учитель русского языка и литературы Швайко С.П.

г кингисепп

Тема занятия

Кол-во

часов

Цели

Беседа. Сколько вы знаете слов? Язык мой – друг мой.

Показать богатство русского языка.

Прививать любовь к нему.

Значение слова. Школьные вещи. Говорите правильно!

Научить детей выбирать точное, наиболее подходящее слово для выражения своей мысли.

3, 4

Однозначные и многозначные слова. К истокам слова. Говорите правильно!

Уметь различать разные значения одного и того же слова. Сформировать у учащихся лексические понятия. Повышать культуру речи учащихся.

5, 6

К истокам слова. Словообразование. Шутки – каламбуры.

Уметь пользовать словарем. Уметь слушать свою речь.

7, 8

Почему так назвали?

Развивать умение работать со словами, над их значением, произношением, словоупотреблением.

9, 10

Значение слова. Антонимы.

Познакомить со значением общеупотребительных слов. Развивать орфографическую зоркость.

11, 12

Почему мы так называем?

Научиться выбирать точное, наиболее подходящее слово для выражения мысли. Закрепление в речи правильных норм ударения.

13, 14

Значение слова. Омонимы.

Уметь устранить однообразное употребление слов в речи. Продолжить работу над глагольными формами.

15, 16

К истокам слова. Значение словосочетания.

Дать прочные знания о языке. Включать слова и формы слов в активную речь учащихся.

17, 18

К истокам слова. Образные выражения.

Повысить познавательную деятельность учащихся. Воспитывать внимание к значению слова.

19, 20

Сила слова беспредельна.

Формировать навык правильного произношения слов. Пробуждать у детей интерес к русскому языку, к слову.

Почему их так называют?

Знакомить со значением слов. Уметь слушать свою и чужую речь.

Почему мы так говорим?

Развивать умение работать со словом. Работать над значением, произношением, словоупотреблением.

23, 24

Обсудим словари, или Вселенная в алфавитном порядке

Развивать речь учащихся, умение строить связное, логическое и аргументированное высказывание на заданную тему; способствовать проявлению интереса к словам и словарям.

25, 26

Фразеологизмы.

Расширять словарный запас слов учащихся.

Происхождение слов. Значение слов.

Уметь различать значение одного и того же слова в контексте.

28, 29

Самоцветы в слове

Привить любовь к поэтическому слову; отработать навыки этимологического, лексического, словообразовательного анализа; сформировать умение работать с разными видами словарей.

Происхождение и значение слова. Омоформы

Работать над этимологией общеупотребительных слов.

К истокам слова. «Узелки на память».

Уметь слушать свою и чужую речь. Воспитание культуры речи.

32, 33

«Проба пера». Сочинение на фантастическую тему.

Рассказ «Школа будущего» с иллюстрациями

Заключительное занятие. Знакомство с новинками словарей . Язык мой – друг мой.

Воспитывать любовь к русскому языку, красиво и грамотно строить свою речь.

2.Список литературы

  1. Аверьянова А. П. Как образуются слова. М. 2004.
  2. Александрова З. Е. Словарь синонимов русского языка. М. 2004.
  3. Александрова Н. Ф. Занимательная грамматика. Минск. 2001
  4. Анушкин Н. С. Крылатые слова. М. Детская литература. 1999.
  5. Арсирий А. Т. Материалы по занимательной грамматике русского языка. М. 2005.
  6. Ветвицкий В. Г. Занимательное языкознание. М. 1998.
  7. Дьячкова О. Я. Игры школьников. М. 2003.
  8. Зарецкий А. И. Материалы по занимательной грамматике русского языка. М. 2006.
  9. Земская Е. А. Как делаются слова. М. 2006.
  10. Кодухов В. И. Рассказы о синонимах. С.-П. 2004.
  11. Корчиц М. А. Грамматические тайны слова. Волгоград. 2005.
  12. Лопатин В. В. Рождение слова. М. 2001.
  13. Ожегов С. И. Словарь русского языка. Правильность речи. Словарь – справочник. М. 2003.
  14. Сперанская А. В. Как вас зовут? Где ты живешь? Минск. 1999.
  15. Тимофеев Б. Правильно ли мы говорим? Заметки писателя. М. 2003.
  16. Уразов И. Почему мы так говорим. М. 2005.
  17. Чуковский К. Живой как жизнь. М. 1999.
  18. Шанский Н. М. В мире слова. М. 2007.
  19. Шанский Н. М. Краткий этимологический словарь русского языка. М. Учпедгиз. 2001.
  20. Язовицкий Е. В. Говорите правильно! М. 2008.
  21. Якубович Т. Д.Новые слова. М. 2007.

