Речь виды и формы речи презентация. Презентация по русскому языку "Виды речевой деятельности: говорение, слушание"

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

« Речевое развитие детей в условиях ДОУ»

Речь - великий дар природы, бла­годаря которому люди получают широкие возможности общения друг с другом. РЕЧЬ Объединяет, помогает понять, формирует взгляды и убеждения, оказывает человеку огромную услугу в познании мира.

Речевое общение охватывает: Процесс установления социальных контактов. Обмен эмоциями. Налаживание практического взаимодействия. Налаживание речевого взаимодействия. Участники учебного процесса педагоги дети родители

Основным содержанием работы на занятиях по развитию речи является обучение способам наилучшего использования языковых средств. Все лексические, грамматические и интонационные упражнения проводятся на материале фразеологизмов, загадок, пословиц, которые уточняют представления детей о разнообразии жанров, их образности и углубляют художественное восприятие литературных произведений. В результате у детей повышается уровень логического и наглядно-образного мышления. Таким образом, полноценное овладение родным языком, развитие языковых способностей рассматривается нами как стержень полноценного формирования личности ребенка-дошкольника, который предоставляет большие возможности для решения многих задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей. Задача дошкольного учреждения - воспитывать у детей такие качества устной речи, на которые может опираться обучение в первом классе.

Речь – это совокупность произносимых или воспринимаемых звуков Коммуникативная функция речи состоит в том, что с помощью речи передается информация от человека к человеку. Интеллектуальная функция речи заключается в том, что для человека она также служит средством мышления. Она проявляется во внутренней речи, а также во внешних формах речи: диалоге и монологе. Регулятивная функция речи выражается в том, что речь служит фактором управления собственной психикой и поведением человека, который ею пользуется, а также психикой и поведением других людей. Психодиагностическая функция речи заключается в том, что по речи человека можно судить о психологических особенностях данного человека, о его познавательных процессах, психических состояниях и свойствах. Этой функцией речи в общении с людьми мы пользуемся постоянно, внимательно прислушиваясь к тому, что они говорят, и пытаясь по высказываниям человека судить о нем самом как о личности. Языковая - любая речь принадлежит какой-либо языковой культуре (русский язык, украинский язык, татарский язык, немецкий язык и т.д.)

Нормы по развитию речи 2 года – запас слов до 200 – 300, ребенок начинает пользоваться прилагательными, местоимениями, предлогами; появляются предложения из трех слов; 2 года 6 мес. – многословные предложения; 2. 5 – 3 года – еще могут быть трудности с произношением свистящих, шипящих, сонорных звуков; 3 года – запас слов до 800 – 1000; употребляют грамматические формы: изменяют существительные по падежам, числам, глагол – по родам и временам, числам и лицам; 3 – 4 года – второй период вопросов «почему?» и «когда?». Могут сохраняться недостатки в произношении длинных и малознакомых слов, нечеткость произношения некоторых звуков; 4 года – развернутые предложения, используют все части речи. Группируют предметы по классам: одежда, посуда, животные и т.д. Запас слов до 2000. 4 – 5 лет – короткие рассказы. Почти все недостатки произношения исчезают. 5 лет – умеют составлять рассказ по картинке, правильно отвечают на вопросы по сюжету рассказа. Запас слов около 2500. 6 лет – используют сложные и распространенные предложения, отсутствуют недостатки произношения звуков и слов. Составляют рассказ из 40 – 50 предложений, с развитием сюжета.

Создание условий для полноценного развития речи детей предусматривает: создание развивающей предметно-пространственной среды; целенаправленная работа воспитателей и узких специалистов над речевым развитием детей во всех видах детской деятельности; повышение профессионального роста педагогов в вопросах речевого развития дошкольников; изучение состояния устной речи детей; участие родителей в речевом воспитании детей.

Работа по развитию речи На занятиях всех педагогов детского сада большое внимание уделяется развитию словаря. Проводится систематическая работа по формированию связной речи и отработке грамматических категорий. Постоянно идет работа над звуковой культурой речи: закрепляются поставленные и автоматизирован­ные звуки, проводится работа над интонационной выразительностью, темпом речи, логическими ударениями. Занятия по развитию речи проводятся с учетом комплексного подхода, направленного на решение в интервалах одного занятия разных, но взаимосвязанных задач, охватывающих различные стороны речевого развития - фонетическую, лексическую, грамматическую, и в итоге обеспечивающих развитие связной монологической речи.

