Правописание гласных в корне с чередованием. Презентация по русскому языку на тему "Чередование гласных в корнях слов"(6 класс) Презентация на тему чередующиеся гласные в корне






В) -РАСТ-(-РАЩ-) -РОС- В) -РАСТ-(-РАЩ-) -РОС- Перед СТ и Щ – А Перед С – О Перед СТ и Щ – А Перед С – О Исключение: Росток, Ростислав, отрасль, Ростов, ростовщик, подростковый(от подросток). Исключение: Росток, Ростислав, отрасль, Ростов, ростовщик, подростковый(от подросток).




Г) БЕР-/БИР-, ДЕР-/ДИР-, Г) БЕР-/БИР-, ДЕР-/ДИР-, МЕР-/МИР-, ПЕР-/ПИР-, МЕР-/МИР-, ПЕР-/ПИР-, ТЕР-/ТИР-, БЛЕСТ-/БЛИСТ-, ЖЕГ- /ЖИГ-, СТЕЛ-/СТИЛ-, ЧЕТ-/ЧИТ- ТЕР-/ТИР-, БЛЕСТ-/БЛИСТ-, ЖЕГ- /ЖИГ-, СТЕЛ-/СТИЛ-, ЧЕТ-/ЧИТ- В корнях пишется И, если за корнем следует суффикс -А- В корнях пишется И, если за корнем следует суффикс -А- Исключения: сочетать, сочетание, чета Исключения: сочетать, сочетание, чета Примеры: стереть - стирать, Примеры: стереть - стирать, умереть -умирать умереть -умирать






В) -ГАР- -ГОР- В) -ГАР- -ГОР- Без ударения – О, под ударением то, что слышится Без ударения – О, под ударением то, что слышится Исключения: пригарь, утварь, изгарь, выгарки Исключения: пригарь, утварь, изгарь, выгарки Примеры: загореть, загар Примеры: загореть, загар


ПЛАВ-/ПЛОВ-/ПЛЫВ- -ПЛАВ-/ПЛОВ-/ПЛЫВ- Во всех словах пишется корень ПЛАВ-, например: плавники, жук- плавунец, плавучий. плавунец, плавучий. НО! Есть исключения: пловец, пловчиха, плывуны и производные от них. НО! Есть исключения: пловец, пловчиха, плывуны и производные от них.


3. Написание корней в зависимости от значения А) -МАК- -МОК- А) -МАК- -МОК- Погружать Пропускать Погружать Пропускать в жидкость жидкость в жидкость жидкость Примеры: вымокнуть (пропускать жидкость), обмакнуть (погружать в жидкость) Примеры: вымокнуть (пропускать жидкость), обмакнуть (погружать в жидкость)
Проверь себя: Бл стать Бл стать Соч тание Соч тание Нач знать Нач знать К сниться К сниться Предл жить Предл жить См знать См знать Заг рать Заг рать Покл сниться Покл сниться Р сток Р сток Отр сль Отр сль Ср щение Ср щение Вскчить Вскчить Обмкнуть Обмкнуть Вымкнуть Вымкнуть Р внина Р внина Р вестник Р вестник Пл вес Пл Веспрем котельная Пром котельная Р неравномерный Р неравномерный Блистать Сочетание Начизнать Косниться Предложить Смизнать Загорать Поклосниться Росток Отрасль Сращение Вскочить Обмакнуть Вымокнуть Равнина Ровестник Пло Веспремокотельная Ранеравномерный