3.Ожидаемые результаты

На кружке «Путь к слову» учащиеся должны овладеть следующими знаниями, умениями и навыками:

♦ уметь работать над словарями и справочной литературой;

♦ уметь систематизировать полученные знания;

♦ уметь применять на практике теоретические знания;

♦ приобретать навыки культуры общения;

♦ обогащение словарного запаса и грамматического строя речи;

♦ развитие логического мышления, самостоятельности и осмысленности выводов и умозаключений.

Слово

Мало видеть слово. Надо точно

Знать, какая есть у слова почва,

Как росло оно и как крепчало,

Как его «звучало» зазвучало,

Чем должно набухнуть и налиться,

Прежде чем в названье превратиться,

В званье, в имя или в кличку просто…

Прелесть слова – в летописи роста.



    Воспитывающие:

Развивающие:

III. Особенности программы «Секреты русского языка»

Организация деятельности младших школьников на занятиях основывается на следующих принципах:

  • занимательность;
  • научность;

сознательность и активность;

наглядность;

  • доступность;
  • связь теории с практикой;

IV. Формы проведения занятий

  • лекции;
  • анализ и просмотр текстов;
  • игровая;
  • теоретическая;

практическая.

V. Основные методы и технологии

  • развивающее обучение;

коммуникативная технология.

VI. Описание места курса в учебном планеПрограмма рассчитана на 1 года. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 45 минут. Курс изучения программы рассчитан на учащихся 4-х классов. Кол-во часов в год — 64.

обучающихся к концу 4-го класса

Обучающиеся должны знать:

местоимения, глагола).

Обучающиеся должны уметь:

Писать НЕ с глаголами.

VIII. Средства, необходимые для реализации программы:

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

Просмотр содержимого документа
«Факультатив по русскому языку "Секреты русского языка". »

Программа факультатива по русскому языку «Секреты русского языка».

I. Пояснительная записка

Успешное овладение знаниями в начальных классах общеобразовательной школы невозможно без интереса детей к учебе. Основной формой обучения в школе является урок. Строгие рамки урока и насыщенность программы не всегда позволяют ответить на вопросы детей, показать им богатство русского языка, раскрыть многие его "тайны". В этом случае на помощь приходит факультативный курс "Секреты русского языка", являющийся закономерным продолжением урока, его дополнением: Программа курса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Включение элементов занимательности является обязательным для занятий с младшими школьниками. Вместе с тем широкое привлечение игровых элементов не должно снижать обучающей, развивающей, воспитывающей роли занятий.

В отборе материала к занятиям учитель должен ориентироваться на связи с программным материалом по русскому языку, учитывая необходимость осуществления преемственности между начальным и средним звеном.

Программа данного курса позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности. В процессе изучения грамматики школьники могут увидеть "волшебство знакомых слов"; понять, что обычные слова достойны изучения и внимания. Воспитание интереса к "Секретам русского языка" должно пробуждать у учащихся стремление расширять свои знания по русскому языку, совершенствовать свою речь.

Знание русского языка создает условия для успешного усвоения всех учебных предметов. Без хорошего владения, словом невозможна никакая познавательная деятельность. Поэтому особое внимание на занятиях "Занимательной грамматики" следует обращать на задания, направленные на развитие устной и письменной речи учащихся, на воспитание у них чувства языка. Воспитательные возможности русского языка как учебного предмета будут реализованы в большей мере, если усилить работу по воспитанию у младших школьников этических норм речевого поведения.

Работу по воспитанию этики общения целесообразно вести с младшими школьниками, начиная с первого года обучения. Для этого на занятиях необходимо использовать ролевые игры: Работу по воспитанию правильного речевого поведения целесообразно проводить на всех занятиях. Кроме того, курс "Секреты русского языка" позволяет работать не только над фонемами, частями речи, но и развитием правильной речи.