основные направления работы над речью в ДОУ развитие и обогащение словаря развитие грамматического строя речи развитие монологической речи воспитание звуковой культуры речи ознакомление с художественной литературой формирование элементарного осознания явлений языка и речи развитие диалогической речи

Методы и приёмы развития речи приёмы словесные практические наглядные приёмы приёмы Показ картин, картинки Показ игрушки Показ движения Использование ТСО вопрос виды репродуктивные поисковый обобщающие прямые наводящие подсказывающие Речевой образец повторение объяснение указания с ловесные упражнения о ценка детской речи Носят игровой характер Дидактические игры Игровые упражнения Игры- занятия

На занятиях по развитию речи ребёнок учится соотносить свои речевые действия с образцом, показываемым воспитателем, и с его словами (что делать? и как делать?), учится выполнять учебные действия совместно с другими ребятами, учится беседовать, принимать участие в дидактической игре, он привыкает сосредотачивать внимание на определённом объекте, сдерживаться, говорить по очереди. На занятиях дети получают новые знания (вместе с новыми словами и грамматическими формами).

Работа по развитию речи включает в себя следующие разделы: Развитие речевого дыхания, формирование чувства ритма, развитие способности звукоподражания. Развитие артикуляционного аппарата. Развитие мелкой моторики. Формирование фонематического слуха. Развитие словарного запаса. Развитие связной речи. Развитие высших психических функций – память, внимание, зрительное и слуховое восприятие, мышление.

Организация работы с родителями является необходимым условием при создании единого речевого пространства в нашем ДОУ. Включение родителей в педагогический процесс является важнейшим условием полноценного речевого развития ребенка. Как известно, образовательно-воспитательное воздействие состоит из двух взаимосвязанных процессов – организации различных форм помощи родителям и содержательно-педагогической работы с ребенком. Такой подход к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения обеспечивает непрерывность педагогического воздействия. Обобщая вышесказанное, можно сделать вывод, что в нашем ДОУ созданы необходимые психолого-педагогические условия для полноценного речевого развития дошкольников.

Мероприятия Главная цель взаимодействия логопеда и семьи – это включение родителей в совместный коррекционный процесс и создание единого речевого пространства. Беседы с родителями о важности проблемы развития речи детей. Консультация «Игротека в кругу семьи» Папка - передвижка «О роли родителей в развитии речи детей». Анкетирование. Консультации логопеда: «Взаимодействие Взаимодействие педагога с родителями»; «Итоги логопедического обследования детей по речевому развитию»; «Организация логопедической работы с детьми, имеющих нарушения в речи»; «Артикуляционная гимнастика». Памятка для родителей «Упражнения для развития связной речи» Задачи: 1. сформировать у родителей желание помогать ребенку; 2. формирование мотивации к участию в образовательном процессе; 3. повышение уровня педагогической компетенции родителей; 4. информационная и дидактическая поддержка семьи.

Как организовать логопедические занятия дома « Лото» различной тематики (зоологическое, биологическое, «Посуда», «Мебель» и т.п.). Хорошо также приобрести муляжи фруктов, овощей, наборы небольших пластмассовых игрушечных животных, насекомых, транспортных средств, кукольную посуду и т.д. (или хотя бы картинки) Разрезные картинки из двух и более частей. Вашим хобби до окончательной компенсации недоразвития речи у ребенка должно стать коллекционирование различных картинок, которые могут пригодиться в процессе подготовки к занятиям (красочные упаковки от продуктов, журналы, плакаты, каталоги и пр.) Заведите дома большую коробку, куда вы будете складывать свою «коллекцию». Для развития мелкой моторики приобретите или сделайте сами игры: пластилин и другие материалы для лепки, конструктор, шнуровки, счетные палочки и т.д. Тетрадь или альбом для наклеивания картинок и планирования занятий. Основная трудность для родителей – нежелание ребенка заниматься. Чтобы преодолеть это, необходимо заинтересовать малыша. Важно помн ить, что основная деятельность детей – игровая.