з_ри. Однако наши предпол_жения не вполне осуществились: замешкавшись, мы выехали, когда солнце подн_лось уже высоко. Дорога шла р_внинной местностью, не поднмаясь, не опускаясь. Всюду, куда хватал глаз, расст_лалась необозримая степь. Кроме густой и высокой травы и мелкой пор_сли у дороги, не видно было никакой другой р_стительности. В полдень мы распол_жились на отдых у небольшого селения на берегу маленького озера. Ребятишки самого различного возр_ста, заг_релые, бронзовые, купались в нём, плавали наперегонки, соревновались, как настоящие пл_вцы. Покормив лошадей, мы поехали дальше. Солнце пекло нестерпимо, к металлическим частям повозки нельзя было прик_снуться. Подл_жив под голову захваченный на всякий случай непром_каемый плащ, я задремал. Очнулся – по – прежнему прост_ралась перед глазами та же бесконечная степь, но солнце уже совсем скл_нилось к горизонту, почти к_салось его своим краем. Вот заг_релись на небе звёзды. Наконец вдали замелькали электрические огни. Через час мы въехали в город.

Cлайд 1

После повторения и изучения темы вы будете знать: правила правописания букв о-а в корнях лаг-лож, раст-рос-ращ, гор-гар, кос-кас, мок-мак равн-ровн, скак-скоч, зор-зар. В результате усвоения темы вы будете уметь: правильно писать слова с изученной орфограммой; графически обозначать орфограммы; разбирать слова по составу.

Cлайд 2

Рассмотрите таблицу, вспомните правописание известных вам чередующихся корней. От чего зависит правописание гласной в этих корнях? Сделайте вывод о чередовании других корней в этой таблице. Правописание гласных в корне в зависимости от последующей буквы. Корни слов Пишется а Пишется о -лаг-лож В корне –лаг- перед г: предлагать В корне –лож- перед ж: предложить -раст-рос-ращ В корнях слов перед согласными ст, щ: Растение, наращивать В корнях слов перед согласной с: Вырос, заросли -кос(н) -кас- В корне перед суффиксом а: касаться В корне, если нет суффикса а: коснуться -скак- скоч- Перед согласным к корня: скакать, проскакал Перед согласным ч корня: вскочить, выскочить Исключения: росток, отрасль; скачу, скачок; С о пишутся слова: Ростов, Ростислав, ростовщик

Cлайд 3

Вставьте пропущенные буквы, графически обозначьте орфограммы. Распол..гать свободным временем; имя прил..гательное; л..житься спать, возл..гать надежды; молодая пор…сль; зеленый р..сток; важная отр…сль промышленности; полезные р…стения, школьный возр..ст; густые зар..сли. Ск..кать на лошади; выск..чить из-за угла; решительный ск..чок вверх; вск..чить с места; заносчивый выск..чка. К…саться вопроса, легкое прик..сновение, к…сательная линия, к..снулись меня, прик…саться воды, к..сание мяча. Изучите приведенную выше таблицу. Руководствуясь правилами о правописании гласных в корнях с чередованием, запишите словосочетания. Графически обозначьте орфограммы Проверьте свою работу по ключу № 1 и оцените её.

Cлайд 4

РасполАгать свободным временем; имя прилАгательное; л.Ожиться спать, возлАгать надежды; молодая порОсль; зеленый рОсток; важная отрАсль промышленности; полезные рАстения, школьный возрАст; густые зарОсли. СкАкать на лошади; выскОчить из-за угла; решительный скАчок вверх; вскОчить с места; заносчивый выскОчка. КАсаться вопроса, легкое прик.Основение, кАсательная линия, кО.снулись меня, прикАсаться воды, к.Асание мяча.

Cлайд 5

Спишите. Вставьте пропущенные буквы.. К…саться, к…снуться, неук…снительно, прик..сновение, прик…саться, прик..сание, неприк…сновен- ность, прик…снуться, соприк…саться, соприк..сновение. Прочитайте слово, найдите корень. Выясните, есть ли суффикс –а. Руководствуясь правилом, запишите слово. Проверьте свою работу по ключу и оцените её.

Cлайд 6

КАсаться, кОснуться, неукОснительно, прик.Основение, прикАсаться, прик.Асание, неприкОсновенность, прикОснуться, соприкАсаться, соприк.Основение.