Для успешного проведения занятий используются разнообразные виды работ: игровые элементы, игры, дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, физкультминутки, рифмовки, считалки, ребусы, кроссворды, головоломки, грамматические сказки. Дидактический материал в большинстве своем дается в стихотворной форме, что способствует его более легкому усвоению и запоминанию. Все это открывает для детей прекрасный мир слова, учит их любить и чувствовать родной язык.

Необходимость разработанного нами факультативного курса заключается в желании детей узнать нечто новое о русском языке.

И. Цель и задачи курса.

Цель курса: расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку, показать обучающимся, что грамматика не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях обучения.

Задачи курса:

Обучающие:

    развитие интереса к русскому языку как к учебному предмету;

    приобретение знаний, умений, навыков по грамматике русского языка;

пробуждение потребности у обучающимся к самостоятельной работе над познанием родного языка;

развитие мотивации к изучению русского языка;

развитие творчества и обогащение словарного запаса;

совершенствование общего языкового развития обучающимся;

углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке.

Воспитывающие:

    воспитание культуры обращения с книгой;

    формирование и развитие у обучающимся разносторонних интересов, культуры мышления.

Развивающие:

    развивать смекалку и сообразительность;

    приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;

развивать умение пользоваться разнообразными словарями;

учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.

III. Особенности программы «Секреты русского языка»

Организация деятельности младших школьников на занятиях основывается на следующих принципах:

    занимательность;

    научность;

сознательность и активность;

наглядность;

    доступность;

    связь теории с практикой;

индивидуальный подход к обучающимся.

Факультативный курс позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому школьнику с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы обучающимся. В отличие от классных занятий, на внеклассных обучающимся мало пишут и много говорят.

IV. Формы проведения занятий

    практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок.

    анализ и просмотр текстов;

    самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями;

Интерес обучающимся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов.

В каждом занятии прослеживаются три части:

  • теоретическая;

практическая.

V. Основные методы и технологии

    технология разноуровневого обучения;

    развивающее обучение;

технология обучения в сотрудничестве;

коммуникативная технология.

Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных качеств школьника.

VI . Описание места курса в учебном плане

Программа рассчитана на 1 года. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 45 минут. Курс изучения программы рассчитан на учащихся 4-х классов. Кол-во часов в год - 64.

4 класс «Секреты русского языка» Тематическое планирование. (64 часа)

Тема занятия

Количество часов

Сказочное царство слов.

Путешествие в страну Слов.

Чудесные превращения слов.

В гостях у слов- родственников.

Добрые слова.

Экскурсия в прошлое. Устаревшие слова.

Новые слова в русском языке.

Встреча с зарубежными друзьями.

Синонимы в русском языке.

Слова- антонимы.

Слова- омонимы.

Крылатые слова.

В королевстве ошибок.

В стране Сочинителей.

Искусство красноречия.

Праздник творчества и игры.

Трудные слова.

Анаграммы и метаграммы.

Шарады и логогрифы.

Откуда пришли наши имена.

Тема занятия

Количество часов

Фонетика и орфоэпия (7 часов)

Что такое орфоэпия?

Что такое фонография или звукозапись?

Звуки не буквы!

Звучащая строка.

Банты и шарфы.

«Пигмалион» учит орфоэпии.

Кис- кис! Мяу!, или Кое- что о звукоподражаниях.

Лексикология (27 часов)

Имена вещей.

О словарях энциклопедических и лингвистических.

В царстве смыслов много дорог.

Как и почему появляются новые слова?

Многозначность слова.

«Откуда катится каракатица?»0 словарях, которые рассказывают об истории слов.

Об одном и том же - разными словами.

Как возникают названия.

Слова - антиподы.

Фразеологические обороты.

Словари «чужих» слов.

Капитан и капуста.

«Он весь свободы торжество».

Мы говорим его стихами.

Слова, придуманные писателями.

Слова уходящие и слова - новички.

Словарь языка Пушкина.

Смуглая Чернавка.

Паронимы, или «ошибкоопасные слова».

Ошибка Колумба. «Ложные друзья переводчика».

Какой словарь поможет избежать ошибок?

Словарь- грамотей.

Научная этимология.

Какие бывают имена?

Древнерусские имена.

Отчество и фамилия.

Надо ли останавливаться перед зеброй?

