Презентация на тему "Александр Блок. Жизнь и творчество"

Презентация «Блок» – это отличный материал для проведения школьных занятий. Доклад структурирован в зависимости от ключевых моментов жизни и творчества поэта, богат изображениями и знаменитыми стихотворениями. Лирика Блока – это достояние страны, которым гордится каждый населяющий ее житель, а, чтобы привлечь внимание школьников, необходимо построить урок в соответствии с современными технологиями.

Александр Александрович Блок гордился Россией, восхвалял ее независимо от того, что творилось кругом. Презентация о биографии Блока предлагает визуально сопровождать урок о великом поэте двадцатого века. Его слог до сих пор чарует своей мелодичностью и проникновенностью. Чтобы полностью захватить внимание учеников, особенно воспринимающих зрительно новую информацию, в процессе обучения рекомендуется прибегать к презентациям. Жизнь и творчество Блока представлены в удобном виде, с акцентами на биографии и поэзии. Это поможет разнообразить уроки по литературе и всецело охватить программу обучения.

Вы можете просмотреть слайды на сайте сайт или скачать презентацию на тему «Блок» в формате PowerPoint по ссылке ниже.

Биография Блока
Детство и семья
Родители писателя
Развод родителей

Детский дебют
Школа
Первая любовь
Блок в театре

Встреча с дочерью Менделеева
Возвращение в Петербург
Учёба
Предложение руки и сердца

Литературный дебют
Начало века
Фото
Призыв в армию

Служба
Смерть
Похороны

Петров Николай

Сведения о биографии А.Блока

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Александр Блок Биография и творчество

Детство и юность Родился 16 (28) ноября 1880 года. По происхождению, семейным и родственным связям, дружеским отношениям поэт, принадлежал к кругу старой русской интеллигенции, из поколения в поколения служившей науке и литературе.

Детство и юность В 1889 году мать Блока вторично вышла замуж за гвардейского офицера. Девятилетний Блок поселился с матерью и отчимом в Гpенадаpских казармах, расположенных на окраине Петербурга Первые стихи Блок написал в пять лет. С детства Александр Блок каждое лето проводил в подмосковном имении деда Шахматово. В 8 км находилось имение друга Бекетова, великого русского химика Дмитрия Менделеева Боблово.

«Стихи о прекрасной Даме» В 1903 году Блок женился на Любови Менделеевой, дочери Д. И. Менделеева, героине его первой книги стихов «Стихи о Прекрасной Даме».

«Дела амурные…» … Они были, как принц и принцесса, но, увы, Александр Блок не был постоянен в своих амурных делах и периодически влюблялся в светских львиц: одно время это была актриса Наталья Николаевна Волохова, потом - оперная певица Андреева-Дельмас. Любовь Дмитреевна хотела подать на развод, но Александр Блок был против. Впрочем, после первой мировой войны он успокоился и прожил последние годы с Любовью Дмитриевной верным мужем. Наталья Волохова Андреева-Дельмас

Революция 1917 г. Февральскую и Октябрьскую революции Блок встретил со смешанными чувствами. Он отказался от эмиграции, считая, что должен быть с Россией в трудное время. В начале мая 1917 года был принят на работу в «Чрезвычайную следственную комиссию для расследования противозаконных по должности действий бывших министров, главноуправляющих и прочих высших должностных лиц как гражданских, так и военных и морских ведомств» в должности редактора.

Последние годы: При советской власти писателей не поддерживало правительство, оказавшись в тяжёлом материальном положении, Александр Блок серьёзно заболел и 7 августа 1921 года умер в своей последней петроградской квартире от воспаления сердечных клапанов. Поэт был похоронен на Смоленском кладбище, его отпевали в церкви Воскресения Христова. Прах Блока был перезахоронен на Волковом кладбище. Музей-квартира А. А. Блока располагается на улице Декабристов, 57.

Творчество « Ante lucem» – преддверие будущего нелегкого пути. Общая романтическая настроенность цикла предопределила и антиномическое отношение молодого Блока к жизни. С одной стороны – мотивы мрачной разочарованности, кажущиеся такими неестественными для девятнадцатилетнего юноши. С другой – тяга к жизни, приятие ее и осознание высокой миссии поэта, его грядущего торжества.