Рекомендации учителя-логопеда Для достижения результата необходимо заниматься каждый день. Ежедневно проводятся: игры на развитие мелкой моторики, артикуляционная гимнастика (лучше 2 раза в день), игры на развитие слухового внимания или фонематического слуха, игры на формирование лексико-грамматических категорий. Количество игр – 2-3 в день, помимо игр на развитие мелкой моторики и артикуляционной гимнастики. Не переутомляйте малыша! Не перегружайте информацией! Это может стать причиной заикания. Начинайте занятия с 3-5 минут в день, постепенно увеличивая время. Некоторые занятия (например, на формирование лексико-грамматических категорий) можно проводить по дороге домой.

Благодаря установлению доверительно-партнерских отношений между всеми участниками коррекционного процесса, успешно преодолеваются не только собственно нарушения речи, внимания, памяти, мышления, моторики, поведения у ребенка, но и решаются многие внутриличностные конфликты и проблемы родителей, создается благоприятный психоэмоциональный климат в семьях детей с отклонениями в развитии, формируются детско-родительские отношения.


Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

Что такое виды речи? В психологии различают два основных вида речи: внешнюю и внутреннюю. Видовая характеристика связана со способом реализации мыслительной деятельности в речи: формирование и формулирование мысли про себя с помощью образного кода – внутренняя речь; внешняя реализация мысли с помощью речедвигательного кода – внешняя речь.

3 слайд

Описание слайда:

Речь внешняя и внутренняя Примерно 2/3 речевой деятельности человека приходится на речь внешнюю, обеспечивающую непосредственное общение людей. Однако особенность человеческого мышления заключается в способности продолжать обдумывать темы, затронутые в процессе непосредственного общения, после его завершения. Это и есть речь внутренняя. Мы способны режессировать в своём сознании будущие высказывания: представлять мысленно, как будет проходить спор с приятелем; готовить ответ на возможный вопрос; проговаривать про себя варианты решения задачи.

4 слайд

Описание слайда:

Речь внешняя и внутренняя Жинкин Н.И. О кодовых переходах во внутренней речи «Механизм человеческого мышления реализуется в двух противостоящих динамических звеньях – предметно-изобразительном коде (внутренняя речь) и речедвигательном коде (экспрессивная, внешняя речь). В первом звене мысль задаётся, во втором она передаётся и снова задаётся для первого звена». «Понимание – это перевод с натурально языка на внутренний. Обратный перевод – высказывание».

5 слайд

Описание слайда:

Роль внутренней речи в жизни человека Внутренняя речь представлена в следующих ситуациях: при решении задач в уме, при внимательном слушании собеседника (не только повторяем про себя слушаемую речь, но анализируем и даже оцениваем её), то же – при чтении про себя; при мысленном планировании своей деятельности, при целенаправленном запоминании и припоминании. Посредством внутренней речи осуществляется процесс познания: внутреннее осознанное построение обобщений, вербализация формирующихся понятий, строятся дефиниции, выполняются логические операции. На мысленном уровне осуществляется саморегуляция, самоконтроль, самооценка.

6 слайд

Описание слайда:

Особенности внутренней речи Внутренняя речь – перекидной мостик между видами речевой деятельности: услышал – подумал – сказал; прочитал – осмыслил – интерпретировал. Она формируется на основе внешней речи. Внутренняя речь чрезвычайно ситуативна и в этом близка к диалогической. Внутренняя речь предикативна, несвязна, отражает «сгустки смысла». В художественных текстах внутренняя речь представлена в описаниях мыслей героев (Ф.М.Д.)

7 слайд

Описание слайда:

Формы внешней речи Внешняя речь представлена в двух основных формах, характеризующих её по способу передачи мысли: устной и письменной.