Итого 64 часа

Тема 1. Сказочное царство слов. (1ч.)

Беседа о красоте и богатстве народной речи. На примерах произведений устного народного творчества показывается богатство русского языка, народная фантазия, мудрость народа. Конкурс на знание пословиц и поговорок.

Тема 2-3. Путешествие в страну слов. (2ч.)

Знакомство с тематическими группами слов. Игра «Слова- братья». Составление тематического словаря о грибах. Игра «Эстафета». Разгадывание загадок. Работа с рассказом Н.Надеждиной « Снежные слова».Игра « Найди лишнее слово»

Тема 4-5. Чудесные превращения слов. (2 ч.)

Дается представление о превращении слов, умение находить «сбежавшие» из слов буквы. Игра «Найди заблудившуюся букву». Игра «Грустные превращения».Шарады. Рассказ -загадка.

Тема 6-7. В гостях у слов родственников. (2ч.)

Знакомство с разными группами родственных слов.Подбор родственных слов с заданным корнем. Закрепление знаний отличительных признаках слов -родственников. Работа над стихотворением «О странном саде с необыкновенным урожаем» Е. Измайлов. Выбор из стихотворений слов- родственников.

Тема 8-9. Добрые слова (2ч.)

Беседа о богатстве лексики русского языка «добрыми словами».Работа со стихотворением В. Коркина «Доброе утро». Игра «Умеете ли вы здороваться?». Работа с текстами на данную тему.

Тема 10. Экскурсия в прошлое (1 ч.)

Знакомство со словами- историзмами и архаизмами. Выбор из текста древних слов. Творческая работа. Объяснение устаревших слов.

Тема 11-12. Новые слова в русском языке. (2ч.)

Рассказ учителя «Откуда приходят новые слова?» Неологизмы в русском языке. Нахождение неологизмов в текстах. Игра «Угадай-ка».

Тема 13. Встреча с зарубежными друзьями. (1ч.)

Знакомство с заимствованными словами. Рассказ «Откуда пришли слова-пришельцы». Работа над стихотворением С. Я. Маршака. Признаки слов -пришельцев. Игра «Шесть и шесть».

Тема 14-15. Синонимы в русском языке (2ч.)

Знакомство со словами- синонимами. Работа над стихотворением А. Барто «Игра в слова».Беседа «Что обозначают слова- синонимы» .Нахождение слов-синонимов в тексте.

Тема 16. Слова- антонимы (1ч.)

Знакомство со словами - антонимами. Случаи употребления антонимов в русском языке. Выделение антонимов из рассказа Л. Н. Толстого «Лебеди». Работа над стихотворением В. Орлова «Спор». Игра «Подбери нужные слова». Работа над подбором слов- антонимов. Рассказ учителя о роли антонимов в русском языке.

Тема17. Слова-омонимы (1ч.)

Омонимы в русском языке и их роль. Работа над рассказом И. Туричина «Есть». Игра «Докажите...». Чтение рассказа Н. Сладкова «Овсянка».

Тема 18. Крылатые слова (1ч.)

Беседа о значении «крылатых выражений» в русском языке. Подбор «крылатых выражений» в названиях текста. Работа с выражениями употребляемыми в переносном значении и их смысла. Работа со стихотворениями Н. Силкова «Прикусил язык» и В. Орлова «Ни пуха ни пера».

Тема 19-20. В королевстве ошибок. (2ч.)

Игра «Исправь ошибки». Работа с произведениями, где допущены орфографические ошибки. Игра « Произноси правильно». Инсценировка П. Реброва «Кто прав?».

Тема 21-22. В стране Сочинителей. (2ч.)

Беседа о рифмах.Работа с загадками. Сочинение собственных загадок по заданным рифмам. Конкурс загадок в рисунках. Сочинение сказок о дружбе, о добре и зле.

Тема 23-24. Искусство красноречия. (2ч.)

Знакомство с понятием «красноречие». Чтение образцовых текстов и их анализ. Пересказы. Собственные упражнения в создании разных речей.

Тема 25. Праздник творчества и игры. (1ч.)

Творческие задания для формирования орфографической зоркости. Дидактические игры, направленные на развитие познавательного интереса к русскому языку. Интеллектуальная игра «Умники и умницы».

Тема 26-27. Трудные слова. (2ч.)