Cлайд 7

Спишите. Вставьте пропущенные буквы. Определите. Какими частями речи являются данные слова. Все ли слова являются общеупотребительными? Составьте с ними предложения. К…саться, к..сание, к…сательная, к..сательно. Проверьте свою работу по ключу

Cлайд 8

КАсаться (глагол), к.Асание (существительное), кАсательная (существительное, профессиональное), кАсательно (наречие). Я не хотела касаться темы воспитания при разговоре с мамой. Мария чувствовал касание теплых рук брата на своих плечах. На уроке математики надо было несколько раз провести касательную линию. Наша встреча проходила касательно будущих экзаменов.

Cлайд 9

Спишите сначала слова с пропущенной буквой а, затем с пропущенной буквой о. Обозначьте условия выбора данной орфограммы Дог..рать,дог..реть, заг..рать, заг..реться, наг..р, наг..рать, обг..рать, уг..рать, ог..рок, перег..рать, пог..реть, заг..р, подг…релый, приг..рать, уг..р, сг..рать, сг..реть, уг..реть, разг…рается. Прочитайте слово, найдите корень. Выясните, падает ли ударение на корень. Руководствуясь правилом, запишите слово.

Cлайд 10

ДогОрать, догОреть, загОрать, заг.Ореться, наг.Ар, нагОрать, обгОрать, угОрать, огАрок, перегОрать, погОреть, загАр, подгОрелый, пригОрать, угАр, сгОрать, сгОреть, угОреть, разгОрается.

Cлайд 11

Проведите наблюдение за имеющимися данными в таблице. Объясните, почему в корнях пишется а или о. Постарайтесь восстановить таблицу. (Если самим не удается, воспользуйтесь справочной литературой).

Cлайд 12

Запишите слова гора, загорать, горе и выделите с в них корень. - Однокоренные ли эти слова? Почему? - Как называются такие слова? - Распределите по трем колонкам слова загораться, угоревший загар, горец, загорелый, горы -гор- - гор- -гар- - Как вы думаете, почему в колонках дважды написан корень –гор-?

Cлайд 13

Спишите. Вставьте пропущенные буквы. Найдите “четвертое лишнее” 1. Возг…рание, возг..раться, возг…реться, г..рчить. 2. Г..ра, выг..рки, выг…рание, выг…реть. 3. Г…рючее, г..родок, загар, г..релый. 4. Угар, разгар, г..рчица, загар. Прочитайте внимательно каждое слово, выделите корень. Определите, являются ли эти слова однокоренными. Найдите “четвертое лишнее”, исправьте ошибки.

Cлайд 14

Вставьте пропущенные буквы, графически обозначьте орфограммы. заг..рать покл..н выг..рать раскл..няться сг..реть оз..рять перег..реть з..рница наг..р от з..ри заг..р до з..ри г..рь з..ри (мн.ч) уг..реть з..рька накл..няться з..рево скл..няться з..ря прекл..няться з..рницы накл..он з..ренька

Cлайд 15

загОрать поклОн выгОрать раскланяться сгОреть оЗарять перегОреть зАрница нагАр от зАри загАр до зАри гАрь зОри (мн.ч) угОреть зорька наклОняться зАрево склОняться зАря преклОняться зАрницы наклОн зоренька

Cлайд 16

Списать. Выделить корни с чередованием гласных. Обозначьте условия выбора орфограмм. Обозначьте слова-исключения. Расположился на отдых, собираются друзья, разгорелся спор, прилагаются документы, вечерняя заря, прикоснуться к земле, уравняться в правах, слабый росток, несгораемый шкаф, изложить требования, сращение костей, выскачу из дома, Ростислав живет в Ростове, равнина впереди, промочить ноги, вытереть посуду, упираться ногами, меня это не касается.