Т ворчество Стихи о Прекрасной Даме» – центральный цикл первого тома. Это и есть то «мгновение слишком яркого света», о котором Блок писал А. Белому. Многопланов облик героини. С одной стороны, это вполне реальная, «земная» женщина. Герой видит ее «каждый день издалека». С другой стороны, передним небесный, мистический образ «Девы», «Зари» и т.д. То же можно сказать и о герое цикла. Для усиления мистического впечатления Блок щедро использует эпитеты, такие, например, как «призрачные», «неведомые тени» или «неведомые звуки» и т.п. Таким образом история земной, вполне реальной любви преображается в романтико-символический мистико-философский миф. «Распутья» – цикл, завершающий первый том, которому характерна драматическая напряженность. Тема Прекрасной Дамы продолжает звучать и в этом цикле, но здесь возникает и нечто новое: качественно иная связь с «повседневностью», внимание к людскому герою, социальная проблематика. «Распутья» намечают возможность грядущих перемен в творчестве поэта, которые отчетливо проявят себя уже во втором томе.

Т ворчество «Пузыри земли» – своеобразный пролог ко второму тому. Поэт неожиданно и полемически обращается к изображению «низменной» природы, признает закономерность существования этого стихийного мира и право его обитателей чтить «своего полевого Христа». «Разные стихотворения» и «Город» – в этих двух циклах расширяется охват явлений действительности. Поэт погружается в тревожный, остроконфликтный мир повседневной жизни, ощущая себя сопричастным всему происходящему. Это и события революции, которую он воспринимал, подобно другим символистам, как проявление народной разрушительной стихии, как борьбу людей новой формации с ненавистным ему царством социального бесправия, насилия и пошлости. Характерно, что лирический герой при всей солидарности с теми, кто выступает на защиту угнетенный, не считает себя достойным оказаться в их рядах. В этих циклах начинает звучать одна из главных проблем для Блока - народ и интеллигенция.

Т ворчество «Снежная маска» и «Фаина» – эти циклы отражают внезапно вспыхнувшее чувство Блока к актрисе Н. Н. Волоховой. Стихии природы и повседневной жизни теперь сменяются стихией хмельной, испепеляющей страсти. Отдаваясь своему чувству, герой «Снежной маски», «настигнутый метелью», погружается в «вихри снежные», в «снежный мрак очей», упивается этими «снежными хмелями» и во имя любви готов сгореть «на снежном костре». « Жизнь моего приятеля» - в основе этого цикла прием «двойничества». Это история человека, который «в сумасшествии тихом» бессмысленных и безрадостных буден растратил сокровища своей души. Трагическое мироощущение, «угрюмство», свойственные большинству стихотворений цикла, находят свое крайнее выражение в тех из них, где законы «страшного мира» приобретают космические масштабы.

Т ворчество «Возмездие» и «Ямбы». Слово «возмездие» понимают обычно как наказание за некое преступление. Причем наказание, исходящее со стороны, от кого-то. Возмездие, по Блоку, это прежде всего осуждение человеком самого себя, суд собственной совести. Главная вина героя – измена данным когда-то священным обетам, высокой любви, измена человеческому предназначению. А следствие этому – расплата: душевная опустошенность, усталость от жизни, покорное ожидание смерти.

Т ворчество Кармен» – в этом цикле нашли отражение «цыганская стихия», любовь, музыка, искусство, «печаль и радость». С одной стороны, он живо напоминает «Снежную маску» и «Фаину» сходными обстоятельствами создания (цикл посвящен оперной певице Л. А. Дельмас) и сквозной темой всепоглощающей стихийной любви.

Т ворчество «Родина». Уходя из замкнутого круга «соловьиного сада», поэт вступает в широкий и суровый мир, заключающий в себе ту подлинную и высокую правду, к постижению которой он стремился на протяжении всего своего творческого пути. Так возник цикл «Родина», едва ли не вершинный цикл не только третьего тома, но и всей поэзии Блока. Тема родины, России – сквозная блоковская тема. На одном из последних его выступлений, где поэт читал самые разные свои стихотворения, его попросили прочесть стихи о России. «Это все – о России», - ответил Блок и не покривил душой, ибо тема России была для него поистине всеобъемлюща.

Т ворчество Поэма «Двенадцать» формально не входит в блоковскую «трилогию», но, связанная с ней многими нитями, она стала новой и высшей ступенью его творческого пути. «…Поэма написана в ту исключительную и всегда короткую пору, когда проносящийся революционный циклон производит бурю во всех морях – природы, жизни и искусства». Вот эта «буря во всех морях» и нашла свое сгущенной выражение в поэме. Все ее действие развертывается на фоне разгулявшихся природных стихий. Но основа содержания этого произведения – «буря» в море жизни. Строя сюжет поэмы, Блок широко использует прием контраста.