Знакомство с этимологией трудных слов, с точным значением слов. Выполнение упражнений для запоминания правописания слов. Работа над текстами художественной литературы и произведений устного народного творчества.

Работа с распознаванием «опасных мест» в словах. Выборочный диктант. Сказка о словарных словах. Разгадывание кроссворда и иллюстрирование словарных слов.

Тема 28-29. Анаграммы и метаграммы. (2ч.)

Знакомство с историей изобретения анаграмм и метаграмм, с авторами, использовавшими в своем творчестве анаграммы и метаграммы. Ввод понятий «анаграмма» и «метаграмма». Работа с примерами (Милан- налим, актер- терка).

Тема 30-31. Шарады и логогрифы (2ч.)

Знакомство с происхождением шарад и логогрифов. Составление и разгадывание шарад и логогрифов. Иллюстрирование слов- ответов.

Тема32. Откуда пришли наши имена. (1ч.)

Знакомство с происхождением имен. Творческая работа «Нарисуй свое имя». Дидактическая игра «Составь имя».

Фонетика и орфоэпия (7 часов) Тема 33. Что такое орфоэпия?(1ч.)

Знакомство с нормами литературного произношения. Углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке. Знакомство с понятиями «орфоэпия», «орфография». Обучение правильному произношению слов, соблюдая орфоэпические нормы.

Тема34. Что такое фонография или звукозапись? (1ч.)

Знакомство с понятиями «фонография» и «звукозапись».Знакомство с историей письма, с этапом развития письменности - фонографией. Расширение знаний о буквах и звуках.

Тема 35. Звуки не буквы! (1ч.)

Знакомство с наукой фонетикой, правилами чтения и записи транскрипции. Рассказ учителя об отличии « буквы» от «звука». Составление транскрипций.

Тема 36. Звучащая строка. (1ч.)

Знакомство с фонетическими явлениями «звукозапись», «звукоподражание». Знакомство с терминами «ономатопеи», «аллитерация», «ассонанс». Развитие фонематического слуха.

Тема 37. Банты и шарфы. (1ч.)

Знакомство с наукой орфоэпия, с нормами произношения. Знакомство с произношением слов банты и шарфы. Разыгрывание ситуаций с этими словами.

Тема 38. «Пигмалион» учит орфоэпии. (1ч.)

Продолжить знакомство с наукой орфоэпия, с нормами произношения. Знакомство с героями и содержанием комедии Бернарда Шоу «Пигмалион». Правильная постановка ударений в словах.

Тема 39. Кис- кис! Мяу!, или Кое- что о звукоподражаниях. (1ч.)

Знакомство с ономатопоэтическими словами или звукоподражаниями. Познакомить с образованием звукоподражаний. Сравнение звукоподражаний разных языков. Развитие культуры речи. Выполнение заданий по теме «Орфоэпия и фонетика».

Лексикология Тема 40. Имена вещей. (1ч.)

Знакомство с термином « лексика», и лексическим значением слов. Знакомство с толковыми словарями русского языка. Обогащение словарного запаса учащихся.

Тема 41. О словарях энциклопедических и лингвистических. (1ч.)

Дается понятие о лексическом значении слов. Знакомство с лингвистическими словарями русского языка, с особенностями словарной статьи. Сравнение роли энциклопедических и лингвистических словарей. Обучение умению пользоваться различными словарями.

Тема 42. В царстве смыслов много дорог. (1ч.)

Знакомство с многозначными словами, словами- омонимами. Рассматриваются способы и причины образования нескольких значений у слова. Практическая работа «Отличие многозначных слов и слов- омонимов».

Тема 43. Как и почему появляются новые слова? (1ч.)

Продолжение знакомства с лексическим значением слов. Работа с различными толковыми словарями, с историей появления новых слов в русском языке.

Тема 44. Многозначность слова. (1ч.)

Рассказ о свойстве « многозначность слова», о строении словарной статьи толкового словаря. Выделение отличительных признаков многозначности и омонимии. Работа с толковыми словарями. Игра «Прямое и переносное значение слов».

Тема45. «Откуда катится каракатица?» О словарях, которые рассказывают об истории слов. (1ч.)

Рассматривается понятие «этимология», строение словарной статьи этимологического словаря. Работа с различными этимологическими и историческими словарями. Определение первоисточников слова,.