Слайд 1

Слайд 2

Слайд 3

Слайд 4

Слайд 5

Слайд 6

Слайд 7

Слайд 8

Слайд 9

Слайд 10

Слайд 11

Слайд 12

Слайд 13

Слайд 14

Слайд 15

Слайд 16

Слайд 17

Слайд 18

Слайд 19

Слайд 20

Слайд 21

Презентацию на тему "Чередование гласных в корнях слов" можно скачать абсолютно бесплатно на нашем сайте. Предмет проекта: Русский язык. Красочные слайды и иллюстрации помогут вам заинтересовать своих одноклассников или аудиторию. Для просмотра содержимого воспользуйтесь плеером, или если вы хотите скачать доклад - нажмите на соответствующий текст под плеером. Презентация содержит 21 слайд(ов).

Слайды презентации

Слайд 1

Чередование гласных в корнях слов.

(Повторение и обобщение изученного. Подготовка к ЕГЭ.)

Учитель русского языка и литературы МОУ «Средняя школа №14» г. Кимры Тверской области Журавлёва Ирина Ивановна. 2011 г.

https://cloud.prezentacii.org/14/07/1783/images/thumbs/screen3.jpg" alt="1) Бер – бир, пер – пир; дер – дир, тер – тир; мер – мир; жег – жиг, чет – чит; блест – блист, стел – стил. Если после корня есть суффикс «а», то в корне пиши «и», если нет суффикса «а», то пиши «е»: соберу – собираю. Искл.: сочетать – сочетание (чета). Запомнить: обжиг (от обжигать), выжига. Им – и" title="1) Бер – бир, пер – пир; дер – дир, тер – тир; мер – мир; жег – жиг, чет – чит; блест – блист, стел – стил. Если после корня есть суффикс «а», то в корне пиши «и», если нет суффикса «а», то пиши «е»: соберу – собираю. Искл.: сочетать – сочетание (чета). Запомнить: обжиг (от обжигать), выжига. Им – и">

Слайд 3

1) Бер – бир, пер – пир; дер – дир, тер – тир; мер – мир; жег – жиг, чет – чит; блест – блист, стел – стил. Если после корня есть суффикс «а», то в корне пиши «и», если нет суффикса «а», то пиши «е»: соберу – собираю. Искл.: сочетать – сочетание (чета). Запомнить: обжиг (от обжигать), выжига. Им – ин - а, я: снимать – снять. ____________________________

2) Кос – кас. Если после корня есть суффикс «а», то в корне пиши «а»: касаться – коснуться.

Выбор гласной зависит от суффикса «а».

Слайд 4

Уб…раю комнату – уб…ру комнату, отп…рать замок- отп…реть замок, зам…реть от восторга – зам…рать от восторга, раст…реть сахар в ступке – раст…рать сахар в ступке, уд…рает без оглядки – уд…рёт без оглядки, разж…гать костёр – разж…чь костёр, выч…тать одно число из другого – выч…сть одно число из другого, редкое соч…тание – соч…тать краски, рассч…тать – расч…т, расст…лать скатерть – расст…лить скатерть, бл…стеть на небе – бл…стать на небе, пожать руки – пож…мать руки, прокл…нать кого – нибудь – проклясть кого – нибудь, занять позицию – зан…мать позицию… Прик…саться – прик…снуться, соприк…сновение – соприк…саться, к…сательная, к…сание.

Бер – бир, пер – пир; дер – дир, тер – тир; мер – мир; жег – жиг, чет – чит; блест – блист, стел – стил.

Кос – кас.

Слайд 5

3) Твар – твор, клан – клон, гар – гор, пазд – позд. Без ударения пиши «о»: кланяться – поклониться. Искл.: утварь, выгарки, изгарь, пригарь… ___________________________ 4) Зар – зор. Без ударения пиши «а»: зарница- зорька. Искл.: зоревать.

Выбор гласной зависит от ударения.