8 слайд

Описание слайда:

Устная речь Подлинная устная речь создаётся в момент говорения. По определению В.Г.Костомарова, устная речь – это речь говоримая, что предполагает наличие словесной импровизации. В наше время устная речь, по словам В.Г.Костомарова, «не только перегнала письменную по возможностям фактического распространения, но и приобрела перед ней важное преимущество – моментальность, сиюминутность передачи информации. Устная речь рассчитана на смысловое восприятие создаваемой в момент говорения произносимой речи. Т.о., один процесс – речепорождение – тесно связан с другим процессом – слушанием, восприятием, пониманием порождаемой речи.

9 слайд

Описание слайда:

Порождение устного высказывания Н.И.Жинкин. Психологические основы развития речи Во-первых, за время устного (так сказать, на ходу) составления предложения надо удерживать уже сказанные слова и, во-вторых, упреждать слова, предстоящие произнесению. Удержание и упреждение слов обеспечивают их согласованность в синтаксической схеме выск-я. Отбор слов из долговременной памяти и конструирование предложений в оперативной памяти подчиняются замыслу высказывания. Надо, чтобы у говорящего был замысел и вкус к самому рассказыванию. Замысел формируется тоже в механизме удержания и упреждения, но относящегося не к одному предложению, а ко всему рассказу в целом. Это планирование композиции рассказа.

10 слайд

Описание слайда:

Особенности устной формы речи К особенностям неподготовленной устной речи относятся: оговорки, пропуски слов, что свидетельствует о корректировке высказывания в процессе его создания; различного рода перебивы, срывы начатой конструкции, замена её другой; наличие пауз, которые выполняют различные функции. Недостатки устной речи компенсируются внеязыковыми средствами: мимикой, жестами, интонацией.

11 слайд

Описание слайда:

Письменная речь Письмо – это действие перекодирования содержания мысли с мыслительного кода через посредство звуковой ступени (эта ступень может выступать либо в устном произнесении высказывания перед его записью, либо в виде внутреннего проговаривания в речевом коде) на графический, буквенный код. В понятие «письмо» входят: - подготовка и формирование высказывания на внутреннем уровне с упреждением его синтеза (как и в устной речи); - кодовые переходы; - техника записи – начертание нужных графических знаков по правилам каллиграфии, соблюдение требований графических правил и орфографической нормы. С точки зрения теории речи наиболее важны первая и вторая ступень, но в жизни о них пишущий думает меньше, чем о третьей – технике письма.

12 слайд

Описание слайда:

Особенности письменного высказывания Толчком к созданию письменного высказывания может послужить услышанное или прочитанное высказывание другого автора. Письменная речь является одним из способов опосредованного общения, общения на расстоянии, когда общающиеся не только не видят и не слышат друг друга, но могут быть и вовсе незнакомы. Однако пишущий всё-таки ориентируется на предполагаемого адресата: его возрастные особенности, социальный статус, жизненный опыт. Отличительным свойством письменной речи является подготовленность, возможность многократного и всестороннего обдумывания, редактирования.

Cлайд 1

Cлайд 2

Речь – это деятельность общения – выражения, воздействия, сообщения – посредством языка, речь – это язык в действии. Речь, и единая с языком, и отличная от него, является единством определенной деятельности – общения – и определенного содержания, которое обозначает и, обозначая, отражает бытие. Точнее, речь – это форма существования сознания (мыслей, чувств, переживаний) для другого, служащая средством общения с ним, и форма обобщенного отражения действительности, или форма существования мышления. Рубинштейн С.Л. Понятие речи Речь – это сложившаяся исторически в процессе практической деятельности людей форма общения опосредованная языком

Cлайд 3

Виды речи внешняя - эгоцентрическая - внутренняя устная диалог монолог письменная

Cлайд 4

Внешняя речь Внешняя речь обращена к другим людям. Посредством ее человек передает и воспринимает мысли. устная письменная Вербальное общение при помощи письменных текстов. Оно может быть и отсроченным (письмо), и непосредственным (обмен записками во время заседания). Речь письменная отличается от речи устной не только тем, что использует графику, но и в грамматическом (прежде всего синтаксическом) и стилистическом отношениях Речь, непосредственно обращенная к кому-либо. Она выражается в звуках и воспринимается другими людьми с помощью слуха. Устная речь - самая древняя по происхождению. Дети обучаются речи также сначала устной, позже - письменной. Устная речь проявляется в монологической и диалогической формах.