Александр Александрович Блок Работа ученика 11 класса «а» МБОУ УСОШ №4 Петрова Николая

Cлайд 1

Cлайд 2

О, нищая моя страна, Что ты для сердца значишь? О, бедная моя жена, О чем ты горько плачешь?

Cлайд 3

Александр Александрович Блок родился в Петербурге, в просвещенной дворянской семье. Отец был профессором права Варшавского университета, мать - переводчицей. Еще в детстве поэта мать развелась с мужем и вернулась в дом своего отца - ученого - ботаника А.Н.Бекетова, ректора Петербургского университета. А.А. Бекетова, мать А.А. Блока. Фотография. 1880 год. А.Н. Бекетов, дед А.А. Блока. Фотография. 1894 год. А.Л.Блок и А.А.Бекетова на скамейке в шахматовском саду. Июль 1878 г.

Cлайд 4

Безмятежны были детство и юность Блока. Он был окружен обожанием не только матери, но и всей семьи Бекетовых. Лето он проводил в подмосковном имении деда Шахматове, поэтическом уголке русской природы, к которому на всю жизнь сохранил нежнейшую привязанность. Природа этого маленького имения, прелесть его окрестностей, высокая любовь, зародившаяся и воспетая поэтом в этих благословенных для него местах, создавала счастливый мир надежд, предчувствия своего поэтического призвания. Шахматово А. Блок в роли Чацкого в любительском спектакле. Боблово. 1898 год. В 1901 году Блок знакомится с Вл. Соловьевым. Под его влиянием поэта все сильнее захватывала мысль о воплощении Идеала в земной действительности. Он уверовал в возможность соприкосновения идеального ("иного") и реального миров. Ожидание грандиозного преображения все теснее связывалось в его сознании с нисхождением на землю Вечной Женственности.

Cлайд 5

Блок жил верой в то, что есть уже на земле олицетворенный образ Вечной Женственности, о котором мечтал его учитель Вл. Соловьев. Подразумевая Л. Д. Менделееву, Блок писал: "Я встретил ее здесь, и ее земной образ, совершенно ничем не дисгармонирующий с неземным, вызвал во мне (...) бурю торжества...". Блок воспринимает свою любовь к ней как возвышенный "мистический роман", как важное действо вселенской мистерии обновления. На многих стихотворениях Блока 1901-1902 гг. лежит отсвет образа Прекрасной Дамы. Л.Д. Менделеева. Вхожу я в темные храмы, Совершаю бедный обряд. Там жду я Прекрасной Дамы В мерцаньи красных лампад. В тени у высокой колонны Дрожу от скрипа дверей. А в лицо мне глядит, озаренный, Только образ, лишь сон о Ней. О, я привык к этим ризам Величавой Вечной Жены! Высоко бегут по карнизам Улыбки, сказки и сны. О, Святая, как ласковы свечи, Как отрадны Твои черты! Мне не слышны ни вздохи, ни речи, Но я верю: Милая - Ты. 25 октября 1902

Cлайд 6

Следом за книгой "Стихи о Прекрасной Даме" поэт создал цикл "Распутья"; в нем уже звучала тоска по новым путям, способным вывести его поэзию из круга одиноких, хотя и возвышенных мечтаний в живой мир страстей, к суровой земной действительности. Говоря словами самого поэта, пламя революции 1905 года озарило его душу "кровавыми отсветами": перед ним раскрылся мир народной нужды и угнетения. Дотоле неведомые ему стороны жизни поэт назвал "страшным миром". Фабрика В соседнем доме окна жолты. По вечерам - по вечерам Скрипят задумчивые болты, Подходят люди к воротам. И глухо заперты ворота, А на стене - а на стене Недвижный кто-то, черный кто-то Людей считает в тишине. Я слышу всё с моей вершины: Он медным голосом зовет Согнуть измученные спины Внизу собравшийся народ. Они войдут и разбредутся, Навалят на спины кули. И в желтых окнах засмеются, Что этих нищих провели. 24 ноября 1903

Cлайд 7

На смену юношеской мечтательности пришли трагические раздумья о судьбе родины, безмерно любимой им России. В одном из писем Блок говорил, что все думы его - о России, что судьба родной страны является главенствующей в его творчестве. Поэтому и знаменательно, что цикл "Родина”« охватывает период между двумя революциями. А в замечательном, этапном для Блока стихотворении "Осенняя воля" (1905) клятвой верности прозвучало обращение к родной стране: "Над печалью нив твоих заплачу, твой простор навеки полюблю..." Россия Опять, как в годы золотые, Три стертых треплются шлеи, И вязнут спицы росписные В расхлябанные колеи... Россия, нищая Россия, Мне избы серые твои, Твои мне песни ветровые- Как слезы первые любви! Тебя жалеть я не умею, И крест свой бережно несу... Какому хочешь чародею Отдай разбойную красу! Пускай заманит и обманет,- Не пропадешь, не сгинешь ты, И лишь забота затуманит Твои прекрасные черты... Ну что ж? Одной заботой боле- Одной слезой река шумней, А ты все та же - лес, да поле, Да плат узорный до бровей... И невозможное возможно, Дорога долгая легка, Когда блеснет в дали дорожной Мгновенный взор из-под платка, Когда звенит тоской острожной Глухая песня ямщика!.. 1908 г.