Слайд 6

Скл…ниться над ручьём, скл…няться над водой, накл…нить голову, накл…няться над чертежом, прекл…няться перед кем – нибудь, откл…нение в сторону, кл…няться, прекл…нить колена, покл…н; Затв…рять дверь, чудесное тв…рение, раств…рить окно, кухонная утв…рь, тв…рчество, затв…рять ворота, нераств…римые вещества, раств…ритель металлов; Оп…здать на работу, прип…здниться на работе, часто оп…здывать на работу, п…здний вечер, оп…здавший ученик; Хорошо заг…реть, заг…рать на берегу моря, медленно сг…рать, сг…реть дотла, двигатель внутреннего сг…рания, заг…релый юноша, дог…равший костёр, красивый заг…р, выг…рки; Оз…рять пламенем, оз…рить солнцем, оз…рённый луной, яркие з…рницы, утренняя з…ря, з…ревать на лугу, з…рянка.

Твар – твор, клан – клон, гар – гор, пазд – позд.

Зар – зор.

Слайд 7

5) Скак – скоч. Перед «к» пиши «а», перед «ч» - «о»: скакать – вскочить. Искл.: скачок, скачи, скачу. Запомнить: заскочи на часок (от « заскочить») – заскачи по комнате от « заскакать»); перескочу через яму (от «перескочить») – перескачу (обгоню) (от «перескакать»). _________________________________ 6) Раст – ращ – рос. Перед «ст», «щ» пиши «а»: растение, выращенный, водоросли. Искл.: росток, Ростов, Ростислав, ростовщик, отрасль, прорость и все производные от этих слов (росток – ростковый – выростковый). Запомнить: на вырост. _________________________________ 7) Лаг – лож. Перед «г» пиши «а», перед «ж» - «о»: предлагать – предложить. Искл.: полог.

Выбор гласной зависит от последую-щей согласной.

Слайд 8

1) Он вск…чил и с волнением начал рассказывать о случившемся. 2) Ск…куны мчались по прерии, и их гривы развевались на ветру. 3) Медведь быстро и ловко, ск…чками, помчался за ним. 4) Первую рытвину проск…чили благополучно, вторую тоже… 5) Ск…кать на лошади он умел с детства. 6) Вск…чив в вагон, он замахал нам рукой. 7) Заносчивый выск…чка, он на всех смотрел свысока. 8) Подск…чив от неожиданности, она села и с недоверием стала смотреть на меня. 9) Ск…чи во весь опор. 10) Надо выск…чить за ворота и, добежав до колокола, бить в набат.

Скак – скоч.

Слайд 9

1. Выр...сший щенок уже не грызёт обувь. 2. В школьном возр...сте я серьёзно занимался плаванием. 3. Чужие дети р...стут быстро и незаметно. 4. Машиностроение - важная отр...сль промышленности. 5. Из-под земли появился тонкий р...сток. 6. Мать-и-мачеха - это лечебное р...стение. 7. Чтобы выр...стить дерево, нужны годы. 8. Саженцы подр...сли. 9. Близнецы подр...стали и всё меньше становились похожи друг на друга. 10. Р...стовщик - человек, дающий деньги в долг под проценты.

Раст -, ращ -, рос-.

Слайд 10

1) Наши дела сл…жились блестяще. 2) Эта книга дана в качестве прил…жения. 3) За нарушение правил уличного движения нал…гается штраф. 4) Посмотрим, что нынче творится под пол…гом вражеской тьмы! 5) Надо изл…гать свои мысли ясно и кратко. 6) Имя прил…гательное обозначает признак предмета. 7) На ученика возл…жили обязанности старосты кружка. 8) Пол…гаю, что он прав. 9) От перемены мест сл…гаемых сумма не меняется. 10) Прил…жение – это особый вид определения.

Лаг – лож.

Слайд 11

8) Мак – мок. Мак – погружать в жидкость (обмакнуть кисть в краску). Мок – пропускать (или не пропускать) жидкость, терять качества (промокать под дождем). __________________________ 9) Равн – ровн. Равн – одинаковый, равный (сравнять счет). Ровн – гладкий, ровный (заровнять канаву, подровнять волосы). Искл.: равнина, ровесник, поровну, уровень.