Cлайд 5

Устная речь диалог монолог Диалог - это речь, которая активно поддерживается собеседником и она «свернута», так как в ней многое подразумевается в силу знания и понимания ситуации партнером. Монологическая речь - это речь одного человека. Он говорит, а другие слушают. К этому виду речи относятся разнообразные выступления одного лица перед аудиторией: лекция, отчет, сообщение, речь депутата, монолог актера и т. п. Монолог - речь непрерывная и неподдерживаемая слушателями.

Cлайд 6

Внутренняя речь Внутренняя речь возникает из внешней речи, формируется на ее основе. Как и внешняя речь, она рефлекторна по способу происхождения. Различие состоит в том, что эфферентная часть внутреннеречевых рефлексов заторможена. Рефлексы внутренней речи - это функционально измененные обычные речевые рефлексы (И. М. Сеченов). Внутренняя речь: беззвучная речь про себя и для себя, возникающая в процессе мышления. Внутренняя речь происходит из внешней, с ее помощью происходит переработка образов восприятия, их осознания и классификации в определенной системе понятий. Внутренняя речь кодирует образы реального мира символизирующими их знаками и выступает как средство мышления. Она выступает как фаза планирования в практической и теоретической деятельности.

Cлайд 7

Типы внутренней речи 1) внутреннее проговаривание - “речь про себя”, сохраняющая структуру внешней речи, но лишенная фонации, т. е. произнесения звуков, и типичная для решения мыслительных задач в затрудненных условиях; 2) собственно речь внутренняя, когда она выступает как средство мышления, пользуется специфическими единицами (код образов и схем, предметный код, предметные значения) и имеет специфическую структуру, отличную от структуры внешней речи; 3) внутреннее программирование, т. с. формирование и закрепление в специфических единицах замысла речевого высказывания, целого текста и его содержательных частей. Внутренняя речь формируется из внешней речи.

Cлайд 8

Эгоцентрическая речь Эгоцентрическая речь – особая форма речи, промежуточная между внутренней и внешней речью, выполняющая в основном интеллектуальную, а не коммуникативную функцию. Она активизируется у детей в возрасте от 3 до 5 лет, а к 6-7 годам исчезает. Эгоцентрической речи, как и внутренней, свойственны интеллектуальная функция, неполная осознанность, предикативность и агглютинированность. Речь, обращенная к самому себе, регулирующая и контролирующая практическую деятельность. Как показал Л. С. Выготский эгоцентрическая речь генетически восходит к внешней (коммуникативной) речи и является продуктом ее частичной интериоризации. Таким образом, эгоцентрическая речь как бы переходный этап от внешней к внутренней речи.

Cлайд 9

Использованная литература 1. Сидоров П.И., Парняков А.В. Клиническая психология: учебник. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008. - 880 с.: 2. Психология. Словарь / Под общ. ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского. - М., 1990.

Слайд 1

Слайд 2

Слайд 3

Слайд 4

Слайд 5

Слайд 6

Слайд 7

Слайд 8

Слайд 9

Слайд 10

Слайд 11

Слайд 12

Слайд 13

Слайд 14

Слайд 15

Слайд 16

Слайд 17

Слайд 18

Слайд 19

Слайд 20

Слайд 21

Слайд 22

Слайд 23

Презентацию на тему "Речь" можно скачать абсолютно бесплатно на нашем сайте. Предмет проекта: Русский язык. Красочные слайды и иллюстрации помогут вам заинтересовать своих одноклассников или аудиторию. Для просмотра содержимого воспользуйтесь плеером, или если вы хотите скачать доклад - нажмите на соответствующий текст под плеером. Презентация содержит 23 слайд(ов).

Слайды презентации

Слайд 1

Обобщение материала, изученного в разделе «Речь». Стили речи.