Cлайд 8

Родина,"светлая жена",ее история помогают герою обрести свое "я",определить свой путь в цикле “На поле Куликовом”(1908г.): О, Русь моя! Жена моя! До боли Нам ясен долгий путь! Наш путь – стрелой татарской древней воли Пронзил нам грудь. Наш путь - степной, наш путь - в тоске безбрежной, В твоей тоске, о, Русь! Поэт обращается к родине с личной интонацией. Для него Русь – “лирическая величина” , немыслимая вне индивидуального существования поэта. Понятия “родины” и “жены” – слились.

Cлайд 9

Октябрьскую революцию поэт воспринял с воодушевлением. Блок пишет публицистическую статью "Интеллигенция и революция", в которой выступает с призывом принять революцию: "Всем телом, всем сердцем, всем сознанием - слушайте Революцию!" Ему казалось, что сам он улавливает в грохоте событий ее грозную, но величавую "музыку". Кульминацией этих блоковских настроений стала поэма "Двенадцать" (1918). Двенадцать красногвардейцев символизировали движущую силу революции. "Россия - буря,- писал Блок в статье "Интеллигенция и революция". - Демократия приходит, "опоясанная бурей"". "Буря" - это и то темное, безудержное, беспощадное, что несет с собой революция. Для Блока главное состояло в том, чтобы мир наконец "взорвался", чтобы люди пробудились от "спячки", чтобы в "пожаре", раздуваемом русской революцией, погибло все, что искажает, уродует жизнь. В финале поэмы возникает символический образ Спасителя, именем и ликом которого освящается разыгравшаяся "буря".

Cлайд 10

"Двенадцать" и стихотворение "Скифы" (1918) стали, по сути, заключительным аккордом поэтического творчества Блока. Он почувствовал, что революционный дух начинает угасать, что желанного преображения жизни и человека так и не произошло. Наступил тяжкий кризис веры, который Блок не смог преодолеть. Он, однако, работает в комиссии по изданию классиков русской литературы, становится (летом 1920 г.) председателем Петроградского отделения Всероссийского Союза поэтов. В 1920 г. у Блока появились первые явные признаки душевной депрессии. В апреле 1921 г. он ощутил приступы воспаления сердечных клапанов. В августе того же года он умер в Петрограде. Книга: Блок А.А. Двенадцать.Скифы. СПБ.1918г. С дарственной надписью А.Блока

Слайд 1

Слайд 2

И вот – я стал поэт. Влюбленность расцвела в кудрях И в ранней грусти глаз. И был я в розовых цепях У женщин много раз. А. Блок

Слайд 3

Александр Александрович Блок родился 16 ноября 1880 года в Петербурге. Его отец, Александр Львович, был профессором права в Варшавском университете, а мать, Александра Андреевна, писательницей и переводчицей.

Слайд 4

Детство Александр провёл в основном в доме деда, известного русского ботаника - Андрея Бекетова, на лето выезжая в скромное подмосковное имение матери Шахматово.

Слайд 5

Александр Блок окончил Введенскую гимназию, после чего поступил на юридический факультет петербургского университета, однако, проучившись там три года, решил перейти на историко-филологический факультет.

Слайд 6

В 1903 году Александр женился на дочери знаменитого русского учёного Дмитрия Ивановича Менделеева.

Слайд 7

Писать стихи Александр начал ещё в детстве, но серьезно заниматься поэзией стал лишь в начале XX века. Творческий дебют поэта состоялся в 1903 году в журнале «Новый путь». Спустя год он знакомится с Андреем Белым, ставшим одним из наиболее близких друзей поэта. Первая книга Блока - «Стихи о Прекрасной Даме» - появилась накануне революции 1905 года.

Слайд 8

Важную роль в жизни и творчестве Блока сыграли события революции 1905 года. В произведениях этого периода преобладают различные стихии (вьюга, метель). Меняются и главные герои произведений, но ими по-прежнему остаются женщины. В то время поэт был уже достаточно популярен, его стихи печатали в различных журналах - «Вопросы жизни», «Весы», «Золотое руно» - и газетах «Речь», «Слово», «Час».