Тема 46. Об одном и том же- разными словами. (1ч.)

Изучается особенность синонимического ряда слов. Работа со словами-синонимами и правильным употреблением их в речи.

Тема 47. Как возникают названия. (1ч.)

Развитие речевых умений. Беседа о главных функциях языка. Вводится понятие «система номинации». Работа с этимологическими и историческими словарями.

Тема 48. Слова - антиподы. (1ч.)

Тема 49. Фразеологические обороты. (1ч.)

Изучение особенностей фразеологических сочетаний. Вводится понятие «фразеологические обороты». Беседа о правильном употреблении фразеологизмов в речи. Нахождение фразеологизмов в отрывке из повести А. Рыбакова «Приключение Кроша».

Тема 50. Словари «чужих» слов. (1ч.)

Рассматриваются особенности строения словарной статьи словаря иностранных слов. Вводится понятие «устойчивые обороты». Работа со словарем иностранных слов и определением значения этих слов.

Тема 51. Капитан и капуста. (1ч.)

Знакомство с историей происхождения и образования слов капитан и капуста, говядина и ковбой, портные и мошенники. Работа со словарем. Сравнение значения слов.

Тема52. «Он весь свободы торжество». (1ч.)

Исследуются языковые особенности произведений А. С. Пушкина. Вводится понятие «литературный язык» и «живая народная речь». Нахождение строк народной речи в произведениях А. С. Пушкина.

Тема53. Мы говорим его стихами. (1ч.)

Вводятся понятия «крылатые выражения» и «афоризмы. Нахождение афоризмов и крылатых выражений в произведениях А. С. Пушкина.Работа по обогащению словарного запаса учащихся.

Тема54. Слова, придуманные писателями. (1ч.)

Продолжается работа над языковыми особенностями произведений А. С. Пушкина. Вводятся понятия «индивидуально- авторские неологизмы» и «окказиональные неологизмы». Нахождение индивидуально- авторских неологизмов в произведениях А. С. Пушкина.

Тема 55. Слова уходящие и слова - новички. (1ч.)

Изучение особенностей устаревших слов- архаизмов. Знакомство со словами-новичками. Работа над пониманием и умение правильно употреблять архаизмы в речи. Рассматриваются виды неологизмов и виды архаизмов.

Тема 56. Словарь языка Пушкина. (1ч.)

Рассматривается особенность построения «Словаря языка Пушкина». Знакомство с созданием «Словаря языка Пушкина».Беседа о значении этого словаря. Работа со словарем.

Тема57. Смуглая Чернавка. (1ч.)

Рассматривается особенность древнерусских имен. Знакомство с историей русских имен, с первыми русскими именами, на примере произведений А. С. Пушкина. Показать значение древнерусских имен.

Тема 58. Паронимы, или «ошибкоопасные» слова. (1ч.)

Знакомство с понятием «паронимы». Рассматриваются виды паронимов и способы их образования. Беседа о правильном употреблении паронимов в устной и письменной речи.

Тема59. Ошибка Колумба. «Ложные друзья переводчика». (1ч.)

Знакомство с явлением межъязыковой паронимии. Рассматриваются виды паронимов и способы их образования.

Тема 60. Какой словарь поможет избежать ошибок? (1ч.)

Знакомство со словарной статьей «Словаря паронимов» , с видами словарей паронимов. Способы образования паронимов. Работа над умением правильно употреблять паронимы в устной и письменной речи.

Тема 61. Словарь- грамотей. (1ч.)

Знакомство со словарной статьей орфографического словаря.Беседа о значении орфографического словаря. Работа с орфографическим словарем.

Тема 62. Научная этимология. (1ч.)

Знакомство со словарной статьей этимологического словаря. Рассматривается значение этимологического словаря, история происхождения слов «вол», «волк» и «волынка», «запонка»и «запятая».Работа с этимологическим словарем.

Тема 63. Какие бывают имена? (1ч.)

Знакомство с наукой «ономастика», С традиционными кличками животных на Руси. Рассматриваются способы и причины образования омонимов среди имен собственных. Работа со словарями.

Тема64. Древнерусские имена. (1ч.)

Знакомство с историей образования древнерусских имен. Работа с этимологическим словарем.

Тема65. Отчество и фамилия. (1ч.)