Урок русского языка в 8 классе по программе М.М.Разумовской №2

Презентация подготовлена учителем русского языка и литературы МОУ Козельской CОШ №3 МО «Муниципальный район «Козельский район» Калужской области Минаковой Татьяной Валериевной 2011

Слайд 2

Цели урока:

Образовательная: повторить, систематизировать и обобщить известное учащимся по данной теме, тренировать практическое умение определять тип, стиль речи, формулировать тему, идею текста; формировать умение читать и понимать текст, определять авторский замысел, объяснять те художественные приемы и средства, при помощи которых автор достигает реализации своего замысла. Развивающая: развивать умение строить высказывание с учетом существующих норм русского языка, способствовать развитию речи учащихся, развивать логическое мышление и речь учащихся, расширять кругозор. Воспитательная: воспитание интереса к русскому языку, формирование гражданской позиции, нравственное воспитание учащихся через осмысление текстов, предложенных на уроке для анализа.

Задачи урока:

проверить не только объем и качество усвоения материала, но и глубину осознанности, умения использовать полученные знания на практике; повторить и углубить знания учащихся по теме, организуя индивидуальную работу, фронтальную беседу; с помощью выполнения практических заданий корректировать пробелы в ЗУН учащихся, с помощью заданий выявить типичные ошибки; используя ЦОР, повысить мотивацию к изучению данной темы и к предмету в целом.

Слайд 3

Каждый человек должен так же писать хорошо, как и говорить хорошо. Речь, письменная или устная, характеризует его в большей мере, чем даже внешность или умение себя держать. В языке сказывается интеллигентность человека, его умение точно и правильно мыслить, его уважение к другим, его «опрятность» в широком смысле этого слова. Д.С.Лихачёв

Слайд 4

Стиль: Разговорный Научный Официально-деловой Публицистический Художественный Какой это стиль? (практическая робота)

Слайд 5

Слайд 6

Разговорный стиль речи

Форма и вид речи - устная (возможна письменная - частная переписка) Сфера общения - неофициальное непосредственное спонтанное общение в быту, дома, в магазине, в транспорте Функция - общение - обмен информацией, мыслями, впечатлениями Жанры - бытовая беседа, воспоминания и др. Особенности стиля - непринужденность, неофициальность, неподготовленность коммуникации; широкое использование неязыковых средств общения (жесты, мимика); особая роль интонационных средств; ситуативная прикрепленность; эмоциональность и оценочность Языковые средства - обиходно-бытовая лексика и фразеология; эмоционально-экспрессивная лексика; широкое употребление частиц, междометий, вводных слов; короткие и неполные предложения, слова-предложения; повторы; ослабление и нарушение связи между частями предложений; бессоюзная связь и присоединительные конструкции; инверсия

Слайд 7

Научный стиль речи

Форма и вид речи – письменная (возможна и устная); монолог Сфера общения – научная деятельность Функция – сообщение, разъяснение научной информации, пропаганда научных сведений и достижений Жанры – диссертация, монография, научная статья, реферат, доклад, учебник и учебная литература, научно-популярная литература Особенности стиля – строгая логичность изложения; смысловая точность, отвлеченность и высокая степень обобщения; объективность Языковые средства - употребление слов в прямом значении; терминология, абстрактная лексика; употребление причастий и деепричастий; вводные слова; сложные синтаксические построения; четкое построение абзацев

Слайд 8

Официально - деловой

Форма и вид речи – письменная; монолог Сфера общения – общение органов государственной власти с гражданами, общение учреждений между собой, общение граждан с учреждениями Функция – сообщение Жанры – законодательные документы (закон, кодекс, конституция, устав), дипломатические акты, служебная переписка между учреждениями и организациями, деловые бумаги (приказ, распоряжение, постановление, справка, характеристика, заявление, докладная записка, расписка, объявление и др.) Особенности стиля – точность; стандартизованность, стереотипность; устойчивость и замкнутость; слабая степень индивидуализации стиля; широкое употребление клише и штампов; почти полное отсутствие экспрессивных речевых средств Языковые средства - особая официальная и канцелярская лексика и фразеология; употребление слов и номенклатурных наименований в прямом значении; широкое использование условных сокращений, сложных союзов, производных предлогов, конструкций с отглагольными существительными, распространенных предложений с развернутой синтаксической связью