Слайд 9

Блок пишет сценарии для театра, а также выступает в качестве критика. С 1907 года он становится главой критического отдела в журнале «Золотое Руно».

Слайд 10

Развиваются отношения поэта с другими литераторами этого времени. Он становится постоянным посетителем «Кружка молодых», в который входят деятели искусства нового времени.

Слайд 11

В то же время Блок знакомится с актрисой театра Волоховой. Именно ей были посвящены сборники «Снежная маска» и «Фаина». За ними следуют сборники «Нечаянная радость» и «Земля в снегу», а также пьесы «Незнакомка» и «Песня Судьбы». Этот период в творчестве Блока довольно плодотворный: он не только пишет множество произведений и публикует критические статьи, но и выступает с докладами в Санкт-Петербургском религиозно-философском обществе.

Слайд 12

Основной темой творчества Блока становится проблема взаимоотношений народа и интеллигенции, появляется всё больше произведений, посвященных родине, при этом он соединяет этот образ с образом любимой.
Однако публицистические статьи этого периода довольно холодно были восприняты критиками. Сам поэт тоже понял, что обращение к народу через прессу у него не получилось, и постепенно стал отходить всё дальше от публицистики, вернувшись к своей любимой поэзии.
Да, ночные пути, роковые, Развели нас и вновь свели, И опять мы к тебе, Россия, Добрели из чужой земли.

Слайд 13

В 1909 году поэт посещает Италию. Итогом этой поездки стал цикл «Итальянские стихи», где отчетливо звучит мотив смерти, беспробудного сна былой высокой культуры и заменой ее ненавистной поэту бездуховной буржуазной цивилизацией.
...виноградные пустыни, Дома и люди – все гроба. Лишь медь торжественной латыни Поет на плитах, как труба.

Слайд 14

Наследство отца, полученное после его смерти в 1909 году позволило Блоку не думать о заработке на собственных произведениях и сосредоточится на долгосрочных проектах. В это время поэт полностью самоустранился от публицистической деятельности и участия в общественной литературной жизни. В 1910 году он начинает работу над эпической поэмой «Возмездие». Через год выходит сборник «Ночные часы», а позже Блок создаёт пьесу «Роза и Крест».

Слайд 15

В 1916 году Блока призывают в армию, где он служит табельщиком в инженерно-строительной дружине под Пинском. После революции 1917 года Блок возвращается на родину и входит в состав комиссии, расследующей преступления царского правительства. Там он занимается редактированием стенографических отчётов. По итогам этого события Блоком была написана книга «Последние дни императорской власти».

Слайд 16

В постреволюционное время Блок вновь возвращается к публицистике. В газете «Знамя труда» появляется его цикл статей «Россия и интеллигенция». Вскоре появилась поэма «Двенадцать» и стихотворение «Скифы». Критика настороженно отнеслась к этим произведениям, как к несоответствующим необходимым представлениям о революции, однако отдавала должное его близости к народу.

Слайд 17

В 1918 начинается новый этап в прозаическом творчестве поэта. Он выступает с докладами на заседаниях Вольной философской ассоциации, а также пишет несколько фельетонов. С 1918 года он начинает сотрудничать с Театральным отделом, а позднее с Большим Драматическим театром. Также Блок становится членом редакционной коллегии издательства «Всемирная литература», а в 1920 году – председателем Петроградского отделения Союза поэтов.

Слайд 18

В отличие от С. А. Есенина, чаще всего использовавшего образы растений, Блок больше внимания уделял образам стихий, в особенности ветра. Часто в творчестве поэта встречаются такие явления как метель, вьюга, буран. Сам тон стихов Блока всегда стремительный, несущийся куда-то в даль. Часто встречаются описания заката, окрашенного огненными или кровавыми красками. Даже звёзды у него не стоят на месте.
Дальше, дальше… И ветер рванулся, Черноземным летя пустырем… …Путь степной – без конца, без исхода, Степь, да ветер, да ветер…

Слайд 19

Также быстро и стремительно пронеслась и сама жизнь поэта. Он, как и многие творческие люди, сначала испытав недолгий подъём после революции, разочаровался в ней, вернее - в её результатах. Жесткие рамки, в которое стали загонять творчество, естественно, не устраивали поэта.

Слайд 20

Вскоре разочарование и депрессия перешли в психическое расстройство, и болезнь сердца. 7 августа 1921 года поэта не стало.