Выбор гласной зависит от смысла.

Слайд 12

Обувь пром…кает, обм…кнуть блин в сгущёнку, хорошая пром…кашка, непром…каемое пальто, вы` м…кать всю жидкость, разм…ка`ть в луже, пром…кну`ть написанное. Держать р…внение в рядах, р…вномерное движение, разр…внять грядки, ср…внить два числа, неср…внимые величины, подр…внять кусты сирени, увеличить ур…вень производства, р…вняться на передовиков, решить ур…внение, удачное ср…внение, зар…внять канаву, великолепная р…внина, разделить пор…вну.

Мак – мок. Равн – ровн.

Слайд 13

Слайд 14

Пл…вцы, попл…вок, распл…влять, пл…вка, пл…вучесть, пл…вчиха, пл…вуны, пл…вучий, спл…вной, жук – пл…вунец.

Плав – плов. ы

Слайд 15

Слайд 16

Мы с товарищем соб_рались в далёкую поездку и предпол_гали выехать до з_ри. Однако наши предпол_жения не вполне осуществились: замешкавшись, мы выехали, когда солнце подн_лось уже высоко. Дорога шла р_внинной местностью, не поднмаясь, не опускаясь. Всюду, куда хватал глаз, расст_лалась необозримая степь. Кроме густой и высокой травы и мелкой пор_сли у дороги, не видно было никакой другой р_стительности. В полдень мы распол_жились на отдых у небольшого селения на берегу маленького озера. Ребятишки самого различного возр_ста, заг_релые, бронзовые, купались в нём, плавали наперегонки, соревновались, как настоящие пл_вцы. Покормив лошадей, мы поехали дальше. Солнце пекло нестерпимо, к металлическим частям повозки нельзя было прик_снуться. Подл_жив под голову захваченный на всякий случай непром_каемый плащ, я задремал. Очнулся – по – прежнему прост_ралась перед глазами та же бесконечная степь, но солнце уже совсем скл_нилось к горизонту, почти к_салось его своим краем. Вот заг_релись на небе звёзды. Наконец вдали замелькали электрические огни. Через час мы въехали в город.