Слайд 9

Публицистический

Форма и вид речи – письменная (возможна и устная); монолог диалог полилог Сфера общения – агитационно-массовая деятельность Функция – воздействие с целью агитации и пропаганды, т.е. формирование общественного мнения; сообщение (информирование граждан о событиях в стране и мире) Жанры – очерки, статьи в СМИ (газетах, журналах, в интернете), дискуссии, политические дебаты и др. Особенности стиля – логичность; образность; эмоциональность; оценочность; жанровое разнообразие Языковые средства – общественно-политическая лексика и фразеология; частотны заимствованные слова (особенно англицизмы); эмоционально-экспрессивная лексика; разнообразие стилистического использования языковых средств: многозначность; эпитеты, сравнения, метафоры, риторические вопросы и восклицания, лексические повторы, инверсия, синтаксический параллелизм, парцелляция

Слайд 10

Художественный стиль речи

Форма и вид речи – письменная; монолог, диалог. полилог Сфера общения – словесно-художественное творчество Функция – воздействие, единство коммуникативной и эстетической функций Жанры – роман, повесть, рассказ, драма, трагедия, сказка и др. Особенности стиля – широкое использование средств других стилей и средств нелитературных (просторечия, диалектов, жаргонов); широкое применение экспрессивных и изобразительных средств языка; поэтический синтаксис; индивидуализация стиля (стиль писателя) Языковые средства – лексика эмоционально-экспрессивная и разговорная, просторечная, жаргонная; широкое употребление тропов и стилистических фигур: эпитеты, сравнения, метафоры, анафоры, антитезы, риторические вопросы, инверсии и др.

Слайд 11

Какой это стиль?

Стандартные фразы (клише) Устойчивые обороты Отсутствие эмоциональной лексики, тропов Обилие существительных, обозначающих действие как предмет (в связи с поездкой, во избежание…, по окончании…) Употребление производных предлогов.

Официально-деловой

Слайд 12

В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией. Человек должен быть интеллигентен! А если у него профессия не требует интеллигентности? А если он не смог получить образования? А если интеллигентность сделает его «белой вороной», будет мешать его сближению с другими людьми? «Вон человек, что скажешь ты о нем?» Ответил друг, плечами пожимая: «Я с этим человеком не знаком, что про него хорошего я знаю?» Нет, нет, нет! Интеллигентность нужна при всех обстоятельствах. Интеллигентность равна нравственному здоровью, а здоровье нужно, чтобы жить долго – не только физически, но и умственно. В одной старой книге сказано: «Чти отца своего и матерь свою, и долголетен будешь на земле». Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Интеллигентность проявляется не только в знаниях, а в способностях к пониманию другого. Она проявляется в тысяче и тысяче мелочей: в умении уважительно спорить, вести себя скромно за столом, в умении незаметно (именно незаметно) помочь другому, беречь природу, не мусорить вокруг себя – не мусорить окурками или руганью, дурными идеями (это тоже мусор, и еще какой!). «Вон человек, что скажешь ты о нем?» - спросил я у товарища другого. «Я с этим человеком не знаком, что я могу сказать о нем плохого?». Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. Интеллигентность – это способность к пониманию, к восприятию, это терпимое отношение к миру и к людям. Интеллигентность надо в себе развивать, тренировать – тренировать душевные силы, как тренируют и физические. Социальный долг человека – быть интеллигентным.

Слайд 13

Статья 17 В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией. 2. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. 3. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. (Конституция Российской Федерации)

Слайд 14

Слайд 15

Слайд 16

Человек должен быть интеллигентен! А если у него профессия не требует интеллигентности? А если он не смог получить образования? А если интеллигентность сделает его «белой вороной», будет мешать его сближению с другими людьми? Нет, нет, нет! Интеллигентность нужна при всех обстоятельствах. Интеллигентность равна нравственному здоровью, а здоровье нужно, чтобы жить долго – не только физически, но и умственно. В одной старой книге сказано: «Чти отца своего и матерь свою, и долголетен будешь на земле». Интеллигентность проявляется не только в знаниях, а в способностях к пониманию другого. Она проявляется в тысяче и тысяче мелочей: в умении уважительно спорить, вести себя скромно за столом, в умении незаметно (именно незаметно) помочь другому, беречь природу, не мусорить вокруг себя – не мусорить окурками или руганью, дурными идеями (это тоже мусор, и еще какой!). Интеллигентность – это способность к пониманию, к восприятию, это терпимое отношение к миру и к людям. Интеллигентность надо в себе развивать, тренировать – тренировать душевные силы, как тренируют и физические. Социальный долг человека – быть интеллигентным. (Д.С. Лихачев)