Беседа об истории появления отчеств и фамилий в русском языке. Знакомство с наукой «антропонимика». Объяснение происхождений фамилий на примере стихотворения С. Михалкова.

Тема 66. Надо ли останавливаться перед зеброй? (1ч.)

Знакомство со способами номинации, аффиксальном словообразовании и словосложении. Использование уже имеющегося названия предмета. Вводится понятие «метафорическая номинация».

Основные требования к знаниям и умениям

обучающихся к концу 4-го класса

Обучающиеся должны знать:

Правила правописания слов с изученными орфограммами.

Признаки частей речи (имени существительного, имени прилагательного,

местоимения, глагола).

Главные члены предложения. Состав слова.

Отличительные признаки основных языковых единиц;

Основные термины и понятия, связанные с лексикой, синтаксисом, фонетикой, морфологией, орфографией;

Слова, словосочетания, предложения, текста;

Основные орфографические и пунктуационные правила;

О некоторых нормах русского языка: произносительных, словоупотребительных;

Обучающиеся должны уметь:

Различать приставки и предлоги. Писать предлоги раздельно со словами, приставки - слитно.

Разбирать предложения по членам предложения. Обозначать на письме интонацию перечисления. Разбирать слова по составу.

Проверять написание безударных гласных, парных звонких и глухих согласных,

непроизносимых согласных в корне слова.

Писать правильно слова с удвоенными согласными.

Определять род, число имен существительных и имен прилагательных.

Определять число, время глаголов.

Писать НЕ с глаголами.

Работать со словарем. Группировать и подбирать слова на определенные правила.

Различать разделительные твердый (ъ) и мягкий (ь) знаки, писать с ними слова.

Составлять рассказы по картинке. Г";

Четко артикулировать слова, воспринимать и воспроизводить интонацию речи;

    подбирать антонимы, синонимы, фразеологические обороты;

различать слова- паронимы, омонимы, архаизмы, неологизмы;

    пользоваться орфографическим., словобразовательным, фразеологическим, этимологическими словарями

VIII. Средства, необходимые для реализации программы:

    наличие лингвистических словарей;

    наличие карточек с играми и заданиями;

наличие текстов для работы на занятиях.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

    Волина В. В. Веселая грамматика. М.: Знание, 1995 г.

    Волина В. В. Занимательное азбуковедение. М.: Просвещение, 1991 г.

    Волина В. В. Русский язык. Учимся играя. Екатеринбург ТОО. Издательство "АРГО", 1996

    Волина В. В. Русский язык в рассказах, сказках, стихах. Москва "ACT", 1996 г.

Граник Г. Г., Бондаренко С. М., Концевая Л. А. Секреты орфографии. Москва "Просвещение", 1991 г.

Занимательная грамматика. Сост. Бурлака Е. Г., Прокопенко И. Н. Донецк. ПКФ "БАО", 1997 г.

    Журналы: "Начальная школа", "Веселые картинки", "Мурзилка".

    Канакина В. П. Работа над трудными словами в начальных классах. Москва "Просвещение", 1991 г.

Левушкина О. Н. Словарная работа в начальных классах. (1-4) Москва "ВЛАДОС", 2003 г.

Ю.Маршак С. Веселая азбука. Веселый счет. Ростов-на-Дону кн. изд-во, 1991 г. П.Полякова А. В. Творческие учебные задания по русскому языку для учащихся 1-4 классов. Самара. Издательство "Сам Вен", 1997 г.

    Превращения слов. Учебное пособие. Сост. Полякова А. В. Москва "Просвещение", 1991 г

    Рик Т. Г. Доброе утро, Имя Прилагательное! М.: РИО "Самовар", 1994 г.

Рик Т. Г. Здравствуйте, Имя Существительное! М.: РИО "Самовар", 1994 г.

Рик Т. Г. Здравствуй, дядюшка Глагол! М.: РИО "Самовар", 1995 г.

    Топкий П. С. Орфография без правил. Начальная школа. Москва "Просвещение", 1991 г.

    Сборник загадок. Сост. М. Т. Карпенко. М., 1988 г.

18.Одинцов В. В.Школьный словарь иностранных слов /под ред. В. В. Иванова-М: Просвещение 1984.

Программа факультативного курса Секреты русского языка для 4 класса