Лев Владимирович Щерба

  • Всю жизнь он уделял время разработке вопросов обучения родному и иностранным языкам, организации русской школы.Его помощь строительству школы и повышению качества работы гуманитарных вузов была очевидна и высоко оценена. Он редактировал, шлифовал, дополнял стабильные учебники русского языка и иностранных языков, много работал над школьными планами и программами.
  • Реформа русской орфографии, а затем не прекращавшаяся до последнего года его жизни работа над дальнейшей рационализацией и упорядочением реформированной орфографии проходили при постоянном участии и все возраставшем влиянии идей и предложений Л. В. Щербы.
  • «Гло́кая ку́здра ште́ко будлану́ла бо́кра и курдя́чит бокрёнка»
Морфология и орфография
  • - Что изучает морфология, орфография?
  • - Что такое орфография?
Задание 1. Найдите среди слов два лишних и аргументируйте свой ответ.
  • Гореть, загорается, загар, пригорок, нагар, горящий, горевать.
  • Тема урока: «Чередование гласных в корнях слов»
Задание 2
  • ТвОрение, блИстательный,
  • зарОсли, обмАкнуть, стЕлить, клОниться, рАстение.
  • - Что объединяет эти слова? В чем различие?
  • - На какие группы, в соответствии с какими принципами мы можем разделить эти слова.
Вставьте пропущенные буквы в слова с чередующимися гласными, объясните свой выбор. Распределите их в графы таблицы.
  • Пл..вец Р..стислав.
  • Недалеко от города Р..стова на озере, заросшем камышом, под пол..гом плакучих ив жил бобр по имени Р..стислав. У него было безопасное непром..каемое жилище со всей необходимой для бобра утв..рью. Вход в жилище распол..гался ниже ур..вня реки, в месте, где не было почв-пл..вунов. Время от времени Р..стислав подб..рал пл..вучие бревна и обд..рал ветки р..стущих поблизости деревьев, чтобы отремонтировать свою хатку.
  • С юного возр..ста Р..стислав, имея хорошую память, покл..нялся наукам и художественному творчеству и поч..тал любое прик..сновение к знаниям. Он любил решать занимательные ур..внения и,вдумчиво сл..гая слова в словосоч..тания, изл..гать события из своей жизни.
  • Однажды на рассвете Р..стислав решил пост..рать и направился по зар..ставшей травой тропинке к зар..слям камыша. Разг..ралась з..ря. Расст..лавшийся ночью туман медленно раств..рялся в воздухе. Пор..внявшись с озером, в зар..слях прибрежной травы Р..стислав заметил удочки с попл..вками, зам..ршими среди водор..слей и р..стков кувшинок. Внезапно он почувствовал запах гари и увидел на р..внине заг..релых туристов, которые разж..гали костер, чтобы высушить обувь, которую нам..чила роса.
Игра «Проверяй, запоминай, чередуй»
  • Игра разработана по аналогии с игрой «Крестики-нолики»
  • Поле игры - лист бумаги форматом А-4: на одной стороне в клетках размещены слова с пропущенными буквами на разные виды орфограмм гласной в корне слова (проверяемая, непроверяемая, чередующаяся), на другой (в зеркальном отражении) клетки с буквами.
  • Задание:
  • Вставьте пропущенные буквы в каждое слово, пометив каждое слово буквами «П», «З» или «Ч».
  • Если все буквы вставлены правильно, то вы найдете три строчки (по горизонтали или вертикали) с гласной «О» в каждом слове: в одной строчке будут все проверяемые «О»; в другой – непроверяемые, еще в одной – чередующиеся.
  • Зачеркните эти строчки и в зеркальном отражении с другой стороны вы прочитаете три слова. Составив из них предложение, вы узнаете мудрую сентенцию.
  • Победителя станет тот, кто первым прочитает фразу.
Словарная работа
  • СЕНТЕНЦИЯ (лат. sententia - мысль, изречение, приговор),1) изречение нравоучительного характера.2) Приговор военного суда в России в 1720-1917.3) Устаревшее название судебного решения, приговора.
  • АБ…НЕМЕНТ (франц. abonnement)- право пользования чем-либо на определенный срок (местом в театре, катком, телефоном и т. д.), а также документ, предоставляющий это право. Абонемент библиотечный - предоставление читателям права использования произведений печати вне библиотеки в течение определенного срока.
  • ДЕМАГОГ (от греч. dеmagogуs, букв. - вождь народа), первоначально обозначение в Др. Греции руководителей политических группировок, ведших за собой народ; постепенно термин получил отрицательный смысл.
  • Демагогия - высокопарные рассуждения, прикрывающие какие-либо корыстные цели.
Словарная работа
  • ОБОНЯНИЕ 1) Способность к ощущению и распознаванию запахов как одно из пяти внешних чувств.
  • ВИРТУОЗ (итал. virtuoso, от лат. virtus - доблесть, талант), исполнитель (чаще музыкант), мастерски владеющий техникой искусства. Человек, достигший в работе высшей степени мастерства.
  • КАНОНАДА (франц. canonnade, от canon - пушка), частая и мощная стрельба из многих артиллерийских орудий.
Вопрос:
  • Какая цель была поставлена в начале урока, достигнута ли она?
  • Что из сегодняшнего урока вам особенно запомнилось?
  • Над чем необходимо работать, чтобы усвоить данную орфограмму?
  • На сколько баллов вы оценили бы работу класса сегодня на уроке? Почему? Кому из одноклассников вы поставили бы высокий балл?
Домашнее задание
  • 1) Выучите все корни с чередующейся гласной.
  • 2) Составьте небольшой текст (5-6 предложений), в котором было бы использовано 8-10 слов на данную орфограмму.