Слайд 17

Образность Эмоциональность Лиричность Историзмы, архаизмы Диалектизмы Разговорная (в том числе, грубая) лексика Тропы Нарушение грамматических норм

Художественный

Слайд 18

Слайд 19

Слайд 20

Специальная лексика Термины Точность в передаче мысли Отсутствие эмоциональности, экспрессии Обилие сложносочиненных/ сложноподчиненных предложений, причастных и деепричастных оборотов, вводных слов

Слайд 21

Вода – хороший растворитель. Это связано с молекулярным строением воды и вытекающими отсюда ярко выраженными электрическими свойствами молекул. Тело, оказавшееся в воде, очень чувствует эти свойства. На поверхности тела чрезвычайно ослабляется молекулярное притяжение. Настолько, что это притяжение уже не может сопротивляться ударам молекул друг о друга при их тепловом движении. Атомы или молекулы начинают постепенно отрываться от поверхности тела и переходить в воду. А это и есть процесс растворения. (По В. Келлеру)

Слайд 22

Использованные материалы:

1.А.Г. Нарушевич. Методика подготовки к ЕГЭ по русскому языку: планирование занятий, организация урока, система упражнений. – М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2007. 2. ЕГЭ-2008: Русский язык. Репетитор / И.П. Цыбулько, С.И. Львова. - М.: Эксмо, 2008. 3. Н.А. Сенина. Русский язык. ЕГЭ – 2007. Вступительные экзамены. - Р/Д: Легион, 2006. 4. И.Б. Голуб. Стилистика русского языка. – М.: Рольф, 2001. 5. Н.С. Валгина. Теория текста. – М.: Логос, 2004. 6. А.Я. Кузьма, О.В. Неупокоева, К.В. Прохорова. Русский язык. Комплексная подготовка к Единому государственному экзамену. – М.: Айрис-пресс, 2007. 7. В.И. Капинос и др. развитие речи: теория и практика обучения: 5-7 кл.: кн. Для учителя. – М.: Просвещение, 1991. 8. Е.И.Никитина. Русская речь: учеб. Пособие по развитию связной речи для 5-7 кл. сред.шк. – М.: Просвещение, 1992.

Советы как сделать хороший доклад презентации или проекта

  1. Постарайтесь вовлечь аудиторию в рассказ, настройте взаимодействие с аудиторией с помощью наводящих вопросов, игровой части, не бойтесь пошутить и искренне улыбнуться (где это уместно).
  2. Старайтесь объяснять слайд своими словами, добавлять дополнительные интересные факты, не нужно просто читать информацию со слайдов, ее аудитория может прочитать и сама.
  3. Не нужно перегружать слайды Вашего проекта текстовыми блоками, больше иллюстраций и минимум текста позволят лучше донести информацию и привлечь внимание. На слайде должна быть только ключевая информация, остальное лучше рассказать слушателям устно.
  4. Текст должен быть хорошо читаемым, иначе аудитория не сможет увидеть подаваемую информацию, будет сильно отвлекаться от рассказа, пытаясь хоть что-то разобрать, или вовсе утратит весь интерес. Для этого нужно правильно подобрать шрифт, учитывая, где и как будет происходить трансляция презентации, а также правильно подобрать сочетание фона и текста.
  5. Важно провести репетицию Вашего доклада, продумать, как Вы поздороваетесь с аудиторией, что скажете первым, как закончите презентацию. Все приходит с опытом.
  6. Правильно подберите наряд, т.к. одежда докладчика также играет большую роль в восприятии его выступления.
  7. Старайтесь говорить уверенно, плавно и связно.
  8. Старайтесь получить удовольствие от выступления, тогда Вы сможете быть более непринужденным и будете меньше волноваться.